О чем молчат невскрытые сокровищницы?
Невскрытой сокровищницей называл Алтай Николай Рерих. Одной из жемчужин этой сокровищницы является храмовый комплекс Акбаур, находящийся под боком Усть-Каменогорска.
Побывать в нем, даже оставить свой автограф рядом с древними сакральными росписями, хотят все. Погрузиться в тайны загадочного сооружения, приобщить к выводам, взглядам, заключениям известных ученых свое видение – многие.
Таким образом, про Акбаур сказано все, и вроде уже нечего добавить. Но несмотря на это, побудило нас взяться за перо одно из последних, прямо-таки сенсационных сообщений в интернете. В нем приводятся доказательства того, что 15-тонная каменная юрта комплекса была создана два миллиона лет назад. Это выяснилось в результате радиоуглеродного анализа, проведенного в Мельбурнском технологическом институте открошившихся кусочков одной из 100-тонных глыб. Таким образом получено подтверждение, что камень был обработан искусственным путем.
Повторяю: два миллиона лет назад! Возникает вопрос: как стала возможна подобная обработка, если в то время провести такую работу не была готова ни одна из древних, даже более поздняя цивилизация?
Затрагивая этот естественный вопрос, казахстанские и российские исследователи из группы «УФОконтакт», являющиеся авторами открытия, приходят к заключению, что таинственное культурное сооружение на горе Акбаур построено руками переселенцев другой планеты. С теми же пришельцами связывается появление первой цивилизации на Земле. А сам комплекс с его загадочными письменами свидетельствует о том, что десять тысяч лет назад, во времена неолита, именно на Алтае пришельцы-инопланетяне, напомним, появившиеся здесь за пару млн лет до того, успели окончательно примкнуть к людям. Иными словами, растворились среди землян.
Для нас может служить некой отправной точкой утверждение исследователей из группы «УФОконтакт», что именно руками инопланетян построены также тургайские геоглифы, пирамиды майя. Что касается храма Акбаур, то он, сооруженный из ровных 100-тонных плит, которые сохранены по сей день, цитирую, «изначально выглядел уменьшенной копией египетской пирамиды». Так, может быть, с помощью всезнающей интернет-сети стоит «посетить» один из вышеназванных объектов? Для начала, например, тургайские геоглифы.
Эти объекты, не менее загадочные, чем Акбаур, в тургайских степях Костанайской области с помощью космических снимков из Google Earth впервые обнаружил в 2007 году житель Костаная Дмитрий Дей. С тех пор к ним, включающим в себя уштогайский квадрат, торгайскую свастику, екидынский и ащитастинские кресты и другие сооружения, совершено около десяти экспедиций с участием археологов, ученых, зарубежных кинематографистов. На дальнейшие исследования, как сообщается, Министерство образования и науки страны выделяло грант. Значит, дело серьезное.
Рельефные геометрические и фигурные узоры на поверхности земли из небольших насыпных курганов роднят торгайские объекты с известными ближневосточными, но отличают значительным разнообразием. Попутно сообщается, что подобные сооружения впервые в мире были найдены в Перу в 20-х годах прошлого века, а в 80-х они вызвали настоящий бум. В то время уфологии считали их средствами связи с внеземными цивилизациями, ожидали появления там НЛО, а ученые – частью древней религиозной культуры. Сообщается, что торгайские объекты в настоящее время привлекли внимание генетика Гарвардского университета Анатолия Клесова, который шумеров – прародителей современной цивилизации – считает выходцами из нынешней территории Казахстана, переселившимися позже в междуречье Евфрата и Тигра. Тем более что язык шумеров, так же как и тюркский, относится к агглюнативным языкам.
«Так что, – делается резюме, – предположение известного писателя Олжаса Сулейменова о том, что шумеры – выходцы из наших степей, обретает научное обоснование».
Косвенное подтверждение сказанному находим в словарях. Шумеры называли себя черноголовыми. По одной из версий, они появились на юге Месопотамии в середине III тысячелетия до н.э., по другой – в IV-III тысячелетиях. А главное – неизвестно откуда. Более того, этнические, лингвистические и культурные их основы чужды семитским племенам, сохранившимся на междуречье Евфрата и Тигра. А от шумерского языка к настоящему времени сохранились корни всего нескольких десятков слов.
