ОБРАЗОВАНИЕ ALL INCLUSIVE
Все дети с особыми образовательными потребностями, по состоянию здоровья способные обучаться инклюзивно, в скором времени смогут пойти в обычные школы.
На сегодняшний день в 57 процентах школ Восточно-Казахстанской области созданы условия для инклюзивного образования. В регионе рассматривают возможность увеличения данного показателя.
Министерство образования и науки РК поставило задачу к 2020 году увеличить долю школ, создавших условия для инклюзивного образования, до 70 процентов с охватом 50 процентов детей с особыми образовательными потребностями. В ВКО можно задействовать инклюзивным образованием большее количество таких детей. 8277 ребят (56 процентов) могли бы вполне успешно обучаться в общеобразовательных школах. Для этого в регионе создана программа развития инклюзивного образования на 2018–2020 годы, в рамках которой предусматриваются подготовка педагогических кадров, укрепление материально-технической базы школ, создание комфортной среды для передвижения внутри школ и многое другое.
– Нужно создать группу, ввести систему проектного управления и решить эту проблему. Нужно привлечь бюджет, безусловно. Но на 550 млн тенге проекты инклюзивного образования должны профинансировать бизнесмены. И тогда мы сможем решить вопрос не в течение трех лет, а уже в следующем году. Все дети с особыми потребностями должны иметь возможность посещать школы. Это благородная, крайне важная задача, – сказал аким ВКО Даниал Ахметов.
За прошлый учебный год доля школ области, создавших условия для инклюзивного образования, составила 57 процентов – 375 школ. Доля детей, охваченных инклюзивным образованием, – 20,7 процента. По информации заместителя руководителя областного Управления образования Айгуль Байжановой, такого результата удалось добиться благодаря открытию 1 сентября 2017 года 20 ресурсных центров, которые стали «методическими помощниками» для школ, обучающих детей инклюзивно. Кроме того, в 450 школах для своевременного выявления детей, требующих особого педагогического подхода, были созданы психолого-педагогические консилиумы.
По словам Айгуль Байжановой, фонд «Самрук-Казына» согласен профинансировать открытие в Семее нового кабинета психолого-педагогической коррекции. Более 200 детей в год смогут получать там консультации. Затраты на оснащение составят более 15 млн тенге, учреждение в дальнейшем будет передано на баланс Управления образования ВКО.
– Аналогичный положительный опыт уже есть, – отметила Айгуль Байжанова. – В 2016 году при поддержке частного фонда «Дара» в Усть-Каменогорске был открыт кабинет коррекции на базе средней школы № 46. При поддержке данного фонда в областном центре будет открыт ресурсный центр для развития инклюзивного образования.
В области открыто шесть кабинетов психолого-медико-педагогических консультаций, куда направляют ребят из разных городов и населенных пунктов области. Однако у управления образования появляются проблемы с транспортировкой ребят и их родителей. Несмотря на то, что почти все школы региона обеспечены автобусами, задействовать их не могут.
– Мы стольким школам закупили транспорт, решили проблему его нехватки практически везде. Неужели подчиненные в акиматах не могут выделить автобус? Вы снова просите 30 млн. Когда это прекратится? Машины будут раз в месяц выезжать, а 29 дней на них будут ездить начальники. Нужно все кабинеты передать в ведение местных акиматов. Они намного лучше справятся с этой задачей, чем вы, сидя в Усть-Каменогорске, – сказал Даниал Ахметов.
Добавим, что на сегодняшний день в Восточном Казахстане зарегистрировано 357785 детей, 14901 из которых – дети с особыми образовательными потребностями.
Фото csrjournal.com