Одним – учение, другим – мучение
В преддверии Дня учителя очередная прямая линия в «Рудном Алтае» прошла с руководителем управления образования Восточно-Казахстанской области Аскаром Нургазиевым. В ходе беседы он ответил на вопросы, волнующие родителей, педагогов и школьников.
По какой причине в нашем регионе срывается сдача школ в эксплуатацию? Сколько таких школ в данный момент достраивается и сколько новых объектов уже открыли свои двери для школьников? Айгуль Жасуланкызы, Тарбагатай
– В 2014 году по области велось строительство 58 объектов образования. По состоянию на 23 сентября в эксплуатацию сданы одиннадцать школ, взамен аварийных. Три школы – в Курчумском районе, столько же – в Тарбагатайском, по две – в Уланском и Шемонаихинском районах, одна – в Урджарском. Вызывает тревогу ввод в эксплуатацию четырех объектов. Это строительство школ на 320 мест в селах Жана Тилек и Кабанбай Урджарского района. В данный момент работы выполнены на 95 процентов. Объекты начали строить еще в 2011 году, а закончить должны были в августе прошлого года. Ведутся работы и в селе Аксуат Курчумского района (школа на 80 мест), строительство должно быть завершено в октябре т.г. В школе на 130 мест в селе Чапаево Зыряновского района объем работ выполнен всего на 80 процентов. Начали ее строить три года назад, обещали завершить в нынешнем декабре.
До конца года планируется завершить строительство еще трех учебных заведений: в селах Алгабас, Ново-Канайка и Айтыкова. Сроки завершения датированы октябрем и ноябрем, соответственно. В 2015 году отпразднуют новоселье школьники сел Акжайлау и Ушбулак.
В Зайсанском районе на средства республиканского бюджета ведется строительство школы на 600 мест с интернатом на 300 мест и детского сада на 140 мест. На обоих объектах завершение работ планируется в октябре т.г. И здесь проблема заключается, как всегда, в недобросовестной работе подрядчиков, не выполняющих свои обязательства в срок. Мы решили исправлять положение на проблемных участках строительства с помощью так называемых постов общественного контроля. Члены таких групп – госслужащие, общественники, активные граждане, которые ежедневно проверяют, как идет строительство, сверяют графики работ, смотрят за качеством. Если появляются проблемы, они сразу же докладывают местным властям, дают информацию органам образования села, района, города, области.
Министерство образования и науки РК запрещает сбор денежных средств в школах. Будут ли нести ответственность учителя и директора учебных заведений, которые принуждают родителей сдавать деньги в «фонды классов», на подарок школе и прочее? Куда и к кому обращаться родителям в таких случаях? Татьяна Ильина, Усть-Каменогорск
– Государственные учреждения могут иметь контрольный счет наличности спонсорской или благотворительной помощи. При школах может существовать так называемый попечительский совет, который исключительно на добровольных началах может перечислять спонсорскую помощь школе на специальный счет, открытый в Казначействе. Его контролируют сами спонсоры, а также родители. Ни в коем случае не должно быть сборов наличности в стенах учебных заведений, а тем более принуждения к ним. Зачастую пагубная «привычка» собирать деньги поощряется самими родителями, не желающими с этим бороться. Но нарушений закона и потворства таким коррупционным проявлениям быть не должно, поэтому родители могут позвонить на линию доверия управления образования: 701-828 или анонимно сообщить о факте сбора средств. Также можно обращаться с подобной информацией в прокуратуру, полицию, на блог министра образования и науки. Мы регулярно проводим разъяснительную работу на эту тему на общешкольных родительских собраниях, заседаниях родительских комитетов, совещаниях и педагогических советах.
Правда ли, что с 2016 года ЕНТ будут проводить три раза (после начальной школы, 9 класса и высшей школы)? Чем это может обернуться для учеников, и поможет ли подобная практика многократных тестов повысить успеваемость? Татьяна Лысенко, Семей
– В организациях образования ежегодно проводится внешняя оценка учебных достижений (ВОУД) в девятых классах. Планируется, что с 2016 года произойдет внедрение национального тестирования в четвертых классах, но выборочно, для мониторинга учебных достижений. В девятых классах это будет делаться для того, чтобы определить дальнейшую направленность обучения. Проведение ЕНТ в два этапа пока обсуждается и прорабатывается в МОН РК. В 2015 году тест будет проводиться по-старому. ЕНТ, как и другие виды тестирования, помогают ученикам подготовиться к следующему этапу обучения (в вузе, колледже, в старших классах). Кстати, наша область неоднократно выходила на высокий уровень по оценке международного исследования успеваемости (PISA).