Теперь открываем книгу «Шумер-наме» поэта Олжаса Сулейменова, вызвавшую горячие дискуссии в начале 70-х годов прошлого века. Тюркские языки находились в состоянии древнейшего культурного родства с шумерским, древнего с монгольским и позднего – с арабским, утверждает в ней автор. При этом позднее культурное влияние не вытеснило результатов раннего, а как бы накладывалось на него.
И Олжас Сулейменов, возражая ведущему советскому специалисту в области мертвых языков Передней Азии И. Дьяконову, на основе сравнительного анализа тех самых нескольких десятков слов шумерского языка и современного тюркского, делает вывод, что «… лексический материал… позволяет установить культурное родство древнейшего шумерского с ныне живыми тюркскими языками».
Но мы немного отвлеклись от основной темы разговора. Пора возвращаться к комплексу Акбаур. Фундаментальная наука, которая, если признаться, в наших умах находит больше отклика, видит в нем в одном случае стационарный астрономический наблюдательный пункт. В другом – храм-святилище с иконостасом в виде северной стены.
Имеют, наверное, право на жизнь взгляды и тех авторов, которые предполагают, что это – древняя астрономическая лаборатория с изображениями карты звездного мира. Возможно, наскальные рисунки в гроте, нанесенные тысячелетия назад, над которыми ломают головы мыслящие люди современности, и на самом деле указывают путь спасения людей вдоль Иртыша к северу после ледникового периода или другой какой-нибудь природной катастрофы?
Что касается исследователей из так называемого неакадемического направления, то они видят в загадочных знаках описание момента приземления космического корабля в отмеченных ими точках. Или изображение посещения этих мест инопланетными существами. Интрига в том и заключается, что наше не мифологизированное сознание трудно заставить беспрекословно принять на веру эти утверждения.
Даже при поверхностном взгляде на проблему оказывается, что в мире сооружений, подобных Акбаур, не один и не два. А геоглифами земная поверхность расписана не хуже, чем тела иных личностей татуировкой. В том числе наша гордость – Алтай. Обозреть их возможно только с высоты птичьего полета. Зафиксировать – с помощью спутниковых технологий, аэрофотосъемок. Но ни с какой высоты проникнуть в смысл и значение культурных памятников прошлого, разгадать их не получается.
Признавая эту проблему, ученые неизменно задают вопросы: для чего они созданы и, главное, как?
Пожалуй, вопрос «для чего?» не возникает только при рассмотрении египетских пирамид. Хотя и приблизительно, но понятно, для чего их строили. В то же время вопрос «как?» встает во весь свой гигантский рост. Кому и как удалось в то время, все еще примитивного орудия труда, отпиливать от скал и обрабатывать миллионы каменных блоков весом по 2,5 тонны каждый? И каким образом удавалось их потом транспортировать, доставлять к месту строительства? Все возможные способы, выдвигаемые ныне теоретически, говорят, при испытании на практике терпят крах.
Такие же вопросы возникают и при рассмотрении научного аспекта проблемы. Один из посетителей Сети удивлен тем, каким образом древние шумеры, не имея ни телескопов, ни спутников, сумели изобразить картину солнечной системы из двенадцати планет, столь приближенную к современным знаниям. Разве не потрясает воображение современного человека искусство далеких наших предшественников, которое хранят и раз за разом выдают курганные хранилища, которыми буквально усыпан Восточный Казахстан? Однажды автор этих строк был поражен при виде миниатюрных украшений из Шиликтинского царского кургана то ли с литыми, то ли с припаянными, можно сказать, микроскопическими петельками для закрепления на одежде. Как, по какой технологии удалось древнему мастеру-ювелиру выполнить эту тончайшую работу?
И наконец. Древние астрономические или храмовые сооружения – те же самые геоглифы, которые, по свидетельству ученых, встречаются с определенными различиями практически на всех континентах, за исключением разве что Антарктиды. И все существующие ныне письменности, при всех различиях между ними, вроде как имеют одну, общую для всех древнюю основу.
Так вот напрашивается отнюдь не праздный вопрос: каким образом распространялась информация об архитектуре культурных сооружений по всему Земному шару, способах их строительства, передавались смыслы, символики, идеи, направления поисков в века, на наш современный взгляд, ограниченных коммуникационных технологий?
При всем этом, отсутствие четких и исчерпывающих ответов на эти и другие вопросы вряд ли стоит назвать неким тупиком. Один из авторов все те послания, о которых шла речь, очень удачно назвал осмысленным маяком древних цивилизаций. Пока в мире остаются неразгаданные тайны, человек разумный будет неустанно идти к свету этого маяка.