Общество

Почему не идет на поле молодой агроном?

Если бы я был врачом, то современное состояние Саратовского сельхозколледжа оценил бы как стабильно тяжелое, требующее комплексного и долговременного лечения. Объясню – почему.

Почему не идет на поле  молодой агроном?Агропромышленный комплекс области – один из самых заметных в Казахстане. Его объем – более миллиона гектаров посевов, четыре миллиона голов различного скота… В ВКО производят 800-900 тысяч тонн зерновых, более 100 тысяч тонн масла подсолнечного, более тысячи тонн меда. Молока – до 750 тысяч тонн, а мяса в убойном весе – примерно 115 тысяч тонн. В рамках области свыше 20 тысяч сельхозформирований.

Мечта и реальность

Конечно же, этому большому цеху нужны так называемые технологи среднего звена: агрономы, зоотехники, ветфельдшеры, механики, пчеловоды… Это необходимо еще и потому, что в нашем агрокомплексе идет активная диверсификация. К примеру, поля засеивают рапсом – культурой, которая не терпит небрежности. Агроному, особенно в первый год возделывания, от рапсового поля вообще отлучаться нельзя. Можно привести и другие примеры.

Хорошо, если бы у нас каждую тысячу гектаров вел отдельный агроном. Но где взять тысячу квалифицированных агрономов Восточному Казахстану! Чаще встречаю другое. Руководитель одного из хозяйств рассказывает: «Я один год посмотрю, как действует гербицид, на второй применяю, один год испытаю гибрид, на второй сею. Вот так учусь».

Долго же мы будем учиться методом проб и ошибок! А с другой стороны, есть у нас в области специальное учебное заведение – сельскохозяйственный колледж. Его выпускники призваны разбираться с гербицидами и гибридами, помогать крестьянам быстрее осваивать новые культуры. Заместитель директора колледжа по учебно-практической работе Виктор Крикуненко информирует, что из числа выпускников отделения агрономии этого года непосредственно на поля крестьянских хозяйств пришли… четверо: Нуржан Шахантаев, Ольга Екимова, Таис Тайсултанова, Кадыс Кадуан. Семь выпускников устроились специалистами в акиматах, лаборантами, озеленителями, карантинными инспекторами. Но оставшаяся и большая часть молодых агрономов (17 человек) вообще не нашли работу или устроились не по специальности. На отделении агрономии остались трудиться всего три преподавателя специальных дисциплин. К слову говоря, в колледже всего два преподавателя преподают спецдисциплины и будущим пчеловодам. Вот насколько остра сейчас ситуация. Как ее исправлять?

Выпускники смотрят в сторону

Попытаемся, прежде всего, понять, почему это происходит. В наших крупных хозяйствах агрономы есть. А вот в тех, где занимаются только полеводством, дела обстоят сложнее. Зимой такие хозяйства не работают. Содержать же агронома круглый год накладно. Вторая закавыка заключается в весьма скромных окладах, которые могут предложить агроному небольшие хозяйства. Молодых специалистов это, разумеется, не устраивает. Вот и уходят в сторону. В то же время небольшие сельхозформирования применяют агронауку по собственному разумению, то есть как могут.

Преподаватели колледжа предлагают решительно вмешаться в эту ситуацию. Нельзя гробить землю, ее плодородие, полагаясь на метод проб и ошибок. То есть, если есть, скажем, в хозяйстве одна тысяча гектаров, то обязательно (в законодательном порядке) должен быть и агроном. Именно он, а никто другой, обязан внедрять научно-обоснованные севообороты, разрабатывать и предлагать лучшие технологии обработки почвы, следить за качественностью семян, грамотно использовать гербициды и минеральные удобрения. И хозяйство обязано выучить такого специалиста. Вот тогда выйдет на поле молодой агроном.

Кстати, у преподавателей колледжа тоже низкая заработная плата. Стартовать же молодым преподавателям техникума и вовсе приходится с 35 тысяч тенге в месяц. Кто пойдет? Между тем только на отделение агрономии сегодня легко бы приняли шесть преподавателей. Конечно, у коллектива есть полное понимание того, что выдавать названные выше результаты для столь солидного учреждения просто более невозможно. И преподаватели неплохо поработали прошлой зимой и весной с руководителями хозяйств, подписав 180 протоколов намерений. Коллектив ожидает, что в нынешнем году государство сделает заказ на подготовку 170 специалистов. Пока же, как мы уточнили в отделе кадров, в колледже учатся всего 265 человек, а в советские времена только очные отделения выпускали по 900 специалистов. Немало было и обучающихся заочно.

Пасеки без пчеловодов

Непросто идет в колледже возрождение отделения пчеловодства. Преподаватель Татьяна Уханова отмечает, что в течение 12 лет колледж вообще не выпускал пчеловодов. В 2010 году с помощью районов на обучение были направлены 16 человек. Правда, половина из них так и не появилась на занятиях. В 2011 году набор возрос до 18. До выпуска дошли 12, которые вскоре получат документы о получении специальности.

