Культура

О чем молчат нарымские курганы?

Как много еще неизведанного хранит в себе казахстанская земля! И чем дальше от центра, тем больше загадок. Объектов, которые еще предстоит изучить ученому миру. Например древние захоронения, скрытые под курганами Нарымской долины.

О чем молчат нарымские курганы?

Конус в овраге

Поводом для обращения к данной теме послужила заросшая мелким кустарником странная глинистая насыпь в низине большого оврага, находящегося сразу за восточной окраиной села Малонарымки. Странной она показалась потому, что имеет практически идеальную форму прямого кругового конуса высотой почти 10 метров и в диаметре – порядка 20. Что определенно наталкивает на мысль о её рукотворном происхождении, ведь, насколько мне известно, природа не создает из почвы столь симметричные конические геометрические фигуры.

Разделяет эту гипотезу и глава местного сельхозформирования Анатолий Матасов, показавший мне загадочный холм за Малонарымкой.

– Более 40 лет назад, в пору отрочества, мы часто бывали в тех местах, и даже поднимались на этот холм, – вспоминает Анатолий Петрович. – Помнится, там, у подножия с южной стороны, кто-то выкопал прямоугольной формы небольшое углубление. Спустишься в него, топнешь ногой, и чудится пугающий гул, похожий на отзвук пустоты под землей…

Подумалось: а может, это искусственное сооружение, сделанное людьми сотни, и даже тысячи лет назад? Может, это древний курган, подобный знаменитым Берельским? Но почему он стоит на дне оврага, где его давно размыли бы вешние воды? И почему никто из проживающих на этом краю деревни местных жителей, с кем тогда удалось побеседовать, не знает ничего, и даже никогда не задумывался о происхождении столь заметного объекта возле их деревни?

Впрочем, последний вопрос не должен нас смущать, уважаемый читатель. Ведь село Малонарымка, хотя и имеет почтенный, более чем 200-летний возраст (основано в 1802 году, первое поселение называлось здесь Баскараул, или Верхний караул), все же намного младше, чем обнаруживающиеся в Казахстане и изучающиеся учеными-археологами древние могильники, которым несколько тысячелетий. К тому же психология человека такова, что, как правило, заметная, казалось бы, любопытная, но постоянно находящаяся рядом вещь со временем становится привычной, обыденной и постепенно перестает вызывать какой-либо интерес.

Реальные могильники

Человек, который конкретно ответил на возникшие вопросы, все же нашелся. Это житель Малонарымки, бывший зоотехник колхоза имени Жданова, а ныне председатель совета ветеранов Солоновского сельского округа, многие годы занимающийся краеведением, Уалхан Аликенев.

– Холм в овраге на участке Солонцы имеет естественное, природное происхождение, какой бы симметричной формы он ни был, – твердо заявил Уалхан Тулегетаевич, развенчав зародившийся в моей голове миф. – Я считаю, что его намыло водами. Хотя конкретно его никто и не исследовал. А вот реальных курганов сакского периода в окрестностях Малонарымки множество.

В первую очередь скажу о самом заметном из них, находящемся между Малонарымкой и Солоновкой. По-видимому, раньше он был больше, хотя и сейчас имеет внушительные размеры круглой формы, в диаметре примерно 20 метров. Возможно, там погребен представитель родовой знати.

Другие захоронения в немалом числе имеются и на упомянутых нами Солонцах и дальше в ту сторону на участке Еркебай. Они уложены камнями, но уже вросли в землю. Однако весной и осенью на этом плато заметны очертания около 50 курганов. Раньше было захоронение и над самим оврагом, где яр подмывало водой. Когда могильник завалился, в речку упали бронзовые предметы. Потом житель Малонарымки, ныне покойный, Куспек Зарыпканов позвонил в музей областного центра, и из Усть-Каменогорска приехали специалисты. Часть артефактов успели спасти, но многие унесло водой.

Чуть ниже по яру, примерно в 150 метрах, один небольшой курган также обнажила, размыв почву, вода. Интересно то, что стены саркофага в нем были выложены из глиняного самана, только вместо соломы, применяемой в современном строительстве при их изготовлении, обнаружился конский волос, что делало древние кирпичи чрезвычайно прочными.
От слов Уалхан Тулегетаевич перешел к делу. По его предложению, мы поднялись на возвышенность, господствующую над Малонарымкой с юго-западной стороны.

