По следам Алихана Букейханова
Энтузиасты из Семея провели увлекательную этнографическую экспедицию, повторив путь Алихана Букейханова спустя столетие.
С 28-го июня по З июля 2015 года историки и этнографы Семея, объединив усилия, совершили увлекательное путешествие по нескольким сельским округам современного Абайского района Восточно-Казахстанской области. Именно в этих местах более ста лет назад, в 1909-1910 годах, побывал со своим экспедиционным отрядом будущий лидер партии «Алаш» Алихан Букейханов. Он проводил исследования этого степного края в составе большой этнографической экспедиции под руководством Щербина. Современным исследователям было интересно узнать, как изменился этот край за последние сто лет.
Свою историко-этнографическую экспедицию энтузиасты посвятили празднованию 550-летия Казахского ханства и 170-летию Абая Кунанбаева. В состав экспедиции во-шли кандидат исторических наук, археолог, профессор ГУ им. Шакарима Амантай Исин, известный историк, этнограф, автор шеститомника «Шынгыстау тобықты шежiресі» и других историко-познавательных произведений Молдабек Жанболатов, знаток местности края Какен Шулгаубаев и специалисты областного историко-краеведческого музея Семея во главе с директором Бекеном Темировым.
– Более ста лет назад по указу царского правительства Российской империи на территории Восточного и Северного Казахстана была проведена известная экспедиция Щербина. В рамках этого проекта в 1909-1910 годы в наших краях работала экспедиция под началом будущего лидера движения «Алаш» Алихана Букейханова. Наша экспедиция поставила перед собой задачу пройти по следам Алихана на территории Шаганской и Буглинской волостей, ныне территории сельских округов Саржал, Токтамыс, Медеу, – рассказывает директор областного историко-краеведческого музея Семея Бекен Темиров.
Однако задачи, которые поставили перед собой современные исследователи, были несколько иными, чем обозначил в свое время Алихан Букейханов.
Сто лет назад государство больше интересовало наличие плодородных земель для возможного переселения в казахские степи русских крестьян, а также попутное изучение истории, нравов, культуры, традиций и обычаев казахского народа. Сегодняшних ученых в большей степени интересует ознакомление с историко-культурными памятниками Абайского района, а также сбор этнографического наследия, сохранившегося до наших дней.
А чтобы максимально эффективно провести экспедиционное время, участники заранее нашли знатоков местного края, интересных личностей и людей, которые сумели бережно сохранить уникальные вещи, относящиеся к самым различным эпохам истории развития Казахского ханства. В этом им большую помощь оказали аким Абайского района Турсынгазы Мусапирбеков, акимы Саржальского и Токтамыского сельских округов Улан Акылбеков и Акылтай Садырбай, а также главный специалист сельского округа Медеу Куанышбек Темирбек. Именно они посоветовали членам экспедиции встретиться с местными жителями, которые знают родные места как свои пять пальцев, знают много историй и легенд, связанных с той или иной местностью или зимовкой. Так, в состав экспедиции вошли жители Абайского района Толеугазы Толахметов, Ертис Татиев и Толеген Оразбаев, без помощи которых исследователи пропустили бы много интересных памятников и находок.
Свое путешествие в прошлое участники экспедиции начали с посещения сел Карасу и Саржал. Здесь они побывали на месте гибели батыра Жанана, ныне известном современникам под поэтическим названием «Слезы батыра». Неподалеку от него находятся развалины поселения начала прошлого века. Здесь местные жители вели оседлый образ жизни: возделывали земли, выращивая пшеницу. Такой вывод сделали после того, как нашли предметы быта и кованые орудия труда.
\\
Есть в этих краях еще одно почти легендарное место. В 15 км от главной дороги, среди пустынных, каменистых сопок, находится небольшой лесок из нескольких тополей. Уникальность этого местечка в том, что эти деревья выживают в тяжелых условиях безводной степи. Легенда гласит, что когда-то здесь было единственное дерево, у которого назначал встречи со своими джигитами Тауке-батыр – поэт, певец и защитник нуждающихся.
Также любознательные энтузиасты посетили реку Ашысу, развалины неболь-шого села Табаскан, а также местности Милы и Бойлаук.
– В ходе экспедиции были исследованы многие интересные объекты, – поделился своими впечатлениями Амантай Исин. – К примеру, у реки Шаган мы посетили развалины имения Ике Адилова с сохранившимся мазаром его отца Адила, представляющим собой интересное ритуально-архитектурное сооружение. Нам удалось осмотреть и руины имения Мусатая, в котором была открыта школа, где в начале ХХ века преподавал Мухтар Ауэзов, и необычайное для этих мест архитектурное сооружение «Мазар Будана».