Слышала, что теперь первоклашек будут зачислять в школу строго с шести лет. Как быть родителям, которые считают, что ребенок в таком возрасте еще морально не готов к учебе? И не понесут ли они за это какую-то ответственность? Альфия Иманбаева, Катон-Карагайский район
– Для того чтобы исключить обучение в одном классе разновозрастных детей, в рамках нового законопроекта МОН РК определил возраст приема в школу строго с шести лет. В министерстве разработали пошаговый план мероприятий по переходу на 12-летнюю модель обучения. Согласно этому плану, к 2016-2017 учебному году предшкольной подготовкой стопроцентно должны охватить пятилетних детей. Но говорить о переходе на двенадцатилетку в этом учебном году рано. Для этого нужно укрепить материально-техническую базу, что требует немало усилий. В отношении родителей, считающих ребенка в шесть лет не готовым к учебе, поясняю, что методики преподавания в первых классах рассчитаны специально на такой возраст. Малыши не успеют устать, так как учебный процесс складывается согласно их возможностям и потребностям. Первоклашкам поначалу не ставятся оценки, не задается домашнее задание. Нагрузка усложняется постепенно: в сентябре планируются три урока по 35 минут; со второй четверти – четыре урока по 35 минут; со второго полугодия – тоже четыре, но уже по 45 минут. Вводятся дополнительные каникулы, парные уроки отсутствуют.
Как в ВКО проходит осуществление инклюзивного образования? Сколько детей с особыми потребностями охвачено этим образованием в области? Владимир Крылов, Усть-Каменогорск
– В Восточном Казахстане общее количество детей с ограниченными возможностями до 18 лет – 11369. Из них охвачены воспитанием и обучением в коррекционных организациях образования – 2260, в учреждениях здравоохранения и социальной защиты – 970. В специальных классах и группах проходят обучение 1284 ребенка, 813 – посещают кабинеты коррекции и логопедические пункты. 690 детей обучаются на дому, именно для этой категории в области реализуется проект «Окно в мир». В целом охват детей специальным образованием составляет 53 процента. С 2015 года на базе вспомогательной школы № 21 мы планируем открыть детский сад. Учреждение сменит статус – будет школа-детский сад № 21. В детский сад детей с особыми потребностями уже набралось четыре группы.
Это малыши с диагнозом «аутизм». До этого им не уделялось должное внимание, теперь их родители очень рады тому, что дети смогут ходить в специализированный детский садик. В группе будут находиться 8-12 человек. Работать с детками будут специалисты-дефектологи, штат предварительно утвержден. В школе хватит места всем, так как сорок процентов площадей там функционально не используются. Планируется, что впоследствии садик станет методическим центром и расширит свои функции.
Почему первоклассникам приходится носить очень тяжелые рюкзаки в школу, нельзя ли сделать для них отдельные шкафчики и там хранить учебники (по примеру зарубежных школ)? Елена Макеева, Риддер
– Оборудование мест для хранения учебников и вещей учащихся в школах – частая практика. Однако следует учесть тот факт, что для выполнения домашнего задания детям требуются учебники дома. В настоящее время обсуждается вопрос внедрения электронных учебников и планшетов вместо учебников. Данный вопрос недавно обсуждался на селекторном совещании в Правительстве РК. Что касается e-learning (электронного обучения), то до всеобщего охвата им еще далеко. Поскольку не везде есть высокоскоростной интернет, особенно в селах. Для контроля этого нововведения в школах нужна отдельная штатная единица – так как один учитель не справится, да и техника не везде позволяет быстро работать с Интернетом. Поэтому этот вопрос еще обсуждается, министерство пересматривает программу, в этом направлении еще очень много работы.
Магазин «Дом книги Касыма Кайсенова» (на ул. Кирова) всегда собирает у своих дверей большие очереди за учебниками. Нельзя ли открыть еще несколько торговых точек? И какова ситуация с учебниками по ВКО в целом? Екатерина Матвеева, Усть-Каменогорск
– По словам директора ТОО «Дом книги Касыма Кайсенова» Шынар Ашукеновой, очереди создаются только в конце августа, на данный момент число покупателей стабилизировалось. Открытие новых точек по продаже учебников предприниматели считают экономически нецелесообразным, так как ажиотаж создается самими родителями только в начале сентября, а в остальное время магазин почти пустует.
Вместе с тем хотелось бы заметить, что список учебников на будущий год теперь станет известен родителям в апреле-мае, а не в сентябре, как раньше, что значительно уменьшит ажиотажную очередь у магазинов.
Практически все сто процентов школьников снабжаются бесплатными учебниками. Всего 1,2 процента родителей покупают учебники. Такая практика в ходу в Усть-Каменогорске и Семее. До 2015 года планируется обеспечить весь контингент обновленной литературой от министерства. Но есть некоторые нюансы, по которым кому-то не хватает учебников: из-за миграции, большего количества детей в новом учебном году и по другим причинам. С целью обеспечения всех учащихся учебниками школьные библиотеки активно используют обменно-резервные фонды для предоставления учебной литературы другим библиотекам в случае необходимости. Проблемы дефицита учебников в наших школах нет.
В конце встречи Аскар Нургазиев сердечно поздравил педагогов с их профессиональным праздником.