От поющих «пичужек» до индийских талисманов
Восточный Казахстан славится талантливыми людьми. Дом, очаг, одежда, украшения, утварь, игрушки – все, к чему прикасаются руки народных мастеров, воплощает их любовь к родной земле и врожденное чувство прекрасного. И тогда обычные бытовые предметы становятся произведениями искусства.
Примечательно, что народные умельцы имеют разные профессии, но их поделки, озаренные фантазией, приобретают порой волшебные, сказочные черты, где быль и реальность переплетаются воедино.
Делать фигурки из… рулонной сжатой бумаги несложно, считает устькаменогорец Павел Шемелин. Еще бы времени для творчества у него было побольше.
На столике мастера, словно на веточках в лесу, красуются птицы, выполненные из папье-маше. Это снегирь, зимородок, свиристель, синица, дрозд, вальдшнеп, сова, дятел. Своих бумажных зверюшек и маленьких рыбок он раздаривал друзьям-рыбакам и охотникам. Голова косули и тигра могли бы стать хорошим пособием в зоологическом кружке. Недаром кто-то из присутствующих на выставке сказал, что по работам Шемелина впору изучать фауну нашего региона.
Одно дело повторить в точности обличие птички, другое – заставить ее запеть. Как смастерить свистульку да так, чтобы она еще и пела, знает психолог из Усть-Каменогорска Жанна Шушенькова. В областной библиотеке имени Пушкина народный мастер Виктор Сачков проводит курсы для желающих добиться чистого звучания глиняных свистулек. Прошедшим летом на его уроках побывала и Жанна. Ученики лепят свистульки в виде коней, оленей, собачек, птиц и фантастических животных. Чтобы изготовить такую свистульку, Жанна вместе с Виктором Сачковым съездили на месторождения глины в Курчум.
Надо сказать, что отношение к свистульке, как к детской забаве возникло сравнительно недавно. В древние языческие времена глиняная игрушка была магическим инструментом, способным вызвать ветер и вместе с ним дождь, отпугнуть нечистую силу. В принципе сделать свистульку из глины несложно, считает Жанна. «Пичужку» каждый мастер делает себе сам. Поэтому сколько мастеров, столько и инструментов, столько промыслов, столько и приемов. Жанна использует свой способ, где нужны только руки.
– Я сразу влюбилась в глину, – говорит Жанна. – Для работы использую натуральную глину красного и голубого цветов. Работа с глиной требует времени: тщательно выбираю из массы мелкие камешки, корешки. Свистульки же сначала надо слепить, а через две недели ставить в печь на обжиг. По технологии, чтобы звук был чистый, ее не надо окрашивать.
Глиняная свистулька в руках мастерицы становится произведением искусства. Чтобы показать, как она звучит, Жанна тут же продемонстрировала ее звучание. Чистый пронзительный звук привлек немало слушателей.
Музыкант, участник фольклорного коллектива «Бастеньки» Наталья Сабитова шьет славянские куклы-обереги.
В наш век куклы – это, чаще всего, детские игрушки. Но так было не всегда. В древности у славян куклы служили оберегами, каждая из них выполняла свои «обязанности» и отождествлялась с женским божеством. Наталья познакомилась со славянскими куклами на фольклорных фестивалях, общаясь с мастерами из России.
Раньше такие куколки имели еще общие названия: рванки и мотанки. При их создании не применялись ни иглы, ни ножницы. Создавались они из лоскутков ношеной одежды. И сохраняли в себе теплоту мыслей человека, носившего ее.
– Славянские куклы со смыслом, все они имеют какое-то значение, – говорит рукодельница. – Кукла-колокольчик была найдена на раскопках в Валдае.
Она отгоняла злых духов и болезни. Считалось, что если в доме был такой оберег, то его не покидала радость, веселье и счастье. Это кукла добрых вестей, на нее надеты три символичные юбки.
Кроме кукол Наталья расписывает льняные салфетки. При этом текстильная краска при стирке не линяет. Серые салфетки пахнут травой и привезены из Белоруссии, Костромы, Вологды.
Художник и писатель Елена Шевелева из Усть-Каменогорска расписывает камни. Дипломов, как говорит мастерица, у нее нет, зато камешки – загляденье. И всему она научилась сама. Рисунки на камнях настолько реалистичны, что хочется попробовать ярких фруктов или «булыжного» хлеба. Однако, не по зубам будет! Смысловая нагрузка присутствует в каждом камне, будь то «вечера на хуторе» или «снегопад». Отталкивается художница в своих работах от формы камня.
– Мне камни сами говорят, что на них нужно нарисовать, – говорит Елена. – На этом камне увидела мужичка, который ходил по лесу, присел у березы, да уснул. Собачка рядом, видно, как приподнята ее голова. А когда перевернула камень, то увидела лося. Все это и поместила на одном булыжнике.
Самым первым сюжетом, расписанным мастерицей на камне, стала рыба-клоун. Потом появилась дюжина золотых рыбок. Такие сувенирные камни, считает Елена, удобно ставить на офисный стол. Они красивы, привлекают внимание, да и потрогать камушек приятно.
– Началось с того, что носила камни домой года три, носила и складывала, а потом «выстрелила» идея, – говорит Елена. – Камни расписываю гуашью и сверху покрываю универсальным лаком.
Елена кроме росписи камней имеет и другие увлечения. Например, она пишет стихи, является членом литературного клуба Бориса Аникина в Усть-Каменогорске. В разные годы выпустила в свет три сборника – «Ше-колад», «Бровь Бога» и книгу «84».
– По одной из древних легенд, старейшина индийского народа взошел на гору, и было у него видение, в котором явился к нему древний учитель мудрости в обличье паука, – говорит рукодельница Ирина Белякович. – Пока они разговаривали, паук согнул ветвь старой ивы в кольцо и, украсив его пером птицы, стал плести внутри кольца паутину. Он говорил о том, что ивовый круг символизирует круг жизни человека: младенец рождается, вырастает, вступает во взрослую жизнь, потом он начинает стареть и берет на себя заботу о новых младенцах. Так круг замыкается. Обруч из лозы также символизирует жизненный путь человека. Говоря это, паук плел свою паутину, и только в ее центре осталось отверстие. Тогда он сказал: «Добрые мысли пройдут через центр к человеку. Злые мысли запутаются в паутине и исчезнут с рассветом».
Ловцы снов Ирины Белякович – индийские талисманы, защищающие спящего от злых духов. Но, помимо мистики, эти изделия ценны тем, что являются хорошим оберегом и интересным украшением для дома. Ирина начала с того, что первые обереги сделала для себя и своей мамы.
Мастерица рассказывает, что любимым делом занимается поздними вечерами, когда вокруг тишина. При работе использует перья петуха, утки, гуся; прутья ивы или ветки вишни. У этих деревьев, по мнению Ирины, хорошая энергетика. А также камни, деревянные бусы, хлопковые нити, другой природный материал.
Воспитатель в детском саду, психолог, маркетолог, фотограф, дизайнер Евгения Мостовая начала создавать обереги и талисманы после того, когда впервые побывала у подножия Белухи. То ли атмосфера и чистый воздух гор на нее подействовали, то ли попала она в струю энергетического потока, но с тех пор из полимерной глины создает мастерица обереги и амулеты с изображением рун (совокупность знаков, предназначенных не только для передачи информации, но и для магических ритуалов).
– Считается, что самые сильные обереги и талисманы те, которые сделаны своими руками и из натурального материала, – говорит мастерица. – Есть определенные правила по созданию оберегов, в основе которых лежит, прежде всего, любовь.
Чтобы лучше познать культуру Востока, в прошлом году Евгения побывала в Индии, встретив новый год на берегу океана. Кроме путешествий Евгения увлекается музыкой, в частности игрой на гитаре, любит кататься на коньках. Есть мечта побывать на Тибете. Действие первых оберегов испытала на своих знакомых и друзьях. И как говорит мастерица, ее обереги «действуют». Так, считалось, что славянский узор – «медвежья лапка» у славян придает человеку силу этого зверя и защищает от всякого рода напастей. Амулет символизирует Бога природы и дает его обладателю силу мудрости рода, развивают родовую память.
…С каждым годом потребность людей в народном искусстве, его подлинности и духовности все больше возрастает. Так, нельзя пройти мимо авторских украшений рукодельницы из Зыряновска Анастасии Овчинниковой. Разнообразие выполненных ее руками колье, браслетов, серег, поясов из сутажного шнура буквально поражают воображение. Вместе с Настей занимается творчеством и ее мама, инженер-строитель Ирина Самойлова. Она мастерит куклы из чулочного капрона, набивая их синтепоном. Куклы хенд-мейд (сделанные руками) мало чем напоминают стандартных длинноногих Барби, но тем они и ценны, поскольку неповторимы.
Для мастеров-прикладников важно показать свою работу и увидеть чужую, научиться чему-то новому, приобщиться к искусству. Все это можно осуществить на выставках-ярмарках, постоянно проходящих в Усть-Каменогорске.