Культура

Песком по стеклу

Песком по стеклу

Обычный песок открыл безграничные возможности для фантазии архитектора из Усть-Каменогорска Виктора Шевченко. На глазах у зрителей он создает мимолетные картины из сыпучего материала.

Первый же поход на песочное шоу, состоявшееся в Восточно-Казахстанском архитектурно-этнографическом и природно-ландшафтном музее-заповеднике, вызвал большой интерес у горожан. Появляющиеся на стекле изображения казались нереальными. Поражало не только качество рисунков, но и скорость их создания. Песочный мастер тратил на изображение меньше минуты. Вот широким жестом сеятеля он швырнул щепотку на стол. Десяток ударов ребром ладони – и перед зрителем мгновенно вырисовывается женский силуэт. Пока мы вглядываемся в общий рисунок, пальцы мастера работают над фоном и прической песчаной красавицы.

Рисунки из песка, как правило, творят руками, однако их можно создавать и с помощью кисти или обыкновенных зубочисток. Так был выполнен автопортрет нашего героя, а также изображение енота. «Картины» получались четкие, но одномоментные. Сфотографировал, и все… Сюжет «растаял» навсегда.

– Песок приятен на ощупь. Сам по себе это интересный и необычный материал, – говорит Виктор. – Рисование песком происходит на глазах зрителей. Те воочию видят, как образ возникает будто из небытия. А потом исчезает. Это завораживает.

Вместе с Виктором начинали «сыпать песок» его коллеги по музею-заповеднику Евгений Васютин и Гульнар Бекбердинова. С первых же занятий у них стало что-то получаться. Но потом они перестали заниматься, а Виктор втянулся. Стал фотографировать свои еще робкие и неумелые песочные картины. Судя по откликам на его интернет-страничках, песочное искусство понравилось пользователям социальных сетей.

К слову, существует несколько версий появления пескографии. По одной из легенд, в древние времена первым стал рисовать на стекле художник-индеец (имя его неизвестно) из Северной Америки. По другой версии, изобретательницей называют канадского аниматора Кэролайн Лиф, которая в 1976 году выпустила мультфильм «Сова женится на гусыне. Эскимосская легенда», где с помощью песка сумела изобразить даже ледяную пустыню. Впрочем, технологию песочного рисунка применяли двумя десятками лет раньше швейцарские аниматоры – супруги Эрнест и Жизель Ансорг. Называется также имя венгерского мультипликатора Ференца Чако. Таким образом, в 70-е годы XX века появился новый вид искусства, который получил название пескография или «sand-art».

Сегодня художники-пескографы очень востребованы в России. Они активно гастролируют, снимают музыкальные клипы и рекламные ролики. Именно из соседней страны и просочилось это новое искусство к нам, в Усть-Каменогорск.

– Анимационные изображения из песка – это плоскостная графика, – говорит Виктор Шевченко. – За счет толщины подсыпки стараюсь создать полутона от темного к светлому и прозрачному. Это необходимо, когда делаешь, например, портрет человека. Новые приемы позволили «оживить» рисунки.

У Виктора Шевченко большая палитра творческих увлечений: от музыки до художественной фотографии. А еще он создает необычные компьютерные коллажи. В последнем – «Мешанина времени» – автор попытался «столкнуть» людей из разных веков, времен и культур в одном пространстве. «Главное в искусстве – идея, а не техника», – поясняет мастер.

Кроме того, В. Шевченко ходит в походы пешком и на лыжах. В Восточном Казахстане он побывал буквально везде – в пустыне, горах, лесах, сосновых борах, на ледниках, морях и озерах. На Сибинских озерах, где много песка, вместе с внуком он не раз строил причудливые песочные замки. Наверное, поэтому ему легко удалось перейти к искусству «sand-art». В техническом отношении все выглядит достаточно просто: стол со стеклянной столешницей, которая снизу подсвечивается лампой. А дальше – творится волшебство…

Антонина Гаврилова

Еще новости

Back to top button