Экономика

Падение, выжидание, развитие

Вынужденная политика инфляционного таргетирования (ИТ) – это необходимый шаг для перехода к конкурентной экономике. Такого мнения придерживается кандидат экономических наук, ректор ВКГУ им. С. Аманжолова Алибек Кувандыков.

Падение, выжидание, развитие – Алибек Усербаевич, назовите положительные стороны процесса инфляционного таргетирования в стране в условиях экономического кризиса. Согласны ли вы с мнением о том, что данная вынужденная мера пойдет на пользу экономике страны?

– Стабильная и низкая инфляция является одной из приоритетных целей государственной политики наряду с высоким уровнем занятости и устойчивым экономическим ростом любой страны. Казахстан не является исключением. Низкий уровень инфляции – это одно из необходимых условий для достижения максимального благосостояния общества.

Таргетирование инфляции, как показывает практика большинства перешедших к этому режиму стран, позволяет снизить темпы инфляции и удерживать их в желаемо низком диапазоне. Режим инфляционного таргетирования применяется в настоящее время более чем 20-ю центральными банками развитых и развивающихся стран мира. Некоторые из них применяют этот режим несколько десятилетий. Статистический анализ свидетельствует о том, что с переходом на режим таргетирования инфляции, ее темпы и волатильность (изменчивость) снижаются в абсолютном значении в странах, перешедших на режим ИТ, чем в остальных странах за тот же период. Это наблюдается как в развитых, так и развивающихся странах. Накопленный на текущий момент опыт позволяет выделить следующие положительные результаты перехода к режиму инфляционного таргетирования.

В первую очередь, это независимость национального банка, а также открытость и транспарентность денежно-кредитной политики. Эти качества позволят Национальному банку РК успешно противостоять инфляции. Кроме того, банк будет иметь возможность прогнозирования экономики, а в результате стабилизации макроэкономической ситуации начнут развиваться финансовые рынки страны.

– Каким образом, по вашему мнению, данная экономическая ситуация повлияет на положение крупных предприятий, экспортирующих свою продукцию за рубеж?

– Конечно, любая структурная реформа требует времени. Однако для того, чтобы полностью осуществить переход к открытой и конкурентной экономике, данный шаг необходим. Курс национальной валюты нужно довести до своего реального значения.

В качестве антикризисных мер Правительством совместно с НПП «Атамекен» и представителями отраслевых ассоциаций был подготовлен проект Плана оперативных антикризисных мер, с учетом экспортоориентированности экономики. Эти меры предполагают увеличение добычи и переработки нефти. Кроме того, предусмотрены некоторые налоговые послабления для ряда низкорентабельных компаний нефтедобывающей отрасли, компаний черной металлургии и химической промышленности. Для предприятий-экспортеров молочной отрасли и птицеводства предусматриваются меры по увеличению субсидий, для малого и среднего бизнеса будет открыта система кредитования по минимальной процентной ставке. Я думаю, что все эти меры позволят в комплексе сгладить возможные негативные последствия для крупных предприятий.

– Можно ли прогнозировать экономический рост таких предприятий?

– Сто процентов гарантировать экономический рост предприятий невозможно не только в условиях реформ, но и в более или менее стабильных экономических условиях. Это все-таки рынок, и он диктует свои условия. Есть множество факторов, влияющих на внутренние и внешние переменные деятельности любого предприятия. Опять же, со стороны государства запланированы меры по сохранению рабочих мест и различные налоговые послабления. Здесь надо отметить, что в большей степени это зависит от самих предприятий. Им необходимо будет активизировать свою деятельность в плане усиления своей конкурентоспособности, повышения производительности труда и других мер.

– Каким образом процедура инфляционного таргетирования повлияет на внутренние политические и экономические процессы, происходящие в стране (инфляция, рынок недвижимости и т.д.)?

– Инфляционное таргетирование повышает ответственность Национального банка за свои решения, дисциплинирует и обязывает его к определенным действиям. Политика инфляционного таргетирования делает денежно-кредитную политику более прозрачной и понятной. Национальный банк будет вынужден выпускать информационно-аналитические материалы, разъясняющие публике текущее и прогнозируемое состояния экономики и свои действия.
Что касается рынка недвижимости, то на начальном этапе платежеспособный спрос населения, конечно же, снизится. Закономерным будет в данном случае «процесс выжидания» – снизится количество сделок на рынке недвижимости. Цены на недвижимость в долларовом эквиваленте снизятся, в связи со снижением спроса. Но по прогнозам экспертов, после сентября возможно оживление.

Ирина Осипова

Еще новости

Back to top button