– Вон, видишь, сопки больших курганов справа от автотрассы на Улкен Нарын стоят? Это участок, именуемый Белая глина. Там тоже никто еще раскопки не проводил. Чуть выше и дальше в ту сторону на возвышенности под названием Острая сопка тоже есть большой могильник. Когда строили в Малонарымке школу, наши мужики возили с этого кургана камни на фундамент. А когда почти весь камень вывезли, обратили внимание на странную вещь: при ударе о дно кургана раздавался отзвук пустоты под землей.

Что же касается простых захоронений, то их и в этой стороне множество. За христианским погостом ими занято в общей сложности порядка двух-трех гектаров. Вождей же, по моему уразумению, хоронили на возвышенностях. Все это говорит о том, что многие сотни лет назад здесь было большое человеческое поселение, – заключил
У. Аликенев.

Древняя бронза

Считается, что на рубеже первой-второй четверти II тысячелетия до нашей эры на евразийском пространстве начали использовать бронзу. Древние люди смогли путем добавления в медь олова сделать металлические изделия более прочны¬ми. Из бронзы научились отливать втульчатые топоры и копья. Изучая месторождения Казахстана, геологи обнаруживают, что их разработка велась уже за три тысячи лет до нашей эры.

Таким образом, древние захоронения в Нарымской долине можно отнести, на наш взгляд, к эпохе бронзы. Так, к периоду поздней бронзы относится большинство аналогичных захоронений из могильника близ аула Канай и расположенного рядом поселения на правом берегу Иртыша. И это не удивительно. В богатых травостоем долинах Иртыша, Бухтармы, Курчума, в горных районах Алтая, степных районах Тарбагатая и Саура также были найдены десятки поселений и могильников эпохи бронзы, на развитие и сложение которых оказали влияние богатейшие месторождения меди, олова, золота.

На малоизученной в этом плане территории Нарымской долины также можно найти следы древних копей. Например, в верховьях речушки Балгын (там, кстати, не водится рыба, по-видимому, из-за радоновых примесей в воде) обнаруживаются фрагменты вырытых в древности колодцев, где велась добыча руды. Можно предположить, что многим временем позже такие копи, например, обнаруженные в долине Бухтармы, были названы «чудскими», и по их следам в 1730-1740-е годы первые экспедиции на Алтае открывали месторождения для Колывано-Воскресенских рудников.

В конце 1960-х с появлением мощной тракторной техники через южный отрог Алтая – Нарымский хребет сделали дорогу в сторону Курчума, по которой колхозные гусеничные тракторы спускали лес. Как-то за перевалом на участке Айбота устремившиеся по тракторному следу талые и дождевые воды размыли почву и открыли человеческому взору плавильные печи, в которых тысячи лет назад добывалась руда.

Упомянутый нами Уалхан Аликенев, работавший тогда зоотехником по овцеводству в колхозе им. Жданова, обнаружил там тяжелый каменно-рудный слиток, который привез домой.

– После этого я попросил своего односельчанина Ивана Никишина, который в то время работал инструктором в Большенарымском райкоме партии, отвезти находку в Усть-Каменогорск, в контору геологоразведки, – вспоминает Уалхан Тулегетаевич. – Он добросовестно исполнил просьбу. А там, посмотрев на указанное им место на карте, сказали, что им известно о том, что в тех местах имеются залежи руды.

Дочь вождя

По многочисленным свидетельствам местных старожилов, в начале 1960-х годов, когда строили трассу на Катон-Карагай, на участке между Малонарымкой и Большенарымом бульдозером разрыли один из курганов, оказавшихся на пути. Мощный трактор явил строителям извлеченные из-под земли медные орудия, некоторые предметы обихода и прочий погребальный инвентарь. Археологов в тот момент пригласить почему-то никто не удосужился.

Однако информация о находках, представляющих интерес для науки, все же дошла до ученых мужей. О чем свидетельствует тот факт, что один из больших курганов в середине 1960-х был все же исследован археологами, приехавшими из Москвы. Под двухметровой толщей камней был обнаружен саркофаг, в котором находился скелет подростка, возможно, девочки, лежавший головой в западном направлении. У изголовья стояли два пустых сосуда, рядом были обнаружены и другие изделия – из бронзы, керамики и дерева.

