Общество

О чем рассказал шедевр?

Многие из нас думают, что шедевры мировой культуры можно увидеть где-то далеко, за границей. А между тем, они есть и у нас. Готовясь к 25-летию музея искусств ВКО, специалисты этого очага культуры работают над новым каталогом живописи региональных художников. И среди них немало непревзойденных мастеров своего дела.

О чем рассказал шедевр?Что касается шедевров, то вот один из них – картина уроженца нашего края художника Габдулмади Меркасимова под названием «Вид на район стройплощадки».

Как отмечают специалисты, художники, добиваясь объема изображения, обычно пишут по канонам, утвержденным еще в эпоху Возрождения. И если в так называемой линейной перспективе все предметы, находящиеся вдали от первого плана, выглядят на картине мельче, то в воздушной – «даль» как бы смазана, полупрозрачна. Меркасимов же, работая на «Видом», будто намеренно пренебрегает частью правил линейной и воздушной перспективы, используя приемы такого известного в искусстве мастера, как Питер Брейгель. И тем самым он добивается эффекта, когда изображение как бы перешагивает рамки пластики, переходя в категорию времени.

Все прорисовывается им четко и прозрачно. Я бы даже сказала с маниакальной тщательностью. Интересно сочетание жанров.
Первый план – это, несомненно, натюрморт. Художник изображает уютную частную жизнь. Мальчик играет с вышедшими из употребления монетами – давняя память собственного детства. Далее – знакомые устькаменогорцам кривые улочки, крыши индивидуальных домостроений. Там взрослая жизнь. Вырастет ребенок, он будет жить в промышленном городе, работать на заводе…

Все предельно достоверно и все прорисовано так, что сюжет невольно перестает быть просто «пейзажной картинкой», а превращается в сознании зрителей в некое философское понятие ценности человеческого существования. Мой взгляд притягивает панорама труб над частным сектором – до боли знакомая картинка! Но трубы и дым, чем больше всматриваешься в них, тем они явственнее приобретают очертания минаретов, а над ними – словно машут крыльями большие птицы.

На этот шедевр можно смотреть часами. Взгляд зрителя, не торопясь, вслед за пером мастера, «перебирает» тщательно прорисованные детали: каждую шапочку снега на штакетнике частных подворий, отливающие тусклым светом оконца домов; даже вижу номер маршрутного автобуса! И, конечно, живописные клубы дыма из заводской трубы, тонкие ветви деревьев…
Он пишет «даль» так же дотошно, как и первый план. В пейзаже Меркасимова, выполненном темперой, дым из заводских труб стал неким символом индустриальной эпохи, равнодушной к природе и человеку. Тот, кто жил на стройплощадке в Усть-Каменогорске, наверняка поймет социальный смысл картины. Так утверждают специалисты музея.

Но автор этих строк, далекий по своей профессии от живописи, усмотрел еще и определенный виртуальный смысл, вуалью окутывающий общий сюжет. Все эти неспешные прорисовки художника, его внимательность до головокружения, его мысли во время работы о ценностях человеческой жизни вольно или невольно придали картине некий таинственный налет. И, возможно, это потому, что уход из жизни Габдулмади Меркасимова был мистически связан именно со стройплощадкой?

Мне рассказали, что в 90-е годы на территории старого уголка Усть-Каменогорска часть зданий сносили, часть – пристраивали.
Словом, перекраивали. Однажды во время прогулки по улочкам стройплощадки Габдулмали Меркасимов нечаянно оступился и упал в разрытую строителями яму. Ушибы, к несчастью, оказались серьезными, а поскольку он далеко не сразу обратился к докторам, последующая болезнь быстро свела его в могилу.

Нет, видно не зря говорят: если ты долго всматриваешься в вечность, вечность начинает вглядываться в тебя…

Людмила Силич

Еще новости

Back to top button