Общество

Отмена КПНа?

Отмена КПНа?

Похоже, что дело усть-каменогорских пассажирских перевозчиков против областного департамента госдоходов стало отправной точкой в вопросе урегулирования их деятельности по всему Казахстану. В Министерстве национальной экономики РК готовы к временному освобождению их от уплаты корпоративного подоходного налога и налога на добавленную стоимость. Об этом на прошлой неделе сообщили в НПП РК «Атамекен».

Напомним, по результатам проверки в декабре 2016 года представители областного департамента госдоходов пришли к выводу, что транспортные предприятия ТОО «АТЦ БЭСТ», ТОО «Вебас», ТОО «РОСТ», ТОО «VoSca» незаконно используют схему работы с подрядчиками и тем самым в течение нескольких лет укрываются от уплаты корпоративного подоходного налога и НДС. Дело долго решалось в судах, понадобилось даже вмешательство уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана.

Итак, общее собрание Сою-за автотранспортников РК проведено на площадке «Атамекена» с участием его председателя Серика Алигужинова.

В собрании приняли участие руководители отраслевых ассоциаций пассажирского транспорта 16 регионов страны, представители управлений пассажирского транспорта и автомобильных дорог акиматов областей, городов Алматы и Астаны, Министерства внутренних дел и Главной транспортной прокуратуры РК.
Рассмотрены наболевшие вопросы автотранспортной отрасли, которые требуют решения уполномоченного и местных исполнительных органов.

– Мы ведем активную работу по снижению административных барьеров для перевозчиков совместно с Союзом автотранспортников РК и Министерством по инвестициям и развитию РК. Разработали Комплексную программу развития пассажирских автобусных перевозок на 2018-2020 годы, – подчеркнул заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Ельдос Рамазанов.

Реализация Комплексной программы позволит к 2020 году увеличить долю парка автобусов возрастом до 7 лет до 64 процентов (в настоящий момент это 51 процент, а износ ТС составляет порядка 60 процентов), снизить уровень ДТП и способствовать развитию добросовестной конкуренции.

Мероприятия Комплексной программы предусматривают обеспечение субсидирования автобусных маршрутов, обновление автобусов, совершенствование законодательства, развитие автоматизации услуг в сфере пассажирских перевозок, создание условий эффективного функционирования пассажирских перево-
зок и упорядочение нерегулярных пассажирских перевозок.

Также Ельдос Рамазанов отметил, что с учетом интересов перевозчиков прорабатывается вопрос освобождения деятельности пассажирских перевозок от уплаты КПН и НДС.

– Есть положительная позиция со стороны Министерства национальной экономики РК по временному освобождению от уплаты КПН и НДС, – заявил он. – Планируется, что в течение двух лет будет работать пилотный проект, инициативу уполномоченный орган в лице МНЭ РК поддержал.

То, что скандальная история с усть-каменогорскими перевозчиками стала отправной точкой в начале пути совместного решения проблем сферы транспортных услуг всей страны – однозначно. Хотя бы в сфере налогообложения. В странах, входящих в единый с нами ЕАЭС, городские перевозки не облагаются налогами.

– Дело даже не в налоговых каникулах, как таковых, – в очередной раз озвучил свою позицию директор Палаты предпринимателей ВКО Игорь Шацкий. – Важно то, что на самом деле перевозчиками изначально не была нарушена ни одна статья Налогового кодекса РК. Представители департамента государственных доходов, производя доначисления, ссылались на нарушения Правил перевозок, утвержденных Министерством транспорта и коммуникаций. Это все равно, что эколог был бы вправе требовать налоги или проверять пожарную безопасность.

Тем не менее, окончательной точки в решении вопроса законности доначислений все же еще нет. У ответчика остался единственный вариант – Верховный суд РК, где судебное решение в пользу перевозчиков может быть обжаловано.

Что касается других проб-лем отрасли, то, по словам Серика Алигужинова, остается потребность населения в качественных услугах, оказывае-мых перевозчиками. Однако без должной поддержки местных исполнительных органов в виде субсидирования убытков – это не выполнимо. Акиматы в рыночной среде создают муниципальные парки, что противоречит принципам Yellow Pages и нарушает нормы Предпринимательского кодекса (статья 21), где прописано о сокращении участия государства в предпринимательской деятельности.

– Данные инициативы местных исполнительных органов вытесняют субъекты частного предпринимательства с рынка транспортных услуг путем выделения субсидий, закупа новых автобусов и передачи маршрутов только на муниципальные парки, – отметил председатель Союза автотранспортников РК.

С этим готовы поспорить потребители услуг общественного транспорта и представители исполнительных органов, продвигающих подобные инициативы на местах. Возможно, что позиция изменится, если перевозчики начнут действительно следить за качеством своих услуг и ставить во главу угла интересы населения.

Старший помощник главного транспортного прокурора РК Лаура Шаншарбаева отметила, что в ходе проверок было выявлено свыше 2,5 тысячи нарушений законодательства об автомобильном транспорте при осуществлении междугородних пассажирских перевозок, имеется информация о 120 ДТП, в которых погибли
70 человек.

– Выявлено 94 незаконно переоборудованных автобуса. Также основную угрозу безопасности пассажирским перевозкам представляют нелегальные перевозчики, не имеющие разрешительных документов. Выборочной проверкой установлено 139 таких субъектов. В результате с 2016 года по сегодняшний день с участием нелегальных перевозчиков допущено порядка 600 ДТП, – добавили в Транспортной прокуратуре РК.

Генеральный директор Союза автотранспортников РК Сабит Аманбаев акцентировал внимание, что для борьбы с нелегальными перевозчиками необходимо скорейшее возвращение функций по контролю из МВД РК в Комитет транспорта МИР РК. Он также обозначил необходимость усовершенствования нормативно-правовой базы отрасли.

– Требуются срочные меры по изменению всех нормативных документов – основы развития бизнеса. Понимая эту задачу, Союз в течение этого года проводил сбор предложений и согласование изменений нормативно-правовых актов с двенадцатью ассоциациями, с которыми мы работаем по договорам сотрудничества.
Были внесены предложения в МИР РК по изменениям Кодекса «Об административных правонарушениях», Правил перевозок пассажиров, Методики расчета тарифа, – отметил Сабит Аманбаев.

Для обеспечения эффективного взаимодействия бизнеса и власти Союз автотранспортников предлагает пересмотреть политику во взаимоотношении местных исполнительных органов и перевозчиков. Данную инициативу поддержали многие перевозчики региональных отраслевых ассоциаций.

Заместитель председателя СТК «Kazlogistics» Юрий Лавриненко акцентировал внимание, что в отрасли необходима ответственность за некачественное исполнение своих обязанностей.

– Мы не добьемся хороших результатов, если определенные сотрудники не будут заинтересованы в решении проблем. В то же время необходимо учитывать, что они работают в рамках правовой компетенции, – отметил Юрий Лавриненко.

По итогам заседания принято решение совместно с государственными и местными исполнительными органами оказать должную поддержку и принять меры по снижению административных барьеров и доступности субсидий.

Константин Шуваев
Фото Дмитрия Франчука

Еще новости

Back to top button