Культура

Плывет венок – к добру, утонет – к худу…

Земля Восточного Казахстана богата народными традициями, обычаями, преданиями. Возрождение самобытной культуры, преемственность поколений наблюдается еще и в чествовании древних праздников. К примеру, в минувшее воскресенье в селе Бобровке Глубоковского района красочно и торжественно отметили праздник Троицу.

Плывет венок – к добру,  утонет – к худу…Народные гуляния прошли в замечательном селе – Бобровке. К слову, в следующем году оно отметит свое 250-летие.
Эта деревня славится трудолюбием, особым характером и жизнерадостностью своих жителей. Из поколения в поколение передаются здесь «жемчужины» фольклора, культуры и народных преданий. Поэтому место проведения мероприятия выбрано не случайно. Организаторы, в лице сотрудников Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника, пригласили на праздник творческие народные коллективы из других сел. Чтобы веселее было. Когда все участники собрались на площади, они надели на головы венки, выстроились в стройные ряды, прошли с песнями по центральной улице, а затем вернулись к площадной сцене, где и начался большой концерт. Кстати, этот древний христианский праздник отмечается в 50-й день Пасхи в память сошествия Святого Духа на апостолов и посвящен прославлению Троицы.

– Традиционные русские календарные праздники в нашем регионе довольно устойчиво держались до первой половины ХХ века, потом началось их затухание, – отметил заведующий отделением русской этнографии музея, председатель общества славянской культуры ВКО Александр Яковлев. – Среди весенне-летних календарных праздников больше всего сведений сохранилось о праздновании Пасхи и Троицы. Эти данные мы собирали в ходе этнографических экспедиций музея по области, главной целью которых был сбор экспонатов для пополнения фондовых коллекций музея. Также накоплен большой материал, собранный участниками фольклорно-этнографического ансамбля «Бастеньки» в ходе поездок по сёлам с целью записи местного фольклора.

По словам краеведов, к празднику Троицы готовились заранее: накануне наряжали избу и ворота ограды берёзовыми ветками. Обряд заламывания берёзки происходил либо накануне, либо в день праздника. Размер и количест-
во берёзок в разных сёлах были неодинаковы. Есть и другие особенности.

– На заламывание березки ходили девки и парни вместе, – поясняет Александр Яковлев. – Срубленные берёзки наряжали лентами, шалями, платками, платочками, бусами, бантами, а также живыми цветами. К примеру, в селе Коробихе из двух срубленных берёзок одну наряжали «мужчиной», другую – «женщиной\’», в Тургусуне – соответственно «женихом» и «невестой». Во время украшения берёзок девушки пели песни, плели венки и одевали их себе на голову. Так происходило в селах: Урыль, Снегирево, Пихтовка, а также «кумились», целуясь через веночки и выпивая вино.

Из леса берёзку несли с песнями. При подходе к селу все становились попарно «ручейком» и входили в село. При этом впереди шли девушка с берёзкой и девочка-подросток с берёзовой веткой. Процессия проходила по центральной улице с песней «Во поле берёзонька стояла…». Эта песня исполнялась у нас повсеместно. Исполнялись также проходочные песни: «Пойдём дыбым…», «По улочке…» и другие. Когда берёзку проносили по главной улице, к молодёжи присоединялись другие жители села и все вместе шли к реке. Здесь берёзку разнаряжали и либо бросали в реку, либо оставляли на берегу. Еще берёзку макали в воду и обрызгивали всех с доб-
рыми пожеланиями.

«В некоторых сёлах здесь же, у реки, девушки гадали на венках, – добавляет А. Яковлев. – Каждая снимала с головы свой венок и бросала его в реку, следя, утонет он или поплывёт. Считалось, плывёт – к добру, утонет – к худу. Зачастую обряд с берёзкой завершался общим купанием, а затем и застольем с обязательным блюдом – яичницей. На природе помимо трапезы пели песни, играли на балалайке, затевали различные игры (в лапту, «в камушки», «в разлуку», «в бабки»), водили хороводы, танцевали (краковяк, камаринскую, польку).

К истокам…

Все это и многое другое можно было узнать со слов знатоков народных обычаев солистов ансамбля «Бастеньки», которые в этот день провели викторины на знание природы родного края, особенностей быта. К собравшимся на площади присоединились и представители исполнительной власти. Оценивал творческие номера заместитель акима области Владимир Кошелев. Аким Глубоковского района Нурлыбек Шерубаев поздравил сельчан с праздником, пожелал здоровья, мира, благополучия и призвал привлекать к участию в подобных мероприятиях больше молодежи.

