Очарованный духом Алтая

6 февраля свой день рождения отмечает восточно-казахстанский кинематографист Анатолий Лаптев, лауреат премии Ленинского комсомола, заслуженный деятель искусств Казахской ССР, лауреат премии Президента Республики Казахстан за большой личный вклад в развитие документального кино, обладатель почётного титула «Экран шебері» за вклад в киноискусство Казахстана, почётный гражданин города Усть-Каменогорска.
ОСТРОВ НАДЕЖДЫ
Казахстанский кинематографист Анатолий Лаптев родился в 1942 году в столице Азербайджана Баку и волей судьбы в раннем возрасте оказался на Алтае, в благословенном крае, воспетом Николаем Рерихом.
Поразительная смена пейзажа – после промышленных ландшафтов с нефтяными скважинами, нефтепроводами, нефтеналивными пристанями открыть красоты озёрно-таёжного края, подёрнутых дымкой заснеженных горных пиков!
Удивительная атмосфера «золотого» Алтая несомненно, повлияла на его мироощущение. Не лишённый поэтического дара, романтик, автор светлых песен, Анатолий назвал родное Беловодье «островом надежды», будто принял присягу на верность родному краю.
Когда молодой человек решил, что хочет быть кинооператором, он приложил немало усилий, чтобы получить соответствующее образование. Карьера Анатолия началась на Усть-Каменогорской студии телевидения в 1961 году с осветителя, потом он был ассистентом оператора, снимал новостные сюжеты, разъезжая по области, выполняя задания редакции. Лишь с третьей попытки поступил во ВГИК.
Обучение операторскому мастерству, выполнение курсовых работ требовали особой собранности и более серьёзного формата, чем телерепортажи. Усилиями молодых формировалась новая эстетика телевизионного кино.
Главными темами Лаптева стали природа и люди Алтая. Великолепные пейзажи, озёра, леса, животные, труженики края – лесники, рыбаки, механизаторы: в его выборе было немало лирического пафоса, свойственного поколению шестидесятников.
ОХОТНИК С ФОТОАППАРАТОМ
Первая победа Лаптева, режиссёра и оператора, – фильм «Четвёртая охота» и привлекательный образ героя Александра Григорьевича Лухтанова. Портрет увлечённого съёмкой природы фотографа, писателя заслоняет его основную деятельность горного инженера. Динамичная камера наблюдает за отцом и сыном-подростком, отправившимися на «четвёртую», мирную, фотоохоту.
Почему четвёртую? – Все знают об охоте на животных с огнестрельным оружием, существует также выражение «грибная охота», запись звуков тоже называют охотой. Почётное четвёртое место определили для охотников с фотоаппаратами. Осваивая технические возможности сложной и капризной аппаратуры, накапливая опыт, терпеливо надеясь на удачу, самые целеустремлённые становились мастерами фотоискусства.
Лаптев с камерой ловил экспрессивные планы фотографа Лухтанова. Оба пребывали в поисках выразительных кадров. Кинооператор искал интересные ракурсы, композицию, чтобы запечатлеть характер одновременно неординарный и в то же время типичный для интеллигенции шестидесятых – профессионала-маркшейдера и вдохновенного творца, охотника за впечатляющими образами.
Лента о Лухтанове, а это была курсовая работа студента-оператора заочного отделения ВГИКа, вышла на всесоюзный экран в 1971 году. Потрясающим событием стало решение комиссии Госкино дать добро на тираж копий «Четвёртой охоты».
О дипломной работе выпускника ВГИКа, ленте «Исследователи», типичной для времени отражения образов физиков и лириков, но всё-таки такой же яркой, как фильм о Лухтанове, тепло отозвался учитель Марк Беркович на страницах казахстанского журнала «Новый фильм».
Стиль Лаптева формировался в годы, когда на «Казахфильме» удивлял первыми неординарными работами документалист Юрий Пискунов, чьи импрессионистические эссе под джазовые композиции Эдуарда Богушевского излучали атмосферу ещё дарящих надежды, свободу, лёгкость коротких постоттепельных лет. Вскоре с композитором начал сотрудничать Лаптев – музыка зазвучала в его фильмах и, что важно, в титрах появилось имя композитора.
В КАЛЕЙДОСКОПЕ ОБРАЗОВ
В середине 1970-х Лаптев снова обращается к главной теме – природе родных мест. Появляется трилогия «Озеро студёное, ласковое», «Старик и озеро», «Когда уходят снега».
Озвучивал фильмы Лаптева выдающийся актёр Иннокентий Смоктуновский. Ключевым камертоном стала притча о красоте: какой она предстаёт в природе и какая она в человеке? Главная мысль – о том, как важно обладать способностью видеть, воспринимать красоту. Оператор вдохновенно запечатлевал окружающий мир, его краски, его динамику и пытался понять, как этот мир влияет на его самосознание, на мироощущение его современников.
