Перспективы

Паромная переправа: ожидание перемен

Сезон паромной переправы «Кызыл ту» через Бухтарминское водохранилище в этом году отмечен резким осложнением ее работы и, как следствие, очередным нарастанием градуса недовольства населения, пользующегося услугами паромов. В первых числах августа вышло из строя одно паромное судно из двух действовавших.

Паромная переправа: ожидание переменЕдинственный оставшийся на ходу паром не успевал переправлять вереницы автомашин, появляющиеся на обоих берегах водохранилища. Хотя с учетом обстановки продолжал делать рейсы между берегами и ночью, а команды паромщиков работали не считаясь со временем, что называется, на износ. На берегу очень многие из тех, кому выпало испытать томительное ожидание, предпочли снимать происходящее на видео и выкладывать в социальные сети. В общем, паромная переправа в очередной раз стала очагом социального напряжения  и праведного народного гнева.

Чтобы разобраться в ситуации, на переправе побывал аким области Даниал Ахметов. На берегу он выслушал мнения простых людей, разъяснил ситуацию со строительством долгожданного моста через водохранилище. Для реализации данного проекта необходимо 34 миллиарда тенге. Выделить такую сумму областной бюджет не в состоянии, нужны альтернативные источники финансирования. Поиск инвесторов продолжается. Глава региона поручил установить в радиусе нахождения автомобильных очередей видеокамеры, а также организовать патрулирование полицейскими во избежание конфликтов между ожидающими своей очереди владельцами авто. Профильному областному управлению даны конкретные поручения по скорейшему решению проблемы.

В свою очередь представители ТОО «Кұйған айлағы», в чьем доверительном управлении находятся паромы, объяснили ситуацию тем, что вышедший из строя электродвигатель парома уже давно снят с серийного производства. Как выяснилось, таковые уже не выпускает ни один завод стран СНГ. Тем не менее поиск решения проблемы продолжается.

Стоит сказать, что паромы «Күршім» и «Иртыш» были спущены на воду и приступили к перевозке транспортных средств и людей между берегами еще в начале 60-х годов минувшего века. Таким образом, возраст этих плавательных средств насчитывает более полувека. За истекший огромный период интенсивной эксплуатации они не могли не износиться.

Ситуация на берегах водохранилища стала горячей темой для обсуждения в регио-нальных и республиканских СМИ. Газетные публикации, телевизионные сюжеты отражают общественные настроения, доносят их до руководителей, в чью компетенцию входит проблема паромной переправы. На один из этих «голосов» в общем хоре СМИ мгновенно отреагировал Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Речь идет об остром материале под заголовком «Елу жыл бұрынғы ескі паром елді қашанғы әуреге түсіреді?», что в переводе означает: «Сколько еще маяться народу с паромами 50-летней давности?» в республиканской газете Egemen Qazaqstan под авторством собкора этого издания в ВКО Азамата Касыма.

Своего рода молчаливым протестом людей против не решаемой десятилетиями проблемы является их активная миграция в областной центр, другие районы и регионы страны. В 1997 году население объединенного с Маркакольским Курчумского района составляло 55 тысяч человек. Сегодня – порядка 24 тысяч. Таким образом, за 20 с небольшим лет район потерял более половины своих жителей. Пустеют приграничные села. Строительство моста окажет свое положительное влияние на развитие экономики, в том числе туризма, а также разведку месторождений цветных металлов, их добычу на территории района.

Глава государства коротко, но емко обозначил свою позицию: «…Люди пользуются паромом, построенным 50 лет назад. Поручаю Правительству и акимату области рассмотреть вопрос о финансировании строительства моста на Бухтарминском водохранилище».

Новость о поручении Президента о строительстве моста мгновенно облетела население Курчумского района, да и всей области, стала на многие дни темой номер один, самой обсуждаемой и вызывающей неподдельный  интерес. Люди поверили в осуществимость своей многолетней мечты.

По информации областного Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог, из области была направлена бюджетная заявка на выделение средств для строительства моста. Этот вопрос рассматривается на республиканском уровне, что подтвердил в своем письме заместитель Премьер-Министра РК. В настоящее время управление  транспорта и автодорог ведет работу с крупной специализированной мостостроительной организацией по корректировке, исправлению отдельных участков имеющегося проекта моста. Разрабатываются и уточняются технологические вопросы, касающиеся материалов для строительства подъездной дороги с кокпектинской стороны водохранилища. В общем, руководством области, профильными гос-органами работа по продвижению проекта строительства моста ведется активно. После поручения Президента К.-Ж. Токаева эта работа получила новый импульс, а население Курчумского и соседних с ним Зайсанского и Катон-Карагайского районов – новую надежду. Хочется верить, что в наполненной многими безрадостными и даже печальными страницами истории паромной переправы начата новая, светлая глава.

Рысбек Жантыкеев

Курчумский  район

Еще новости

Back to top button