Этот мазар возвышается в небольшой долине, окруженной несколькими невысокими горами. Он сооружен из саманного кирпича, что типично для этой местности. Необычной же является сама архитектура мазара: его венчают три купола, соединенные кирпичными галереями. Причем сделаны купола тоже из саманного кирпича. К сожалению, сооружение, относящееся к эпохе позднего Средневековья, начинает разрушаться. Два из трех куполов уже потеряли свои вершины. Если памятник не взять под охрану государства и не отреставрировать, то через несколько лет его может просто не стать.
Археологическую часть экспедиции открыла памятная встреча с коллегами – учеными и студентами Национального Евразийского университета им. Льва Гумилева, которые ведут археологические раскопки курганов эпохи бронзы, раннего железа и тюркского времени неподалеку от села Токтамыс.
Обнаружили исследователи и многочисленные наскальные рисунки в местности Шыбынтай. А около развалин имения Козыбагара они увидели знаменитые каменные плиты с вырезанными в них отверстиями для игры в тогыз кумалак. Поразила всех еще одна любопытная находка. У развалины имения Оразбая-кажи находится его могила, на которой установлен очень необычный надгробный камень. Установленный в 1925 году, он полностью покрыт надписью, выполненной арабской вязью. Члены экспедиции сделали все необходимые замеры и сфотографировали камень с разных сторон, чтобы иметь возможность изучить и перевести эту надпись.
– Личность Оразбая-кажи великолепно описал в романе-эпопее «Путь Абая» Мухтар Ауэзов, — отметил Бекен Темиров. – Это был современник Абая Кунанбаева, можно сказать, его соперник в знатности и богатстве. А мы сейчас о нем мало что знаем. Даже место, где он жил и упокоился с миром, почти никому не известно. К примеру, в России все, что так или иначе связано с именем Александра Пушкина, находится под охраной государства. Думаю, и Казахстану следует пойти по этому примеру в отношении тех памятников, которые относятся к эпохе Абая Кунанбаева.
Венцом археологической части экспедиции стало посещение могильника эпохи бронзового века, известного под названием «Кoргантас». В голой, безлюдной степи на небольшом расстоянии друг от друга расположены около 70 необычных каменных сооружений. Чаще всего это могильные курганы и целые семейные склепы. Причем, многие из них отличаются по форме: есть курганы круглые и прямоугольные, а также уложенные каменной насыпью, что говорит о том, что они более характерны для эпохи раннего железа. Вполне возможно, что это было священное место упокоения определенного племени или целого союза племен, где хоронили лучших людей на протяжении нескольких веков.
– Эти могильники хорошо известны местному населению, но совершенно не исследованы в научных кругах, – отметил Амантай Исин. – До сих пор они не были внесены в реестр археологических памятников Восточно-Казахстанской области. Уверен, что изучение этих сооружений станет громким словом в исторической науке современного Казахстана.
– К большому сожалению, все эти объекты, имеющие большое историческое, архитектурное и археологическое значение, не взяты под государственную охрану и находятся на грани исчезновения, – посетовал Бекен Темиров. – Мы хотели бы сегодня обратить внимание и напомнить о бережном отношении, изучении и хранении предметов и объектов старины.
Во время этого удивительного путешествия, связавшего прошлое и настоящее, у исследователей было немало интересных встреч. Одна из них произошла в селе Токтамыс, названном в честь знаменитого защитника казахского народа от джунгарского нашествия в начале XVIII века батыра Токтамыса. Любопытно, но в этом селе вот уже почти три века живут прямые потомки народного героя: представители седьмого и восьмого поколения батыра. В их доме бережно хранится семейная реликвия, оставленная Токтамысом своим наследникам.
Это старинный сундук, в котором хранятся личные вещи батыра: два его знамени, сабля, наконечник копья и бумажный свиток, написанный на арабском языке. На тонком, длинном свитке запечатлено благословение – бата, данное всем потомкам батыра Токтамыса. Эту реликвию батыр привез в свое селение из древнего Туркестана. Самое удивительное, что бумага и чернила этого документа до сих пор находятся в великолепной сохранности. Конечно, специалисты историко-краеведческого музея предложили потомкам Токтамыса передать эти старинные вещи в фонд своего музея, чтобы они стали достоянием казахстанского народа. Примут ли это предложение хранители семейной реликвии, пока неизвестно.
Путешествие в прошлое окончено. Но не завершена исследовательская работа. Наоборот, собранный во время историко-этнографической экспедиции материал станет новой пищей для размышлений и научных изысканий многих ученых и краеведов Семейского Прииртышья. К примеру, уже сейчас Амантай Исин намерен внести в график ежегодных студенческих археологических экспедиций ГУ им. Шакарима и раскопки могильников «Кoргантас».
Семей