Выполняя поручения Президента

От гражданина до общества

Демократизация общества невозможна без обеспечения безопасности граждан. Именно в этом заключается истинный смысл жизнедеятельности любого государства – обеспечить безопасность своего народа. Одним из основных понятий здесь выступает неукоснительное соблюдение прав и свобод каждого гражданина и максимальное включение общества в решение государственных проблем и насущных вопросов.

Конституционная реформа, принятая в Казахстане в 2022 году, была также направлена на защиту прав и свобод казахстанцев. И здесь важнейшим шагом стало возрождение института Конституционного суда, который на заре независимости существовал в Казахстане до принятия Конституции 1995 года. Позже его сменил Конституционный совет – тоже орган демократического государства, но с гораздо более ограниченными полномочиями и правозащитными функциями, чем Конституционный суд.

Конституционный суд приступил к работе с 1 января 2023 года. При этом обратиться в него за помощью и защитой прав и свобод могут не только Уполномоченные по правам человека или Генеральный прокурор, но и мы с вами, обычные граждане Республики Казахстан. И это обращение с жалобами на попранные или ущемлённые права и свободы в обязательном порядке будет рассмотрено на уровне высочайшей судебной инстанции в государстве.

Приоритетное направление

Ранее механизм работы данного института регулировался в статусе закона. Конституционная реформа 2022 года значительно укрепила позиции Уполномоченного по правам человека в Казахстане, и это закреплено в конституционном законе.

Так, были приняты специальные поправки в Конституцию РК, где чётко и ясно обозначены права и обязанности омбудсмена по правам человека. И главное в них – это его полная независимость и неподотчётность государственным органам любого ранга. Единственный, кому отчитывается Уполномоченный по правам человека в стране, – Президент РК. Эти гарантии независимости омбудсмена помогут выстроить чёткую линию защиты и восстановления нарушенных прав и свобод граждан.

Чтобы оказывать помощь в самых отдалённых сёлах и уголках страны каждому, чьи права были нарушены, в 2022 году было принято решение об открытии региональных представительств Уполномоченного по правам человека во всех областях Казахстана, а также в городах республиканского значения.

Представительство Уполномоченного по правам человека было открыто и в Восточно-Казахстанской области. Представителем является Серик Мизанбеков.

– Будучи Уполномоченным по правам человека Эльвира Азимова говорила: «Мы должны у всех государственных органов и других организаций выработать жёсткое понимание, что права человека и их защита – это приоритетное направление государственной политики на всех уровнях. Если исполнительные государственные органы не справляются со своей задачей, омбудсмен должен содействовать восстановлению прав и свобод человека и продвигать знания об уважении прав и свобод человека». Этот посыл мы стараемся выполнять на региональном уровне, – говорит представитель Уполномоченного по правам человека по ВКО.

Региональные представители Уполномоченного по правам человека имеют статус государственного служащего, остальные омбудсмены выполняют свою работу на общественных началах.

– Институт Уполномоченного по правам человека в центре и на региональном уровне объединяет защиту прав граждан всех категорий. Это инвалиды, дети, осуждённые, иностранцы и лица без гражданства. Этот институт призван стать мостом между властью и гражданским обществом, – отметил Серик Мизанбеков.

Курс на гуманизацию

В 2022 году был сделан окончательный выбор в пользу гуманизации казахстанского общества: в Конституцию было внесено ещё одно принципиальное дополнение – был прописан запрет на смертную казнь. Эти поправки поставили точку в процессе, растянувшемся на долгие 18 лет. Ещё в 2004 году в Казахстане был введён мораторий на смертную казнь, а в 2020 году наша страна присоединилась ко Второму факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленному на отмену смертной казни. И этот шаг был закреплён на законодательном уровне в 2021 году. Однако то, что отмену смертной казни в Казахстане пропишут в особой статье Основного закона республики, почти никто не ожидал. По мнению политологов, эта поправка, внесённая в Конституцию РК, – однозначная демонстрация приверженности Казахстана защите фундаментальных прав человека. И этот шаг, предпринятый Казахстаном, нашёл поддержку у большинства представителей мирового сообщества.

Однако конституционная реформа 2022 года – лишь один из шагов на долгом пути совершенствования законодательства Казахстана в области защиты прав и свобод его граждан. К примеру, уже подготовлен к обсуждению и принятию законопроект «О противодействии торговле людьми в РК». Более того, вслед за конституционной реформой в республике был утверждён План дальнейших мер в области прав человека и верховенства закона. В нём определены задачи по укреплению правозащитных механизмов по самым разным направлениям, в том числе по предотвращению пыток и расследованию случаев их применения. И эти механизмы сегодня реально работают.

Уполномоченный по правам человека и его региональные представители наделены правом на беспрепятственное посещение организаций, оказывающих специальные соцуслуги, и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также могут проводить беседы с лицами, находящимися в них, с использованием аудиозаписи, фото- и видеосъёмок с их согласия.

