Экономика

Остаться б на плаву…

Новость о том, что страны Евразийского экономического союза планируют до конца года подписать договор о судоходстве, в поселке Прибрежном Зыряновского района восприняли как символ перемен. Ростки надежды на то, что местный судостроительно-судоремонтный завод обретет второе дыхание, у жителей появились еще после того, как Президент в Послании «Нурлы жол» отметил важность развития транспортно-логистической инфраструктуры. Местные жители, многие из которых всю свою сознательную жизнь проработали на флоте и в судоремонтных мастерских, уверены, что будущее именно за водным транспортом, который на сегодняшний день является самым экономичным.

Остаться б на плаву…

В навигацию уходили караваны кораблей

ТОО «Восточно-Казах-станский судостроительно-судоремонтный завод» основан на базе Первомайского судостроительно-судоремонт-ного завода. Сегодня здесь трудятся чуть более 50 человек, хотя в прошлые годы на предприятии работало до тысячи сотрудников. В небольшом музее завода сохранились чертежи, на которых обозначали расстановку судов, прибывших на зимний ремонт. За один сезон здесь делали до 80 единиц техники! На фотографиях прошлых лет видно, какие длинные караваны кораблей уходили с завода в навигацию.

– Сейчас в год нам поступает только один-два заказа на ремонт, – говорит директор завода Юрий Иванов. – Недавно закончили по заказу Комитета транспортного контроля ремонт теплохода «Марс». С задачей рабочие справились хорошо, комиссия уже приняла объект. Также в этом году мы предоставляли площадку для ремонта парома, взяли на себя работы по винто-рулевому комплексу.

Директор с гордостью показывает нам отремонтированный, свежевыкрашенный «Марс». Красавец готов выйти в море, чего не скажешь о ржавых многотонных махинах, расположенных неподалеку. Старые заброшенные баржи и теплоходы выглядят удручающе. Местные говорят, что часть кладбища кораблей находится под водой. Впрочем, погостом это место называть категорически не хочется. По словам судоремонтников с большим стажем работы, весь этот транспорт, который пока стоит на приколе и находится на балансе различных организаций, еще можно реанимировать, нашелся бы только инвестор, чтобы подарить ВКССРЗ второе дыхание.

Теплоход «под ключ»

Говорить о светлом прошлом завода можно долго. Предприятие процветало, кормило поселок, слава о нем гремела по всему Союзу. Здесь не только производили комплектующие для советского флота и оборонного комплекса, но и строили по два теплохода в год, многие из которых до сих пор на плаву,
– Водный транспорт Верхне-Иртышского бассейна в прежние годы работал стабильно, его услугами пользовались строители, сельские труженики, геологи, металлурги, — вспоминает Юрий Иванов. — Пассажирские перевозки охватывали все приречные территории Восточно-Казахстанской, бывшей Семипалатинской, Павлодарской областей. По реке Иртыш осуществлялись транзитные перевозки грузов и пассажиров между Россией и Казахстаном.
Предприятия речного транспорта внесли значительный вклад в развитие региона. В составе грузового и пассажирского флота имелись мощные грузовые теплоходы и скоростные пассажирские суда на подводных крыльях. На судостроительных заводах Верхне-Иртышского бассейна строились большегрузные теп-лоходы, буксиры, несамоходные баржи. Оснащенность нашего завода и других позволяла сдавать суда под «ключ».

Юрий Алексеевич работает на заводе 49 лет. За эти годы освоил профессии слесаря, рулевого, моториста, штурмана, судостроителя, механика. Около 11 лет выходил в море, управляя кораблем, так что об истории судоходства на Иртыше знает не понаслышке. Уверен, что сегодня возрождение речного транспорта – тема своевременная. Говорит, не обязательно сразу замахиваться на масштабные проекты, связывающие судоходством разные государства, можно начать с малого: использовать речной транспорт для туристических прогулок или внутриобластных грузоперевозок. Давно просчитано, что водный транспорт в разы экономичнее автомобильного или же железнодорожного.

Главное, что завод сберегли

Юрий Алексеевич долгие годы ведет летопись завода, хранит информацию о славном прошлом, о каждом из ветеранов, работавших когда-то на предприятии.

– Надеюсь, что на мой 50-летний трудовой юбилей все же появится надежда на возрождение завода, — говорит директор. – Главное, что нам удалось сохранить все производственные помещения, цеха в рабочем состоянии. Еще на ходу техника, которую мы принимали в эксплуатацию 20-30 лет назад.

Стоит отметить, что мечты и надежды руководства завода подкрепляются активной работой по поиску дальновидного инвестора. Продукция предприятия принимает участие во всех выставках товаров и неизменно получает высокую оценку и награды. На сегодняшний день завод является единственным в Казахстане производителем резинометаллических подшипников для судов речного, морского флота и шланговых затворов от Ду32 до Ду300 для жидких, сыпучих, пульпообразных, агрессивных и слабоагрессивных сред.

Общая площадь заводской территории составляет порядка девяти с половиной гектаров. В рабочем состоянии находятся механический цех и цех резинотехнических изделий. Сегодня здесь делают комплектующие для горнодобывающей и перерабатывающей отраслей. В качестве заказчиков выступают такие гиганты, как Казцинк, Казахмыс, Конденсаторный завод, местные ГЭС. Но заказов не так много, как хотелось бы. Бывают и пустые дни, впрочем, просто так в Прибрежном стараются не сидеть, выпускают продукцию про запас. Случается, что миллионы тенге пылятся на складах в виде нереализованных изделий. Впрочем, несмотря на трудности, в последние годы задержек заработной платы не было.

