Поезда идут сквозь метели
Погода диктует свои условия. Автомобильный транспорт практически остановился. Но хорошо, что железнодорожный не имеет ограничений в условиях снегопадов и морозов. Он должен ходить по расписанию всегда. Недаром скоростные поезда «Тальго» увеличили в преддверии Нового года составы до 20 вагонов. Но билетов все равно не хватает.
– В эти сложные по погодным условиям дни, – говорит заместитель руководителя Восточно-Казахстанского отделения железной дороги КТЖ Рустам Кайыржанов, – поезда ходят по расписанию. В круглосуточной работе постоянно находится до восьми снегоочистительных и снегоуборочных машин. Все 527 километров нашего отрезка железной дороги продолжают работать в строгом соответствии с регламентом.
На борьбу со снегом дополнительно привлечено 140 человек персонала. Они очищают территории станций, других объектов от излишних накоплений снега. Чтобы ни зимой, ни весной при таянии снега не было никаких неожиданностей. Таковы давние традиции железной дороги.
…Вот с расчистки железной дороги от снега в районе станции Предгорная возвращается на Защитинскую дистанцию пути на своей мощной снего-
уборочной машине экипаж в составе машиниста Юрия Кулышева и помощника машиниста Раджана Жайсамбаева. Юрий водит локомотивы с 1980 года. Знаком с суровыми зимами наших мест не понаслышке. Однако такую многодневную метель с сильным ветром не припомнит. Местами снег вырван ветром до земли, а местами нанесло его до крыш домов. Похоже, непогода не думает усмиряться. «Значит, – делает вывод ветеран, – нужно быть готовым к работе в праздничные дни. Мы к этому привычные. К тому же автомобильные дороги закрыты. Людям остается надеяться на железнодорожный транспорт. Хорошо понимаем ситуацию. Будем трудиться».
Раджан начинал на Защите путейцем. Затем прошел курс обучения и сегодня трудится помощником машиниста. В семье трое детей. Все хотят, чтобы папа непременно был за новогодним столом. Но если потребует обстановка, Раджан тоже готов работать 31-го и 1-го числа. Такова уж судьба железнодорожная. Маленький сын Мирас тоже хочет управлять машиной, которая с разгону разбивает большие сугробы в пух и прах. Обеспечивает проезд всем поездам вовремя. Поясним читателю, что железнодорожная машина, которая разбрасывает снежные переметы в стороны, называется снегоочистительной, а которая тут же загружает снег в следующие за ней вагоны – снегоуборочной. Также есть и снегороторные агрегаты. И восточноказахстанское отделение оснащено такой техникой в достатке. Ведь оно самое снежное в республике.
«Сегодня на разных участках нашей дороги температура воздуха колеблется от минус трех до плюс двух градусов, – рассказывает об обстановке дежурная по отделению дороги Джамиля Сагидуллина. – Но наблюдается сильный ветер, 15 – 20 метров в секунду. Образуются переметы. Снегоочистительные машины-челноки работают в эти часы на зыряновском, лениногорском и шемонаихинском направлениях. Дорогу от снега очищать успеваем. При необходимости будут задействованы очистительные роторные установки».
Вспоминаем, что когда открылся участок дороги Усть-Каменогорск – Шар, со снежными переметами здесь сильно помучились. Автор этих строк принимал участие в вызволении товарного состава, который пришлось откапывать лопатами. Сегодня на протяжении этого участка сооружены капитальные щиты снегозадержания. Это и определяет успех в борьбе со снегом. Но и в других местах применяются различные формы задержания, что существенно помогает бороться со снегом.
Операторы еще раз запрашивают по радиосвязи обстановку у машинистов, находящихся в пути, а также у дежурных по станциям. Сегодня, слава Всевышнему, переметы и лавины не преграждают путь железнодорожному транспорту. Поезда идут сквозь метели по расписанию. Но железнодорожники готовы к любым изменениям погодных условий.