Еще 2 июля 2013 года в Казахстане был принят закон, учредивший Национальный превентивный механизм борьбы против пыток (далее – НПМ). Этот механизм представляет систему предупреждения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, созданную в соответствии с международными договорами ООН.

При этом координацию деятельности НПМ осуществляет институт омбудсмена совместно с представителями неправительственных организаций и организаций гражданского общества. После создания Национального превентивного механизма борьбы против пыток компетенции Уполномоченного по правам человека в Казахстане были расширены, и его статус значительно укрепился как на национальном, так и международном уровне. Создание данного механизма усиливает гарантии прав осуждённых и лиц, находящихся в специальных закрытых учреждениях по решению суда.

Защита прав детей

Пожалуй, впервые в истории современного Казахстана в прошлом году появились Уполномоченные по правам детей. Эта общественная должность отныне существует в каждом регионе. Детские омбудсмены уже ведут работу по защите детей от буллинга, разбираются в конфликтных ситуациях, помогают родителям наладить контакт с подростком, а также тесно работают с местными управлениями образования, здравоохранения, социальной защиты, которые так или иначе оказывают влияние на жизнь детей и подростков.

Разрабатываются и внедряются в ежедневную практику различные механизмы межведомственного контроля соблюдения прав человека. Кроме того, создана рабочая группа по вопросам защиты правозащитников при уполномоченном по правам человека в Казахстане.

Социальное партнёрство

Однако не только официальные лица и государственные органы прилагают усилия для защиты прав человека и гражданина. В Казахстане есть целый ряд неправительственных организаций и волонтёрских движений, которые специализируются на этих направлениях. В целом, в республике насчитывается около 700 волонтёрских движений и более 17 тыс. неправительственных организаций, которые являются мощной силой, направленной на реализацию гражданских инициатив в самых разных векторах развития общества. Это и защита прав, и экологическое движение, и социальная защита населения, и защита многодетных и малообеспеченных семей, и забота о детях, в том числе с инвалидностью, развитие спорта, культуры, краеведение, детское и молодёжное движение, патриотическое воспитание и так далее.

Часть этих НПО и волонтёрских организаций сегодня выступает в качестве социальных партнёров государства, выполняя социальный заказ по реализации более двух тысяч проектов по различным направлениям социальной защиты населения. Отметим, что в 2022 году партнёрство государства и гражданского сектора вышло на новый этап. На уровне законов и нормативно-правовых актов были прописаны механизмы установления и реализации стратегического партнёрства между ними. По мнению политологов, это создаёт базу для более тесной совместной работы государства и НПО по направлениям реализации общенациональных приоритетов развития. Кроме того, создаются возможности для разработки механизмов разного рода поддержки (в том числе и финансовой) проектов НПО по наиболее актуальным вопросам. Эти вопросы нашли отражение в обновлённой редакции законов, регулирующих благотворительную и волонтёрскую деятельность в Казахстане.

Общественный контроль

Ещё один институт гражданского сектора, тесно сотрудничающий с государственными органами, в последние годы показал свою эффективность. Это общественные советы, работающие на уровне районов, городов и областей. На текущий момент в республике насчитывается более 250 общественных советов, которые с 2022 года работают также с центральными государственными органами (министерствами и комитетами), а также с 13 крупными квазигосударственными организациями.

И если первые составы общественных советов грешили довольно большим представительством государственных служащих и гражданских служащих бюджетных организаций, то после реформы 2022 года это представительство было сведено к минимуму. Сегодня в работе общественных советов задействовано свыше 4 тыс. человек, и подавляющее большинство из них – представители неправительственного сектора и экспертного сообщества.

Общественными советами поднимаются самые проблемные вопросы того или иного региона, связанные с водоснабжением и водоотведением, обеспечением теплом, защитой окружающей среды, развитием гражданских инициатив, соблюдением правил архитектуры и градостроительства. Это именно те «узкие места», которые не дают возможности для дальнейшего развития и роста целых отраслей региональной экономики или небольшого сообщества граждан, объединённых поиском решений конкретной задачи.

При этом рекомендации советов являются обязательными для рассмотрения госорганами. По сути, общественные советы стали наглядной демонстрацией того, как концепция «слышащего государства» может влиять на повышение эффективности и человекоориентированности госуправления.

Как видим, всего за один год демократизация гражданского общества в Казахстане совершила поистине гигантский шаг, охватив огромное количество инициатив и направлений: от конституционной реформы до поддержки гражданских инициатив и общественного контроля.

Адрес представительства Уполномоченного по правам человека по ВКО: г. Усть-Каменогорск, пр. Н. Назарбаева, 4, каб. 102 и 103. Тел.: 8 708 440 07 87, 400-787.

Екатерина Гуляева

 

Еще новости

Back to top button