Падал прошлогодний снег…
В Самарке разгорелся конфликт между местным акиматом и двумя подрядными организациями: ДСУ-14 и «Кокпекты жолдары». Дорожные рабочие обвинили чиновников в неуплате миллионных средств за очистку дорог от снега. Последние долг не признают и считают, что цены за уборку были завышены в несколько раз. О взаимных упреках и о том, кто прав, а кто виноват, в материале нашего корреспондента.
В пятницу небольшой актовый зал в ДСУ-14 под Самаркой был заполнен до отказа. На встречу пришли рабочие сразу двух якобы обманутых коллективов. Озвучивал главные претензии к кокпектинскому акимату директор ДСУ-14 Александр Федосов.
Один из опытнейших дорожников области не скрывал эмоций. А началось, с его слов, все с прошлогодней обиды. В начале 2015 года два предприятия, как говорится, по «просьбе и на доверии» выполнили работы по ликвидации паводковых разрушений. Сумма за проделанную работу только в ДСУ-14 превысила 4 млн тенге. Дальше по такой же схеме, но уже в начале 2016 года коллективы круглосуточно чистили дороги и обеспечивали движение по дорогам районного значения. Все затраты подрядчики проводили за свой счет. По подсчетам, объем выполненных работ ДСУ-14 составил 23 млн тенге, у «Кокпекты жолдары» накопилось и того больше – 41 млн.
По словам Александра Федосова, акты выполненных работ не были подписаны, но обещание оплатить все затраты лично взял на себя аким Кокпектинского района Рамиль Сагандыков.
– Такая практика существует, – делится директор ДСУ-14 Александр Федосов. – Когда средств у госорганов в наличии нет, мы выполняем работу в долг, а потом нам все оплачивают, когда деньги поступают на их счета. Поэтому не подписываются никакие бумаги, акты – все делается на честном слове. Но в этот раз такой механизм почему-то не сработал, и нам отказались платить.
В коллективах возмущаются, пока денег нет и в ближайшей перспективе не предвидится. Из-за задолженности в ДСУ-14 уже два месяца вовремя не выплачивают заработную плату. В «Кокпекты жолдары» ситуация намного хуже. Здесь пришлось сократить рабочих и оставить только пятую часть коллектива.
– 41 млн тенге – очень серьезная для нас цифра, – говорит и.о. директора ТОО «Кокпекты жолдары» Олег Вишняков. – Более того что нам нечем платить работникам зарплату, мы еще взяли кредит на строительство асфальтового завода. Каждый месяц нужно погашать сумму в три млн тенге. Предприятие находится на грани банкротства.
Дорожники признались, что рады были бы забыть прошлогодние обиды и даже простить миллионные долги. Главное, все-таки восстановить с властями прежние добрые отношения. Но, по словам руководителей дорожных хозяйств, в этом году местный акимат вновь преподнес им сюрприз. И он тоже весьма болезненно ударил по финансовой деятельности предприятий. Такого удара «ниже пояса» никто не ждал. На этот раз организации лишили законных подрядов по зимнему содержанию дорог.
По инициативе кокпектинского отдела ЖКХ к тендерам получили доступ индивидуальные предприниматели, у которых в наличии была тяжелая техника. Они выиграли тендер и с начала года проводили очистку местных дорог. Кстати, нареканий к ним со стороны сельчан и заказчиков нет.
Дорожники в свою очередь сетуют не на то, что их лишили законного заработка, а на то, что тендер прошел незаконно. Директор ДСУ-14 Александр Федосов признается, что по закону перед проведением конкурса акимат должен был расторгнуть с ними договор и только после этого привлекать других работников. В результате после нового года впервые за всю историю района трассы очищались не профильными организациями, а мелкими подрядчиками.
– Было нарушено правило о госзакупках из одного источника, так как у нас не было запрошено нашего отказа, – комментирует директор ДСУ-14 Александр Федосов. – Мы считаем, что такими действиями заказчик в лице кокпектинского акимата, несмотря на нашу безупречную репутацию и работу, выбросил нас с рынка путем сговора с крестьянскими хозяйствами. Из 76,5 млн тенге с нами было заключено договоров на 17,8 млн тенге, с ТОО «Кокпекты жолдары» – на 22 млн тенге, а на 37,7 млн тенге – с крестьянскими хозяйствами.
Стоит отметить, что независимый финансовый аудит признал незаконность такой сделки. Но она была расторгнута только в феврале, когда все проплаты уже прошли. А вот март, опять же, по мнению директора ДСУ-14 Александра Федосова, и вовсе оказался в финансовом провале. Заявленная сумма в 13,5 млн тенге так никем и не была освоена. Более того, пока идет необъявленная война между акиматом, дорожниками и крестьянскими хозяйствами, никакие противопаводковые мероприятия в этом году не проводились. Не было и нового конкурса на зимнее содержание дорог. В итоге, что будет осенью и зимой этого года, сложно даже спрогнозировать.
