О чем говорят топонимы?
Отвечая на этот вопрос, можно сказать, что в них отражается вся история города, села или какого-либо географического объекта. С этой точки зрения можно сказать, что по топонимике нашего областного центра, Усть-Каменогорска, не будет сложно «прочитать» всю его историю. Благо, нашими историками и краеведами она изучена всесторонне и глубоко.
Эти источники, кстати, доступные всем, кого интересует эта тематика, сообщают, что в городе, цитирую, «существует пятьсот улиц, имеющих свою историю возникновения, наименования и переименования». С некоторыми из них, на наш взгляд, было бы интересно познакомиться поближе.
Даже при беглом взгляде на эту проблематику мы бы увидели, что при наименовании новых улиц, появлявшихся время от времени, не особо напрягали воображение. Отправной точкой чаще всего могли послужить место расположения этих улиц или переулков или нахождение на них каких-либо заметных объектов. К примеру, один из переулков назвали Сенной – там находился базар, где продавали сено, дрова, зерно и т. д. Стоит мечеть в переулке – назвали Мечетский; стоит собор – Соборный. Расположен базар – Базарный; по пожарной каланче – Пожарный. Берет начало от Медвежьего острова, значит улица Медвежья. Самая большая по тем временам улица так и была названа – Большая. Таких простых, естественных и понятных всем топонимов до первой четверти прошлого века, как выясняется, было много. Всех не перечислить.
Как указывают источники, новый подход к этой проблеме утвердила советская власть специальным декретом почти сразу же после своего установления. Отныне названия улиц должны были отражать, цитирую: «идеи и чувства революционной трудовой России». Теперь в этом ряду не могло оставаться места топонимам, пропитанным духом, чуждым новой пролетарской идеологии, таким, как ул. Троицкая, Никольская или те же переулки Соборный, Мечетский. Они были заменены именами К. Либкнехта, К. Маркса, М. Урицкого, а Никольская – сначала на Троцкого, затем Я. Ушанова.
Мало кто, наверное, знает, что нынешняя улица Бейбитшилик за последнее столетие пережила четырехкратное переименование! Первоначально она была Андреевская. В 1920 году ее переименовали в Ленина. Почти 40 лет спустя она стала улицей Мира. В свою очередь ул. Мира уже в новое время дважды успела поменять свое название – сначала на ул. Головкова, затем – Бейбитшилик.
Наши краеведы отмечают рабоче-заводской колорит целого ряда названий улиц, уместный для промышленного города. В их числе – Металлургов, Заводская, Машиностроителей и т. д. В перечне топонимов города сегодня занимают достойное место имена Е. П. Славского, А. К. Протозанова, чей вклад в развитие города и области сложно переоценить. В названии улицы Космической отражается подлинная историческая веха, связанная с освоением космического пространства. Кстати говоря, в прошлом году в топонимику города вернулось имя Льва Толстого, исчезнувшее из нее почти шестьдесят лет назад. В названии одной из улиц достойное место заняло имя Антона Чехова.
Компетентные источники называют несколько десятков улиц, которые были переименованы за последние годы. И столько же безымянных, обретших названия в последнее время. Подчеркивая при этом, что не всегда эти переименования горожане и общественные объединения воспринимали однозначно. Одни защищали старые названия улиц, считая, что, нравится нам или нет, в них отражена история. