Папки без содержания

Вчера в Усть-Каменогорске под председательством заместителя акима области Жаксылыка Омара состоялась очередная коллегия управления образования, на которой были рассмотрены наболевший вопрос о работе малокомплектных школ районов, реализация Комплексного плана мероприятий по обеспечению педагогическими кадрами учреждений образования на 2016-2020 годы, развитие физкультуры и спорта в школах и организация летнего отдыха детей.
Заместитель акима области отметил, что перед учителями и педагогами региона стоят непростые задачи, которые предстоит воплотить в жизнь в ближайшие годы. В первую очередь, это развитие трехязычия – реализация пилотного проекта в ВКО. Также нужно решить проблему кадров – по области не хватает более 300 учителей. Необходимо исполнить и поручение Главы региона – открыть спортивные классы в каждом районе.
Больше всего критических замечаний было высказано по поводу работы малокомплектных школ Бородулихинского, Уланского, Курчумского, Катон-Карагайского, Тарбагатайского районов, где творится полная неразбериха. По словам директора научно-исследовательского специализированного центра-школы-комплекса развивающего обучения «Восток» Гульбараш Маткаримовой, практически во всех посещенных школах не соответствует требованиям нормативных документов ведение школьной документации. Почти везде не выполняются требования по заполнению личных дел учеников, классных журналов, выдаче аттестатов и свидетельств.
– В каждой школе есть много красивых папок, но в них нет главного – содержания, – подчеркивает Гульбараш Маткаримова.
Не совпадает и количество запланированных часов с количеством запланированных тем, занятия мало направлены на развитие ученика, а в некоторых школах нет ни одной методической рекомендации по составлению учебного плана. Мало того, в малокомплектных «храмах знаний» без адаптации предлагают программы, скаченные с сайтов российских школ. Ни отделы образования, ни директора школ, ни завучи, ни учителя не задумываются над содержанием предметов, предпочитая кем-то придуманные готовые шаблоны. Например, на уроках по развитию речи предлагают пальчиковую гимнастику, дифференциацию согласных звуков. В общем, проводят урок логопедической коррекции. Или, например, изучают экологические проблемы, не затрагивая проблем экологии Восточного Казахстана.
– На уроках учителя не отрабатывают общие универсальные умения и навыки в соответствии с требованиями государственного общеобязательного стандарта образования: чтение, устная речь, письмо, вычислительные навыки, не привиты навыки правильного письма, – говорит Гульбараш Маткаримова. – Не проявляют творчества при подготовке к урокам. Большинство педагогов не владеют аналитическими умениями, эффективность их уроков составляет 30 процентов. При низком качестве знаний ученикам сознательно завышают оценки.
Возможно, такая ситуация сложилась в большей степени от того, что в школах отсутствует должная работа с кадрами. Нонсенс, но факты подтверждают: в малокомплектных школах районов педагогами работают… технички, сторожа, кассиры, санитарки СЭС, домохозяйки и даже помощники чабанов! Конечно, все они не из дома или с пастбища сразу пришли обучать учеников, а заочно окончив педагогический колледж в областном центре. Однако не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы понять, на каком уровне проходят занятия у таких «специалистов».
Гульбараш Маткаримова сделала вывод: со стороны отделов образования упущен контроль управленческой деятельности администрации учреждений образования, нет планирования учебно-воспитательного процесса школ. Отделы образования, администрация школ не в достаточной степени выполняют функциональные обязанности управленца, организатора по созданию условий для получения качественного образования, для развития профессионализма педагогов, ориентированного на конечный результат.
Заслушав заместителей акимов городов и районов, руководителей отделов образования по имеющимся не то что пробелам, а «дырам» в образовательной системе малокомплектных школ, Жаксылык Омар отметил: «Это большой стыд и позор для всех. Думайте, как вы это будете устранять».
Заместитель акима области поручил организовать специальную группу, которая будет контролировать работу школ в каждом районе. Плюс ко всему провинившимся руководителям школ и отделов образования коллегия вынесла решения по проблемным моментам, которые нужно устранить в определенные сроки.
Как уже было сказано, по области не хватает более 300 учителей: 143 – в городах и 191 – в селах. Наибольшую потребность в педагогах испытывают школы областного центра, Зыряновского, Шемонаихинского, Бородулихинского, Бескарагайского, Уланского, Курчумского и Кокпектинского районов. Там не хватает учителей начальных классов, математики, английского и русского языков, литературы, физики. Если сейчас не принять меры, то, по предварительным прогнозам, к 2020 году потребность в педагогах составит уже 1653 человека. Об этом в своем докладе на тему «О реализации Комплексного плана мероприятий по обеспечению педагогическими кадрами учреждений образования ВКО на 2016-2020 годы» рассказал руководитель группы по разработке этого плана, директор школы-лицея №44 г. Усть-Каменогорска Танаткан Туменбаев. Он подчеркнул, что в последние годы в регионе наблюдается тенденция увеличения дефицита педагогических работников из-за старения имеющихся кадров и дисбаланса количества подготовки необходимых специалистов в вузах и колледжах и их реальной потребности в учреждениях образования. В связи с этим и была создана рабочая группа для разработки вышеобозначенного Комплексного плана, в котором отражены приоритетные направления по обеспечению образовательных учреждений квалифицированными педагогическими кадрами в условиях модернизации образования, привлечению выпускников школ на обучение педагогическим специальностям, обеспечению трудоустройства и социальной поддержки молодых учителей. Уже направлено ходатайство в МОН РК о внесении интегрированных педагогических специальностей в государственный классификатор высшего профессионального образования и подготовлено письмо с предложениями о пересмотре процедуры распределения мест государственного заказа по специальностям с учетом потребности регионов.
– Акиматами городов и районов предусмотрено заключение договоров с выпускниками школ о целевом обучении в педагогических колледжах и вузах по определенной специальности. Будут продолжаться ежегодные «Ярмарки выпускников» педагогических специальностей. С целью формирования качественного резерва будущих педагогов планируется закрепить за каждым педагогическим вузом и колледжем области по одной школе с открытием в них педагогических классов, – заключил Танаткан Туменбаев.
В рамках заседания коллегии управления образования заслушали доклад руководителя управления спорта и физической культуры Елдоса Чикенова, который рассказал о проводимых массовых мероприятиях, об открытии спортивных специальных классов в общеобразовательных школах области и результатах сдачи Президентских тестов, а руководитель управления образования ВКО Айжан Садыкова проинформировала об организации летнего отдыха детей.
Подводя итог, заместитель акима области подчеркнул, что образование – это одно из ключевых направлений, а профессия учителя – одна из приоритетных и престижных. Поэтому этой сфере нужно уделять должное внимание, а руководителям на местах – ответственно относиться к своей работе и незамедлительно решать существующие проблемы.