Культура

Откровения в исподнем, или «С легким паром!»

Откровения в исподнем,  или «С легким паром!»

Труппа Восточно-Казахстанского областного русского драматического театра представила премьеру спектакля «Банный день». По завершении просмотра зрителей можно было приветствовать фразой: «С легким паром!»

Спектакль поставлен по одноименной пьесе, которую написал художественный руководитель русского театра Сергей Астраханцев. Она вошла в десятку лучших на конкурсе драматургии «Время драмы – 2014, лето». Ее жанр довольно редкий и непривычный зрительскому слуху – драмедия.

– Драмедия более иронична, подчеркивает, что за комичными событиями стоит одна большая драма, – объясняет свой выбор С. Астраханцев. В данном случае он не только автор пьесы, но и режиссер-постановщик.

Сюжет выстроен по классическим канонам единства времени и пространства. Деревенский библиотекарь сообщает сельским мужикам, что именно сегодня и именно здесь состоится второе пришествие. Ненавязчиво возникают ассоциации с числом персонажей, их в пьесе – двенадцать. На сцену они выходят практически все одновременно и до самого финала своими репликами, монологами подбрасывают дрова в огонь разрастающегося спора.

Нам, зрителям, предстает срез общества, в котором встречаются интеллигент-демагог, хозяин, пахарь, человек правосудия, блатной, студент, священнослужитель. Как выясняется по ходу действия, у каждого из них своя характерная ценностная ориентация, правда жизни. Так бы и дальше они варились поодиночке каждый в своем котле, если бы не была в пафосной речи библиотекаря брошена искра.

Впервые в постановке областного русского театра использованы такие визуальные средства, как фоновый видеоряд. В качестве доказательства своих научных расчетов библиотекарь включает ноутбук, выводит сельских жителей из устоявшегося провинциального уклада во Всемирную паутину. А после с героями происходит что-то неподдающееся разумному объяснению. Они словно пребывают под гипнозом, не способны анализировать ситуацию. Вероятно, автор пьесы намекает на силу воздействия современных технологий, на последствия использования информационного оружия, которое трактуется как бомба замедленного действия. И взрыв в спектакле действительно состоялся.
Сельские мужички, не разобравшись как следует, набрасываются с кулаками на ни в чем неповинного музыканта по имени Ертай.

Следует отметить, что за исключением нескольких драк в постановке нет других сменяющихся сценических действий, а необходимый темпоритм спектакля создается благодаря постепенному обнажению внутреннего мира героев, их преображению. Поэтому кому-то из зрителей премьерная постановка кажется скучной и утомительной. Кто-то же, как ваш покорный слуга, с интересом наблюдает за душевным стриптизом.

В спектакле раскрываются русский характер, особенности менталитета, традиции. Тонкая ирония выражается в репликах, которые могли бы стать афоризмами в нашей жизни. «Обидеть можно, обидеться нельзя», – восклицает пьяница Сизыч (арт. В. Муравицкий). «Не мы устанавливаем правила. Но мы их придумываем», – многозначительно говорит библиотекарь (арт. ҚР «Мәдениет қайраткері» О. Маципуло). И совсем даже не случайны в пьесе полутатарин ( арт. И. Снегирев) и Ертай (А. Хасенов). Как известно, со стороны виднее. «Ваши развлечения не все народы выдерживают», – замечает музыкант ансамбля казахских народных инструментов.

Священник отец Анатолий (арт. Р. Степенский) в момент наивысшего накала страстей вопрошает: «Мы когда-нибудь научимся не бросаться из крайности в крайность?» В его монологах поднимается и вопрос веры. Глядя на всех сельских мужичков, поражаешься их излишней простоте, абсурдной способности слепо верить гипотезе какого-нибудь чудаковатого соседа.

Однако автор пьесы оставляет за героями шанс на неожиданное просветление. Их откровения в исподнем после бани подтверждают, что чудеса в жизни случаются. Главный посыл актеров и режиссера – не останавливаться, постоянно искать веру, правду. Самого же С. Астраханцева эти поиски привели к мысли, озвученной персонажами в финале спектакля: «Храм надо общий построить. Чтобы все вместе рядом молились. Кому? Главное, что вместе».

По словам художественного руководителя русского областного театра, прежде чем написать эту пьесу, он много лет накапливал материал.

– Образы собирательные, но они все из моей жизни. Я вырос в Зыряновске среди простых людей. Видел и этого старовера пасечника, и такого как у меня в пьесе милиционера. Каждый для меня симпатичен своим неравнодушием, – отметил уже после спектакля Сергей Астраханцев.

Мало того, что Сергей Борисович сам написал драматургический материал, сам его поставил, он же сыграл в спектакле одну из ролей – ветеринара. Что весьма смело – ведь каждая работа, будь то режиссерская или актерская, требует полной самоотдачи. Понять всю сложность этого процесса переключения с одного амплуа на другое и оценить такое мастерство смогли партнеры по сцене.

– Некоторые постановщики начинают во время спектакля режиссировать, подсказывать. Это сбивает актеров колоссально. Слава Богу, Сергей Борисович в этом плане нормальный, адекватный человек, – говорит Роман Степенский.

Дарья Шавлева

Еще новости

Back to top button