Общество

Они пришли к нам из древней Степи

Архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник хранит богатое этнографическое наследие казахов Восточного Казахстана.

Они пришли к нам из древней Степи

Археологические источники с полным основанием позволяют утверждать, что древние жители этого региона были величайшими мастерами: металлургами, строителями, гончарами, ювелирами, резчиками по дереву, художниками…

По всей территории Восточного Казахстана на рубеже времен, начиная с эпохи бронзы, преобладало кочевое скотоводство. Кустарное производство и промышленность, как кузнечное, ювелирное, столярное, кожевенное, косторезное и камнерезное дело, а также женские и мужские виды занятий домашнего промысла оказывали влияние на социально-экономическое развитие. В обмен на продукты кочевого хозяйства приобретались разновидности текстиля, швейные машины, изделия из металла, серебра, фарфора.

Часто в казахских семьях хранят как реликвии вещи своих предков: книги, седла, одежду, украшения и т.д. Нередко эти вещи датируются XVIII-XIX веками. В результате исследований сотрудники музея получили информацию о резчиках по дереву, седельщиках, мастерах по изготовлению юрты, сапожниках, представителях других ремесел Катон-Карагайского, Самарского, Кокпектинского, Уланского, Тарбагатайского и прочих районов Восточного Казахстана. Наряду с этим фонды музея постоянно пополнялись за счет даров частных коллекционеров. К примеру, текемет, сырмақ, алаша, постилочные и настенные войлочные и тканые ковры, вышитые полотенца поступили от Б. Кешельбаева, С. Елебаева, Н. Тойгунова, Н. Хамзина.

Золотой фонд нашего музея составляют изделия народного ремесла. Одним из коллекционных предметов является конская упряжь, содержащая мужские и женские разновидности седел. Снаряжение верхового коня является одним из наиболее значимых элементов традиционной культуры степных скотоводов-кочевников.

Для наших мест в седле характерна широкая и высокая передняя лука, сплошь покрытая серебряными накладками в виде стилизованных фигур оленей и растительных узоров, со вставками из цветных камней. Конский убор в целом не только обеспечивает возможность верховой езды, но также является показателем социального статуса владельца и, что особенно важно, заключает в себе специфические черты художественно-образной системы этнической культуры.

Предметами ежедневного обихода казахов были многочисленные изделия из кожи. Обычно каждая семья самостоятельно занималась выделкой шкур, получаемых как от домашних животных, так и в результате охотничьего промысла. Существуют разные виды обработки шкуры – для изготовления одежды, обуви, упряжи. Из кожи делали даже посуду, например, удобные в пути фляга, подойник для доения кобылиц, чехлы для пиал.

Собрание музея включает в себя части воинского и защитного вооружения. Боевые и охот¬ничьи орудия в народном представ¬лении обладают сверхъестественной силой. Металлический кинжал, датируемый III веком до н.э., наконечники стрел, кольчуга из плетеного металла Х-ХVIII вв. и другие доспехи свидетельствуют о высоком профессиональном мастерстве кузнецов и литейщиков. Неслучайно секреты мастерства по об¬работке металла хранилось в тайне и передавались по наследству.

В значимое число экспонатов входят коллекция инструментов, предметы хозяйственного и бытового назначения: наковальня, молотки, серпы, стремена, узда, металлические пряжки и кольца для конской сбруи, подковы.

Коллекции старинных, а также современных ювелирных изделий мастеров-зергеров Восточного Казахстана присущи простота, соразмерность форм и сдержанность декора. В украшениях преобладают элементы космогонического стиля: луна, звезда, месяц, полумесяц. Из древнейших времен распространенный вид женских украшений – это массивные и висячие серьги, а также литые и дутые, в форме полумесяца.

Самоцветы, свойственные украшениям нашего региона, тоже есть в коллекции музея. Считалось, что они обладают свойством оберега, охраняют в семье любовь и покой. Драгоценные мужские и женские пояса делали искусные ювелиры. В национальной ювелирной технике исполнены украшения современных мастеров Сержана Баширова, Нурлана Казбалинова и других. В программе развития ремесленной продукции в Казахстане изделия из серебра и натуральных самоцветов работы нашего Сержана Баширова получили сертификат «Знак качества ЮНЕСКО-2004 года», как автора инсталляции на тему «Кочевая цивилизация» с включением образов древнетюркской мифологии и казахского эпоса.

Национальная одежда казахов разнообразна и оригинальна. Ан¬самбль костюма создают ювелирные украшения. Одежда шилась на четыре сезона и на все случаи жизни. В коллекции представлены изделия от верхней, нарядной и повседневной, мужской, детской, женской до головных уборов и обуви. Это демисезонная женская меховая шубажарғак тон из шкуры ягненка, украшенная вышивкой, обувь скотоводов, которые по роду своей деятельности долгое время проводили в седле. Она преимущественно на каблуке, помогающем фиксировать ногу в стремени.

Экспонируемая в музее белая юрта – средней величины. Шанырак (навершие) был семейной реликвией, знаком продолжения рода. Его пересечения, образующие в круге крест – символ вечного движения в природе солнца, развития жизни. Внутреннее помещение обозначено ячейками, каждая из которых, согласно традициям, имеет свое бытовое назначение. Самые большие юрты (орда) состояли из 30 секций находились в ставке ханов, биев, султанов. В них отмечались праздники, принимали высокопоставленных гостей. Такое сооружение в настоящее время есть на главной площади этнографического комплекса.

Архитектура, отраженная в музее, относится к традиционной системе поселения казахов XIX – XX вв: подвижной, кочевой. Одна из характерных построек в регионе – постоянные дома в зимовках — қыстау с жилыми и хозяйственными строениями. Например, мемориальный дом-музей поэта Абая Кунанбаева. В этнографическом комплексе можно увидеть дом-усадьбу зажиточного казаха, она выложена из красного кирпича, состоит из пяти комнат, имеет печь, хозяйственные строения, навес под орудия труда и повозок для лошадей.

При музее существует ремесленный ресурсный центр по развитию казахского народного декоративно-прикладного искусства. Цель – организация и участие в республиканских выставках этнодизайнеров, а также воссоздание экспонатов, характеризующих особенности культуры жителей Восточного Казахстана. К примеру, ковры.

Одними из распространенных и любимых в искусстве ковроделия изделий являются настенные ковры «түскиіз», вышитые тамбурным швом; циновки из степного тростника, другие предметы разных ремесел, существовавших в Степи и оставшиеся нам в наследие от древних цивилизаций.

Особо хотелось бы подчерк-нуть, что областной этнографический музей является единственным многопрофильным музеем в Казахстане. Он собирает и сохраняет художественные артефакты для будущих поколений.

Гульнар Бекбердинова, старший научный сотрудник отдела казахской этнографии ВКО музея

(Печатается в сокращении)

Еще новости

Back to top button