Первые шаги по Великому Шелковому пути
Строительство семи крупных транспортно-логистических центров внутри Казахстана, развитие инфраструктуры, объединение всех транспортников в единый союз, перспективы значительных сокращений расходов предпринимателей на перевозку и хранение грузов. Эти и многие другие вопросы развития логистической отрасли в Казахстане обсуждали ученые и практики на Международном логистическом форуме «Инновационные решения в развитии транспортно-логистической инфраструктуры региона», состоявшемся на базе Государственного университета им. Шакарима в Семее.
Проблема развития транзитной экономики и предоставления международных логистических услуг на территории Казахстана решается в нашей стране уже не первый год. Недаром в Плане наций «100 конкретных шагов» в 65-м шаге Президент Казахстана Нурсултан НАЗАРБАЕВ особо отметил острую необходимость скорейшего строительства сети крупных транспортно-логистических центров (ТЛЦ), которые стали бы отправными точками для развития транзитной торговли Казахстана со всеми странами мира. И, в первую очередь, странами Евразийского континента, где наше государство занимает наиболее выгодное географическое положение.
– В Казахстане запланировано строительство семи крупнейших транспортно-логистических центров. Некоторые из них уже построены, другие ждут своего часа, – сообщил начальник управления взаимодействия в сфере логистики филиала АО «НК «КТЖ» – «Центр развития транспортной логистики» Гамир Жуматаев. – Не стоит на месте и железнодорожная отрасль. Сегодня АО «НК «КТЖ» из обычной железнодорожной компании постепенно становится крупнейшим в Казахстане мультимодально-логистическим предприятием, которое в состоянии оказывать услуги по транспортировке грузов на всех видах транспорта. Кстати, упомянутые выше семь ТЛЦ войдут в общую систему этого предприятия.
Собственно, уже сейчас НК «КТЖ» начинает работать в новых экономических условиях. Так, благодаря сдаче в эксплуатацию нескольких железнодорожных веток, которые позволили соединить практически все стороны Евразийского континента, по казахстанским железным дорогам стали функционировать специализированные контейнерные поезда. На сегодняшний день их пока 15, но это далеко не предел. По словам Гамира Жуматаева, если в 2014 году на контейнерных поездах перевезено из стран Востока в страны Запада и обратно 21 тысяча контейнеров, то уже за 9 месяцев 2015 года объем грузоперевозок увеличился до 131 тысячи контейнеров.
– Подобные международные транспортные маршруты, а также возможность использовать для доставки грузов разные виды транспорта, тем самым существенно сокращая сроки доставки и стоимость перевозки товаров, позволит Казахстану достаточно быстро интегрироваться в мировую сеть логистических потоков, – сделал достаточно смелый экономический прогноз Гамир Жуматаев.
Идея Нурсултана НАЗАРБАЕВА о возрождении Шелкового пути, где Казахстан будет играть одну из ключевых ролей в международном экономическом пространстве, имеет под собой реальную основу. Огромный потенциал Казахстана в развитии международных логистических потоков заключен, прежде всего, в его наиболее выгодном географическом положении. Еще древние знали, что прямой путь – самый короткий и выгодный. И поэтому крайне важно параллельно с внутренней сетью логистических центров выстраивать и аналогичные связи на международном уровне. Особенно с нашими ближайшими соседями – Россией и Китаем.
По словам доктора экономических наук, профессора Саиды Хаировой из Омска, в России идет аналогичный процесс строительства и развития внутренней сети ТЛЦ, на что государство затрачивает ежегодно до 19 процентов от внутреннего валового продукта. По оценкам экономистов, эти огромные финансовые инвестиции окупятся сторицей, когда Россия войдет в состав международных логистических потоков. Безусловно, без участия в этом процессе Казахстана и всех стран-участниц Евразийского экономического союза эти задачи решить невозможно.
– Евразийское экономическое сообщество даст нам единое понимание инновационных подходов логистики на международном уровне. А значит, и решаться будут уже не проблемы отдельно взятых предприятий, озадаченных доставкой своей продукции на дальние расстояния, а задачи целой отрасли на уровне межгосударственных соглашений. Это урегулирование всех таможенных процедур, санитарный контроль, развитие инфраструктуры, информационных технологий, логистических центров и так далее. Все это в конечном итоге позволит значительно сократить расходы предприятий по транспортировке и хранению своих грузов.
Ведь у них отпадет потребность содержания собственного парка большегрузных автомобилей и охраны грузов. Гораздо дешевле будет воспользоваться складами хабов и услугами транспортных компаний, – сделала экономические выкладки Саида Каирова.
Профессор Каирова считает, что в скорейшем развитии внутренних и внешних логистических потоков ключевую роль играет поддержка государства. Так, если в России строительство хабов полностью отдано в частные руки, то Казахстан наряду с предпринимателями использует механизм государственно-частного партнерства.
Именно на таких условиях в 2017 году начнется строительство транспортно-логистического центра на базе аэропорта в Семее. Он войдет в число семи крупнейших ТЛЦ Казахстана. Этот проект оценивается в 11,3 млрд тенге. И на сегодняшний день ведется активная подготовка к строительству этого уникального объекта. Так, местная исполнительная власть выделила земельный участок на 40 гектаров. Проводятся работы по реконструкции всех инженерных сетей и коммуникаций к будущему ТЛЦ. Уже проведены инженерно-геологические изыскания на территории будущего центра, по итогам которых проектировщики разрабатывают эскизный проект здания транспортно-логистического центра и всех сопутствующих помещений: складов, парковок, зон перезагрузки и отдыха, холодильных камер. Кроме того, планируется реконструкция взлетной полосы семейского аэропорта, чтобы дать возможность большегрузным самолетам беспрепятственно делать остановки для дозаправки или перегрузки товаров.
Надо сказать, что ТЛЦ в аэропорту станет не первым подобным центром в Семее. В этом году уже введен в эксплуатацию частный ТЛЦ «Северный». На первом этапе он будет функционировать как крупный торговый центр по реализации продуктов питания. Как только решится вопрос с выдачей в долгосрочную аренду земельного участка на три гектара около ТЛЦ «Северный», здесь будут строиться современные складские помещения и удобные стоянки для большегрузного транспорта.
– Транспортно-логистические центры уже в ближайшем будущем станут опорными точками экономического развития Семейского региона, – уверен руководитель отдела предпринимательства Семея Марат Нугеров. – Потому что они дадут новый толчок для экономической активности семейчан. А она в нашем городе и так достаточно высокая: в Семее зарегистрировано 28 тысяч индивидуальных предпринимателей и предприятий. То есть каждый восьмой житель региона возглавляет собственное дело. Мы пока только в начале пути. Поэтому нам необходимы очень серьезные финансовые вложения, а также консолидация государства, транспортных и логистических компаний. И тогда Казахстан станет одним из важных звеньев международных логистических потоков.
Семей