Общество

Пассажирский транспорт: следствие вели знатоки

Пассажирский транспорт:  следствие вели знатоки

В Семее ни один из автопарков города не готов к новому тендеру по оказанию услуг по пассажирским перевозкам. К таким выводам пришли специалисты НИИ транспорта и коммуникаций, которые в течение девяти месяцев проводили комплексное обследование работы общественного транспорта в Семее.

Презентация результатов обследования имела эффект разорвавшейся бомбы. Конечно, многие семейчане подозревали, что с пассажирским транспортом не все в порядке. Но чтобы до такой степени! Чтобы ни одно из шести транспортных предприятий не соответствовало всем принятым в Казахстане нормам! Неудивительно, что на совещание были приглашены представители всех заинтересованных правоохранительных органов. Их ведь должны привлечь цифры и факты многочисленных нарушений, выявленные в ходе комплексного обследования.

Нельзя сказать, что перевозчики были рады видеть экспертов на своем пороге. Бывало, чтобы осуществить свое законное право, счетчикам приходилось с боем заходить в салоны автобусов или на территорию автобусных парков и в комплексе проверить работу транспортного предприятия, обслуживающего маршруты общественного транспорта.

Семей уже не первый месяц будоражит состояние общественного транспорта.

Проблем хватает: старые автобусы с грязными салонами, вечно летящие сломя голову «китайцы» и летающие по салону пассажиры в них, беспардонные «Газели», подрезающие всех на своем пути. И это только верхушка айсберга. Несмотря на повышение тарифа до 80 тенге, за которое перевозчики боролись до конца, никаких особых изменений в работе общественного транспорта люди так и не почувствовали. Чуть похолодает на улице – с маршрута десятками сходят все автобусы большого класса по непонятной причине. Учитывая, что именно эти автобусы обслуживают 80% всех городских маршрутов, каждый раз пассажиры боятся, что домой им по морозу придется добираться пешком. Все так же плохо ходят автобусы по вечерам, салоны не стали чище, а обслуживание – вежливее.

– Весной 2017 года мы совместно с управлением пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО привлекли НИИ транспорта и коммуникаций для комплексного обследования работы городского общественного транспорта в Семее, – сообщил на совещании аким Семея Ермак Салимов. – Это было продиктовано необходимостью подвести итоги его работы накануне тендера, который состоится в мае 2018 года. Мы должны знать истинную ситуацию в отрасли, чтобы вовремя составить оптимально эффективную маршрутную сетку общественного транспорта и тщательно прописать все условия для участников тендера.

Как пояснил заместитель директора НИИ транспорта и коммуникаций, почетный автотранспортник РК Байболат Байманбетов, перед ними стояло несколько задач. Во-первых, указать, достаточно ли в городе остановочных пунктов, их физическое состояние, наличие карманов и так далее. Во-вторых, провести разовое сплошное обследование пассажиропотока всех видов транспортных средств на городских маршрутах. Третьей задачей стало обследование инфраструктуры автопарков города, их количественные и качественные показатели. Кроме того, на основе полученной информации сотрудники НИИ транспорта и коммуникаций должны были разработать новую маршрутную сетку городского общественного транспорта с учетом развития новых районов и окраин Семея.

ОТЛИЧИЛИСЬ ВСЕ

Судя по тому, к каким выводам пришли эксперты в области работы общественного транспорта, семейские перевозчики далеко не случайно не пускали их на свой порог. Нарушений оказалось более чем достаточно.

– На маршрутные линии ежедневно выходит примерно 427 автобусов, хотя списочно у шести перевозчиков значатся 633 автобуса самых разных марок. Есть и «китайцы», и особо малый класс, и большой класс. При этом 215 единиц представлены особо малым классом – это «Газели», которые по стандартам и техническому регламенту запрещены для эксплуатации в качестве общественного транспорта. Их можно использовать только на окраинах, где низкий пассажиропоток. При этом количество автобусов малого класса не должно превышать более 30% от общего количества общественного транспорта. В Семее этот баланс составляет 50 на 50, – отметил в своем докладе Байболат Байманбетов.

Больше того, результаты обследования показали, что доля собственного маршрутного транспорта шести предприятий, занимающихся пассажирскими перевозками в Семее, составляет… 16%! Все остальное – это так называемый привлеченный транспорт со стороны.