В Восточном Казахстане немало пасек. Но, как правило, они у нас семейные. Это характеризует ситуацию по распределению специалистов. Скажем, Мереке Слембеков нашел работу в одном из хозяйств Зайсанского района. Александр Рузанов и Станислав Буньков продолжат работу на своих семейных пасеках. У Андрея Трунова – вариант: небольшая пасека есть у родителей. Скорее всего, он где-то найдет себе основную работу, а в свободное время будет заниматься родительской пасекой.

Но первыми планами на будущую работу проблема в целом не снимается. Молодые специалисты, как уже говорилось выше, летом легко найдут работу на пасеках. Но когда сезон закончится, хозяин скажет спасибо молодому пчеловоду. И все. Куда тогда податься специалисту, как обеспечить свое существование? Хорошо бы выпускникам завести собственные пасеки. Однако дадут ли 18-19-летнему парню кредит на эти цели? Чтобы закупить 30 пчелосемей, необходимо два миллиона тенге. Вот и выходит, что большинству выпускников-пчеловодов, как и будущим агрономам, очень непросто будет найти себя в профессии, закрепиться в ней.

Единственный выход: чтобы сохранить молодых пчеловодов, нужно открывать больше пасек в крестьянских хозяйствах; развивать семейные пасеки, которые бы направляли своих представителей на обучение по примеру Рузановых и Буньковых.

И все же становление отделения пчеловодства понемногу идет. Сорок пчелосемей имеет учебная пасека. Появляется новое оборудование, инструментарий. Крепнет связь с хозяевами больших пасек края.

Я узнал, что в колледж поступило предложение о приеме на работу пасечников. Приглашение прислали из Южно-Казахстанской области. Но никто из наших ребят не отозвался. Как оказалось, они пришли учиться в Саратовский колледж для того, чтобы после получения диплома работать в родных местах. Полагаю, это дорогого стоит и обязывает всех специалистов по трудоустройству ВКО помочь успешно стартовать молодым.

Механики стали механизаторами

Техник-механик – профессия универсальная. Поэтому выпуск 2013 года, состоящий из 15 человек, устроился на работу почти полностью. Правда, в техники-механики крестьянского хозяйства не попал никто, работают парни механизаторами. Или слесарями-сборщиками на заводе «Азия Авто», пополняют штаты многочисленных СТО и так далее. И один выпускник попал даже в пасечники. Ну, хоть так! Хотя недаром же учили ребят азам эксплуатации именно сельскохозяйственной техники, которая год от года становится все более сложной, требует специальных знаний. Несомненно, что такие специалисты селу нужны. Видно, и здесь пора вводить более строгие требования к крестьянским хозяйствам. Есть земля – должен быть агроном, есть техника – должен быть дипломированный механик.

Конечно, и радостные вести приходят порой в учебное заведение. Так один из недавних выпускников возглавил ветеринарное предприятие в Глубоковском районе. И попросил еще ветфельдшеров в свой коллектив.

Надо сказать, что отделение ветеринарии работает наиболее успешно. Скажем, в прошлом году было выпущено 35 ветеринарных фельдшеров, из них 22 работают сегодня по специальности. Уже неплохо.

На отделении ветеринарии учатся 106 человек. Мы побывали в группе 2ВК, познакомились с ребятами. Так, Еркимбек Серик уже знает, что будет работать в хозяйстве Тойбазарова в Жарминском районе. Сымбат Тапан приехала к нам учиться из Туркестана Южно-Казахстанской области. Многие ветфельдшеры находят сегодня работу на государственных ветеринарных предприятиях. Как видим, схема: есть должность в штатном расписании – есть специалист, работает в целом неплохо. Плохо, что нет своей животноводческой базы в Саратовском колледже, где бы будущие ветфельдшеры получали больше практических занятий. Земля же в колледже есть. Нынче на 189 гектарах посеяли подсолнечник, на 140 – пшеницу. Это говорит о том, что маловато пока силенок у колледжа для того, чтобы полноценно заниматься земельным наделом. Наиболее заметная техника – трактор «Кировец», комбайны «Есиль» и «Вектор».

Аким Саратовского сельского округа Уралбек Оспанов считает, что техникум должен начинаться с создания нормальных условий для обучения и проживания учащихся. Про условия обучения уже говорили. Что же касается проживания, то крыша общежития протекает, питьевую воду сюда подают только днем. Дырявая крыша на главном учебном корпусе.

«Это тоже сильно подмачивает репутацию нашего сельскохозяйственного колледжа. Вот и выходит, что заведению необходима комплексная и долговременная реабилитация», – подводит итог разговора мой собеседник.

Владимир Никифоров

Уланский район

Еще новости

Back to top button