В ходе концерта на сцену по очереди поднимались участники различных ансамблей и групп. К примеру, порадовали публику «Товарки» из села Предгорного. «К слову, недавно наш ансамбль принял участие в международном фольклорном фестивале в Болгарии, – отметила руководитель ансамбля Нина Ершова. – Рады, что представили культуру Восточного Казахстана наравне с артистами семи стран мира».

Весело, с танцами, шутками и прибаутками выступили участники ансамбля «Перезвон», представляющие села Донское и Таврию. И, конечно, удивили хозяева торжества – ансамбль «Бобровские росы». Самодеятельные артисты исполнили такие песни, как «Ну, какой же ты папаша?», «Ехали цыгане», «Расти калинушка», «В саду при долине», «Три дня молодца женили». По словам руководителя ансамбля Натальи Столяровой, коллектив сущест-
вует уже восьмой год.

Поддерживали артистов члены казачьего центра при общественном объединении «Общество славянской культуры», специально приехавшие в Бобровку. По словам представителя казаков товарища атамана Владимира Ищенко, подобные встречи служат укреплению мира, согласия, добрососедства. С этим мнением согласились и другие участники праздника, в том числе из числа местных жителей.

Так, пенсионерка Любовь Моторина, отдавшая много лет фармацевтическому ремеслу, от имени сельчан поблагодарила приехавших гостей за яркий концерт и добавила, что благодаря государственной программе поддержки опорных сельских населенных пунктов Бобровка стала расцветать и внешне, и внутренне.

«Русальин велик день»

Согласно древним преданиям, неделя, что следует за Троицей, называется русальной неделей. Наши пращуры верили, что в этот период можно встретить настоящих русалок, правда, неизвестно – на радость или на беду. Древние источники говорят, что русалки – это мифологические существа, которые обитают в открытых водоемах (озерах, прудах, речных заводях). Примечательно, что упоминания о водяных духах сохранились в легендах и мифах разных народов.

– По славянским поверьям, русалками становились девушки, утопившиеся от несчастной любви, или умершие до свадьбы просватанные невесты, – поясняет Александр Яковлев. – Славяне изображали русалок в виде женщин с длинными распущенными зеленоватыми волосами, большими мутными глазами, иногда с рыбьим хвостом вместо ног.
Принято считать, что русалки лишены души, а потому они нечисть и нежить.

По словам этнографов, во время русальной недели русалки выходят из воды, усаживаются на камнях или ветвях деревьев, расчесывают свои роскошные волосы, по которым всегда струится вода. Луна в эти ночи светит особенно ярко. Русалки поют дивные песни, заманивая в воду своих жертв. Тихие завораживающие голоса очаровывают заплутавших путешественников, неосторожных рыбаков. А иногда русалки выходят из омутов и бегают по полям.
Могут до смерти защекотать того, кто им попадется, а затем увлечь в воду. Особенно опасным считается четверг – «русальин велик день». Всю неделю купаться не рекомендуется, особенно в ночное время. А чтобы уберечься от опасности, выходя из деревни, нужно брать с собой полынь.

Спрашиваю Александра Андреевича: «Мифы о русалках передаются из уст в уста веками. В чем притягательность этих историй? Может быть, в том, что каким-то волшебным образом люди и в наши дни встречаются с необъяснимыми явлениями, видят странные образы?»

«Возможно, – ответил мой собеседник. – Однако моим коллегам и мне в ходе работы по сбору материалов устного народного творчества Восточного Казахстана не доводилось общаться с очевидцами, видевшими русалок. А в местном фольклоре не так уж много песен или сказаний о русалках. К слову, для нашего региона также не очень характерно отмечание ночи на Ивана Купалу – главного русального праздника. К примеру, только в селе Белом было традиционное купание».

К слову, во время одной из поездок в Новосибирск мне довелось побывать на Дне этнического многообразия.
Праздник проходил в мае в Академгородке с участием представителей различных этносов и диаспор. Помнится, в разговоре с представителями русской общины зашла речь о том, как там относятся к мифам о русалках. Выяснилось, что у древних славян русалки были связаны также с культом плодородия. Еще в XIX веке исполнялись хороводные песни, в которых русалки призывались помогать росту хлебов. После принятия христианства русалки стали нечистой силой, которая могла наказать, вытаптывая посевы или насылая порчу на скотину. В троицкий четверг (семик) девушки плели венки и оставляли их в лесу, чтобы русалок задобрить.

Ева Ким

Глубоковский район

Еще новости

Back to top button