– Многие путают такие разные понятия, как арендованный и привлеченный транспорт. В Семее аренды транспорта просто нет. Образно говоря, идет продажа путевых листов. Когда речь идет об аренде, перевозчик полностью берет на себя техническое обслуживание, ремонт подвижного состава, приобретение бензина, замену шин и многое другое. В Семее же этого нигде нет. При этом и собственный, и привлеченный транспорт имеет весьма солидный возраст: до 7 лет насчитывается 403 единицы, от 7 до 12 лет – 230 единиц. А есть еще старше, – сообщил Байболат Байманбетов.

Не меньше «сюрпризов» обнаружили эксперты при обследовании самих автопарков. Так, в ТОО «Автомиди» контрольный механик ничего не знает, там набрали случайных людей, которые должны выполнять контролирующие функции. То есть следить за тем, чтобы автобусы были технически исправными, водители – трезвыми. Поразил Байболата Байманбетова и тот факт, что медик автотранспортного предприятия даже не знает, что такое поза Ромберга. И этот специалист каждый день проводит освидетельствование водителей на наличие алкоголя?! А ведь от них зависит безопасность пассажиров.

– Именно вопрос безопасности стоит всегда в приоритете. А мы в мирное время убиваем людей. За 11 месяцев текущего года в результате ДТП пострадали около 20 тысяч казахстанцев, – привел статистические данные Байболат Байманбетов. – Пассажир, заходя в автобус и оплачивая проезд, в первую очередь платит за свою безопасность. Кроме того, он вправе рассчитывать на культурное обслуживание, объявление остановок на двух языках, водитель и кондуктор должны быть в форменной одежде. Все мы прекрасно знаем, что перед повышением тарифа до 80 тенге перевозчики обещали повысить культуру обслуживания. Где эта культура? Где чистые автобусы? Где чистые салоны? А ведь автобусы должны проходить мойку каждый день после смены.

В ТОО «Семей көлiгi транс» визуальный осмотр ходовой части автобусов механик проводит… при помощи фонарика. Вместо того чтобы спуститься в смотровую яму и провести тщательный осмотр. Как признался почетный автотранспортник, такое он встречает в своей практике впервые.

И подобных нарушений – десятки. Причем практически в каждом автопарке города.

ТРИ ТИПА ОСТАНОВОК

Параллельно велась работа и по обследованию остановочных пунктов, наличия карманов, разметки и других обязательных элементов инфраструктуры, обеспечивающих безопасность и комфортность движения общественного транспорта.

По мнению экспертов, в Семее можно встретить как идеальные остановочные пункты, так и вообще полное отсутствие их признаков. Так, на рынке оборудованы отличные остановки с карманами, урнами, павильонами и другими удобствами. А вот на остановке «Поселок Мирный» нет удобного кармана. На Кирпичном поселке и вовсе остановку обозначает одинокий знак и полное отсутствие признаков какой-либо инфраструктуры.

– На конечных остановочных пунктах должны быть оборудованы комплексы, предназначенные для временного отдыха водителей и кондукторов. Они должны быть оборудованы душевой, туалетом, комнатой отдыха и комнатой для приема пищи. Это элементарные условия труда. Водители, выезжая на линию ранним утром, работают до 9-10 часов вечера. Людям негде нормально покушать и отдохнуть. Зимой в морозы они вынуждены спать прямо в холодном салоне автобуса, потому что без дневного отдыха просто не смогут управлять машиной, – говорит Байболат Байманбетов.

КТО ПОНЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ?

Немало нареканий прозвучало и в адрес Центра обслуживания пассажирским транспортом Семея, и в отдел пассажирского транспорта и автомобильных дорог города. Так, практически никто из специалистов ЦУПП не владеет полной информацией о точном количестве остановочных пунктов в городе, особенно на окраинах. Некоторые остановки вообще остались безымянными, не говоря уже о том, чтобы их как-то обозначить, тем более оборудовать.

Среди специалистов отдела ПТ и АД Семея эксперты не встретили ни одного служащего, имеющего транспортное образование. По мнению Байболата Байманбетова, именно отсутствие специальных технических знаний и опыта работы в транспортной отрасли мешает государственному органу, регулирующему работу отрасли пассажирских перевозок, наладить грамотный контроль над ее работой.