Снимал Лаптев самой распространённой с начала 1950-х годов советской камерой «Конвас», которая была сконструирована специально для документалистов. Несмотря на немалый вес, в руках Лаптева она кажется лёгкой. Его динамичная манера съёмки была обоснована экономией времени и чаще велась не со штатива, а с рук со сменой фокуса и планов. Всё живое пребывает в его кадрах в движении: кружатся снежинки – белые звёздочки зимы, дрожат трепетные анемоны – знаки летней поры, перегоняет ветер пожухлую листву – образ осени, как и мрачное небо, диск заходящего солнца.
Главный герой фильма – озеро Маркаколь, одно из красивейших на Алтае, расположенное на высоте 1 440 метров. Озеро, меняющее день ото дня краски, настроение, характер, с приходом весны пополняющееся ручьями, что стекают с гор, летом – искрящееся на солнце, по осени – отдающее холодными рефлексами со свинцовым отливом. Замечательна экспрессия смены планов: от природных объектов – к человеческим лицам, портретам стариков и детей, кадрам с животными – бурундуком, белкой, маралами, рыбой в ручье, лошадьми, верблюдом. В монтажном калейдоскопе образов – черты индивидуального почерка Лаптева.
На каком языке говорит живописное озеро, как слышит его и как понимает человек? Может быть, у озера женский голос, вокализ волнующейся прозрачной воды? В нём, как в зеркале, отражается лес, разросшийся на холмах, с плеском волн переговариваются птицы.
Берега озера, лесные чащобы – места обитания маралов, бурундуков, белок, глухарей. На берегу выстроены дома местных жителей. Лес, озеро, животные рядом – приметы родины. Эти образы – неотъемлемая часть тех, что проникли в душу с детства и остаются в нём на всю жизнь. Для всех, кто родился здесь, занимается ли он земледелием, рыбной ловлей, скотоводством.
Фильмы Лаптева – о взаимодействии человека с природой – лесами, горами, озером, богатым животным миром: лесными зверями, птицами, насекомыми.
Визуальное повествование – скорее поэма, кадры – рефрены, монтажные фразы – строчки. Рефрены – общие планы озера, рифмы – детские портреты. Фильм – как ритмически организованное стихотворение, и в нём динамика меняющихся картин и планов.
Свет стал в фильмах Лаптева определяющим элементом стиля – задорный, слепящий, играющий искорками на озёрной глади.
За трилогию о Маркаколе молодой режиссёр был удостоен звания лауреата премии Ленинского комсомола Казахской ССР. Но более высокой наградой Лаптеву и его соотечественникам стало придание Маркаколю в 1976 году статуса государственного природного заповедника. Тогда же было положено начало комплексу мероприятий по защите уникальной природной территории. Авторские телефильмы Лаптева в числе прочих способствовали решению экологических задач, демонстрируя престиж и влияние экранной документалистики на общественное мнение.
ПОЧЕРК АВТОРА
Искрящиеся на озёрной воде солнечные зайчики, капли росы, повисшие на травинке, яркая бабочка, присевшая на цветок, детские лица – самые запоминающиеся кадры из фильмов Лаптева 70-х.
Этот же оптимизм автор сохраняет в работе над фильмом об Алма-Ате – «Город, который люблю». Он вышел в 1980 году.
Столица советского Казахстана, куда на республиканскую телестудию режиссёр с Алтая приезжал для сдачи готовых фильмов, предстаёт городом, дарящим радость. Свет родных мест, что согревает Лаптева в Восточном Казахстане, переносится в близкое его мироощущению пространство городского пейзажа Алма-Аты с массой зелёных насаждений. Оператор не преминёт снять городскую улицу с планами аллей, украшавших проспекты и улицы с современными модернистскими зданиями. Играющие искрами на солнце струи фонтанов, остужающие жаркий воздух, – неотъемлемая часть городской картины.
Эссеистский характер съёмки и монтажа выдают в Лаптеве характер человека импульсивного, неуёмного, натуры, пульсирующей лучистыми идеями и образами.
Поэзия света, мажорного восприятия жизни продолжала главенствовать в характере режиссёрско-операторского почерка. Документальное кино 1980–90-х снималось Лаптевым на границе эстетики видового и клипового, не нуждающейся в традиционном комментарии. Музыкальная драматургия лёгких мелодических тем Богушевского скрепляла композицию фильмов. Светлое телекино усть-каменогорского режиссёра, казалось, отрывается от реальности, воспаряет над бытом, рутиной и при том задаётся вопросами философскими, этическими, экологическими.
Лаптев – один из немногих людей старшего поколения, не дающий себе покоя более шес-
тидесяти лет творческой жизни.
Надежда Беркова
Фото из личного архива Анатолия Лаптева