Сотрудники цехов постоянно осваивают выпуск новых изделий, необходимых заказчикам. К примеру, различных комплектующих для автотранс-порта. ССРЗ мог бы стать поставщиком продукции для местных машзаводов, но пока, по словам директора, контакта с заказчиками найти не удалось.

На заводе есть свои автономная котельная, кислородная станция, деревообрабатывающий цех, заправка, теплые гаражи, административные и бытовые помещения. Преимущество еще и в том, что остались свободные площади. Руководством завода в свое время просчитывалась даже возможность организации здесь порта.

На причале еще с советских времен оборудованы площадки для ремонта и строительства новых судов. И слип и нулевой цикл оснащены устройствами для спуска и поднятия кораблей, трансформаторной подстанцией. Понятно, что все оборудование требует модернизации, но реанимировать всегда проще, чем создавать с нуля.

Многие хотят вернуться на родину

– Завод имеет для поселка огромное значение, – отмечает аким Прибрежного Жумагайша Айтуарова. – Это наше градо-образующее предприятие, которое активно участвует в социальной жизни округа, помогает решать насущные проблемы, оказывает спонсорскую помощь. Раньше, когда на заводе трудилось до тысячи человек, численность населения поселка составляла 2 500 человек. Сегодня осталась только треть населения. Но, что обнадеживает, многие из тех, кто в 90-х переехал в Россию, хотели бы вернуться на родину. О том же говорят и выпускники наших школ, уехавшие в города на поиски работы. Они признаются, что скучают по Прибрежному и, если бы завод вышел на прежний уровень работы, обязательно вернулись бы в поселок с семьями. Кстати, практически каждый год кто-нибудь из наших выпускников поступает учиться в Новосибирскую академию водного транспорта. Все мы искренне надеемся, что еще увидим этих ребят за штурвалами кораблей, пришвартовавшихся возле поселка.

К выходу завода на проектную мощность в Прибрежном готовы не только морально. Аким отмечает, что благодаря сохраненному жилищному фонду будет где разместить специалистов. Кроме того, в поселке еще остались настоящие мастера своего дела – судостроители и судоремонтники, проработавшие на заводе много лет. Они могут передать свои опыт и знания молодежи, возродив учебный комбинат, который здесь был когда-то.

Анатолий Глушков на заводе трудится более 45 лет. Заводской стаж Петра Балясникова чуть скромнее. Это мастера своего дела, люди труда, как говорит директор предприятия, настоящие ювелиры. Вот только работать им приходится не с драгоценными металлами, а с резиной.

– Сейчас сырье для работы закупаем в России, — рассказывает Анатолий во время экскурсии по цеху резинотехнических изделий, где рабочие занимаются изготовлением комплектующих для шланговых затворов. – В былые же времена резину готовили сами, до 400 тонн в год. Оборудование сохранилось, все при необходимости можно восстановить, технологию помним. При грамотном подходе завод вполне реально поставить на ноги. Молодежь, если будет, научим обязательно, не единожды уже приходилось становиться наставниками. Я сам на завод пришел в 15 лет, меня поставили на строгальный станок учеником, уже после двух месяцев работы стал строгальщиком второго разряда. Отслужил на флоте и вернулся сюда же…

Мы все болеем морем

Петру Балясникову до пенсии осталось совсем немного, но судьба завода волнует его не меньше других. На предприятии мастер оставляет сына Алексея, который пошел по стопам отца и трудится сегодня в механическом цехе. Дочь тоже в свое время «заболела морем» и связала свою жизнь с флотом. Глава трудовой династии надеется, что у его детей будущее будет стабильным.

Александр Худяков работает на заводе токарем и слесарем по ремонту станков, имеет многочисленные награды за ударный труд. На предприятие пришел в начале 90-х, когда все только начинало разваливаться. Тогда люди надеялись, что проблемы носят временный характер и завод еще вздохнет полной грудью. У Александра была возможность перебраться из поселка в город, но от этой идеи он отказался. Решил, что чистый воздух и богатая природа предпочтительнее больших огней. Тем более, что он всегда верил в перспективы родного предприятия.

Сегодня на горизонте появился новый инвестор, который, что называется, зондирует почву. Есть определенные договоренности, афишировать которые в Прибрежном не торопятся, боясь сглазить. Но информация все же разлетелась по домам, люди ждут только хороших новостей. И это правильно. Когда, если не сейчас, восстанавливать завод? С каждым годом, и что страшнее, десятилетием оборудование устаревает все больше, специалистов, напротив, становится все меньше. Именно сегодня Президентом поставлена задача развития транспортно-логистической инфраструктуры. На государственном уровне говорят о необходимости возрождения судоходства на Иртыше. Судостроительно-судоремонтный завод способен помочь решить эти серьезные задачи. Но для начала нужно немного помочь самому заводу. Встав же на ноги, он потащит за собой не только родной поселок, но и, при должном подходе, весь район.

Оксана Сосновская

Зыряновский район

Еще новости

Back to top button