– Здесь присутствует прокурор транспортной прокуратуры. Я призываю его обратить внимание на то, что при проведении предыдущего тендера, который прошел три года назад, были допущены крупные нарушения. Кого попало допускают к пассажирским перевозкам. Кто-то ведь должен понести за это ответственность?! – вопрошает Байболат Байманбетов. – Мы неоднократно с акимом выезжали в рейды. Чего только не встречали: замасленные салоны, треснутые лобовые стекла, резина лысая, аккумулятор стоит прямо в салоне вообще ничем не прикрытый!

ЗОЛОТОЙ ПАССАЖИРОПОТОК

Именно вопрос реального пассажиропотока по каждому маршруту городской маршрутной сети был одним из самых острых. Несколько месяцев городской акимат отказывал перевозчикам в повышении тарифа, поскольку предприятия не предоставляли полный пакет финансовых документов о пассажиропотоке на своих маршрутах. Теперь эти цифры точно определены, благодаря нелегкой, а порой и опасной работе счетчиков.

По словам Байболата Байманбетова, далеко не все перевозчики с распростертыми объятиями встретили в салонах своих автобусов счетчиков, готовых вести учет каждого вошедшего пассажира. Директор ТОО «Азия комби» Евгений Филичкин даже подал жалобу прокурору города на действия специалистов, обвиняя организатора перевозок в превышении своих полномочий.

– Мы точно посчитали, что в день в Семее перевозится 212 тысяч 136 пассажиров. Под категорию льготников подходят: 0,5% – дети до 7 лет (бесплатный проезд), дети от 7 до 15 лет – 0, 48% (50% от стоимости проезда), студенты – 0, 47% (льгот в Семее нет). А ведь перевозчики не устают говорить, что они постоянно перевозят льготников за свой счет. И якобы они несут огромные убытки. Звучали цифры убытков свыше 1 млрд тенге в год. Может ли предприятие существовать на рынке, имея подобные убытки? Надо работать с финансовыми документами этих предприятий. И тогда будет кого привлекать к ответственности. Нужно привлекать к уголовной ответственности руководителей предприятий за сокрытие налогов. Налоговикам есть над чем поработать, – уверенно заявил Байболат Байманбетов.

НОВАЯ МАРШРУТНАЯ СЕТКА

Специалисты провели анализ эффективности работы маршрутной сетки городского общественного транспорта. И здесь тоже далеко не все в порядке. По центральным улицам города одновременно проложены по 20, 22 и даже 24 маршрута! Некоторые из них протяженностью 40 км, хотя максимально должны быть не более 25. Все это приводит к низкой загруженности автобусов на 20-30%. Есть маршруты, которые полностью повторяют другие. Поэтому, по предложению экспертной комиссии, в Семее следует упразднить 9 маршрутов, оставить без изменения 13, и на 24 маршрутах 4 маршрута объединить. Это позволит сократить от 60 до 90 автобусов на улицах города, протяженность маршрутной сети сократить более чем на 100 км.

– Сегодня мы пригласили представителей различных государственных учреждений и правоохранительных органов, чтобы они услышали результаты исследования из первых уст, – прокомментировал доклад Ермак Салимов. – И мы, безусловно, ждем от них реакции на заявленные факты.

Итоги исследования показали, что городу надо подтянуть инфраструктуру – установить новые остановочные пункты, сделать удобные карманы. Все это будет сделано уже в 2018 году, поскольку в бюджете города необходимая сумма на эти цели была заложена.

– Готовьтесь к новому тендеру: продумывайте финансовые схемы, обучайте специалистов, готовьте подвижной состав. Потому что именно вам придется работать по новым условиям. Однако на сегодняшний день никто не готов к участию в тендере 2018 года. И это не голословные обвинения. Мы располагаем материалами, что это действительно так, – посоветовал перевозчикам Ермак Салимов.

– У меня есть несколько писем, в которых пассажироперевозчики Семея называют себя организаторами пассажирских перевозок в городе, беря на себя функции местной исполнительной власти. Я попрошу управление государственных доходов, Комитет транспортного контроля, транспортную прокуратуру и другие компетентные органы обратить внимание на работу транспортных предприятий Семея. Мы не можем сидеть и бездействовать, имея на руках подобные факты и данные исследования, предоставленные институтом. Нужно решать этот вопрос, не дожидаясь нового тендера.

Екатерина Гуляева
Фото автора

Еще новости

Back to top button