Претензии со стороны подрядчиков чиновники считают необоснованными. Новая схема очистки дорог заявляют они, – уже доказала свою эффективность. По словам руководителя ГУ «Отдел архитектуры, строительства, ЖКХ Кокпектинского района» Максата Капчикова, за свою работу главы крестьянских хозяйств взяли сумму в полтора раза меньше, чем у ДСУ-14 и ТОО «Кокпекты жолдары». Это и стало основной причиной для смены подрядных организаций, – подчеркнул он.
– Для проведения работ по очистке не требуется специальных лицензий, – заявил Максат Капчиков. – В крестьянском хозяйстве или ИП, где есть К-700 или другая уборочная техника, могут принять участие в конкурсе и заняться этим видом деятельности.
В акимате также подробно объяснили, почему они пошли на такой шаг. В ноябре 2016 года в разгар сильного снегопада самарские дорожники перебросили тяжелую технику в Усть-Каменогорск, тем самым оголив собственное направление. Это привело к транспортному коллапсу во многих населенных пунктах района. Отрезанными от большой земли оказались тысячи сельчан. Кроме того, монополизация этого вида услуг в лице двух крупных подрядчиков привела к значительному удорожанию расходов на зимнюю очистку. Специалисты местного ЖКХ внимательно проанализировали рост цен и пришли к выводу, что аппетит у дорожников постоянно растет. За пять лет две компании получили на эти нужды от района почти 300 млн тенге. Учитывая сложность рельефа местности и протяженность трасс обслуживаемых в 254 километра, может быть, эти суммы себя и оправдывают. Но после того, как субъектов этого вида деятельности стало намного больше, в отделе ЖКХ впервые смогли сэкономить значительные средства.
– Экономия действительно сложилась немаленькая, – подытожил руководитель ГУ «Отдел архитектуры, строительства, ЖКХ Кокпектинского района» Максат Капчиков. – С начала этого года она составляет 17 млн тенге. Такого у нас никогда раньше не было. Эти деньги будут направлены на дальнейшее содержание дорог, в том числе и на летний ремонт. Думаю, что конфликт возник из-за того, что наши крупные подрядчики оказались в конкурентных условиях. Им это, естественно, не совсем понравилось, и начались претензии к нам.
Также чиновник прокомментировал долг в 28 млн тенге для ДСУ-14 и 41 млн для ТОО «Кокпекты жолдары», который якобы сложился у кокпектинского акимата.
– Такие суммы мы никому не должны, – пояснил господин Капчиков. – В 2015 году в должности руководителя ЖКХ я еще не работал. Каких-то подтверждающих документов о выполненных работах и, тем более, актов я не видел. Мне нужны финансовые отчеты, сметы, на основе которых я бы мог заложить средства в бюджет, но этих бумаг нет. Мне объясняют, что была устная договоренность, но поймите, как можно списать огромные суммы на основе этого?
Пока каждая из сторон настаивает на своей точке зрения и не собирается уступать. Акимат дал понять, что монополию он больше терпеть не будет. Дорожники, в свою очередь, уже подготовили ряд писем в прокуратуру и на имя акима области Даниала Ахметова. Просят разобраться в ситуации и наказать виновных. Предприятия действительно испытывают серьезные финансовые трудности. Только одних налогов недоплатили в бюджет на 38 млн тенге, а что говорить о долгах по заработной плате и технике, которую постоянно нужно ремонтировать.
– Мы предупреждаем, что привлечение непрофессионалов к зимней очистке чревато последствиями, – рассказал и.о. директора ТОО «Кокпекты жолдары» Олег Вишняков. – Да, на эти работы не требуется лицензия, но в этом деле существует масса нюансов. Все зависит от массы ковша, поставленного угла и т.п. В любой момент техника может повредить дорожное полотно и придется его восстанавливать.
Чем закончится этот непростой хозяйственный спор, мы будем информировать в дальнейших номерах нашей газеты.
Мы обратились за разъяснением в Центр правовой информации «Витязь», и вот что нам сказали опытные юристы.
– Привлечение предпринимателей и крестьянских хозяйств к уборке снега на дорогах считаю не совсем правомерным, – ответил сотрудник центра «Витязь» Алексей Божко. – Дороги – объекты стратегические. Их должны ремонтировать и убирать только профильные организации. В случае наводнений, землетрясений и других ЧС трассы должны выдержать большой поток грузов и людей. Могут ли дать такую гарантию ИП или главы крестьянских хозяйств? Сомневаюсь.