Надо сказать, что смысл и многие детали религиозных представлений, культовых обрядов, различных ритуалов древнего народа, обитавшего в то время на территории Прииртышья, объясняются с помощью сопоставления археологических данных. Все погребенные в могилах были ориентированы головой на запад или юго-запад, как и в случае с этой девочкой. И это не случайно. В представлениях древних, земля была квадратной или круглой. Поэтому круглый курган с могилой в центре был подобием мироздания. Каждой стороной света управлял свой бог, следовательно, ориентация на запад была ориентацией на бога, ведающего связью с потусторонним миром.

Останки девочки находились под войлочным покрытием. На ушах девочки были красивые золотые сережки с изумрудом, на шее – золотые украшения, что говорит о знатном происхождении погребенной. Возможно, она была дочерью одного из вождей сакских племен.

Как вспоминают старожилы, студенты вуза, участвовавшие во вскрытии саркофага, в течение двух недель веревками вытаскивали огромные каменные плиты перекрытия, под которыми и была обнаружена камера. То есть саркофаг был надежно замурован во избежание ограбления могильника. Очевидцы из местных жителей тогда спросили о возрасте находки, на что ученые ответили, что данному захоронению не менее двух с половиной тысяч лет. Говорят, что находки вывезли, часть оставлена для областного музея.

Всего же на территории Катон-Карагайского района в сегодняшних его административно-территориальных границах только зарегистрированных курганов насчитывается около тысячи. В том числе 70 – в Берельской долине царей. Зарегистрировано также 120 мест с древними наскальными изображениями – петроглифами. Этой информацией поделился директор открытого в прошлом году в Улкен Нарыне филиала областного историко-краеведческого музея Оралгазы Кажаев.

Земледельцы, скотоводы, металлурги

А вот как описывались учеными-археологами результаты раскопок наиболее известного поселения того периода в нашем регионе: «Поздний период бронзы в Восточном Казахстане представлен главным образом материалами с поселения у с. Трушниково, расположенного на левом берегу Иртыша на высоком береговом мысу. Остатки культурного слоя поселения прослежены на площади 5 тыс. кв. м. Раскопками вскрыто 100 кв. м. При этом было обнаружено полуземляночного типа жилище, часть которого смыта рекой. У стен его имелись ямки от столбов, на которые опиралась кровля. Вход находился с восточной стороны. Очаг в землянке сложен из каменных плиток… На поселении раскопана часть еще одного жилища, площадь которого 30 кв. м. В нем найдены обломки керамики, обломок витой проволоки, куски медной руды, а также зернотерки и костяная мотыга. В 250 м к юго-западу от поселения расчищены жертвенные площадки. Это круги диаметром 1,5–2 метра, обложенные камнем. При расчистке их найдена зола, амулет из кости, обломки глиняных сосудов…».

Из всего этого следует, что местные поселенцы вели как кочевой, так и оседлый образ жизни, занимаясь одновременно земледелием, металлургией, гончарным делом, ремесленничеством и скотоводством. Землю рыхлили и обрабатывали при помощи каменных и костяных мотыг, поэтому земледелие называлось мотыжным. В поймах рек, где почва плодородная, увлажненная, находились поля и огороды. В основном сеяли ячмень, просо и пшеницу. При раскопках поселений на территории Казахстана археологами обнаруживались горшки с остатками пригоревшей каши из проса, также на жертвенниках найдены остатки сожженной пшеницы. Урожай собирали бронзовыми и медными серпами, а зернотерки использовались для растирания зерна в муку.

Кстати, недалеко от Малонарымки в местечке под названием Широкий луг внимательный человек может узреть очертания ирригационных сооружений. Возможно, люди эпохи бронзы, проживавшие в Нарымской долине, занимались искусственным орошением своих земельных участков. Местные жители до сих пор находят близ Малонарымки различных размеров фрагменты каменных зернотерок с отверстиями наподобие дисков мельничных жерновов. Одну такую зернотерку отыскал и наш краевед Уалхан Тулегетаевич Аликенев, который с удовольствием демонстрировал сей артефакт перед объективом фотокамеры.

Можно, в общем, сделать вывод, что обитавшие здесь древние наши предки представляли собой высокоорганизованное общество, обладавшее познаниями в геологии, металлургии и гончарном искусстве, создававшее условия для ремесленничества.

О чем же еще могут нам рассказать могильники в долине реки Нарым, что нового могут они поведать современному поколению, чему могут научить?..

Шамиль Багаутдинов

Катон-Карагайский район

Еще новости

Back to top button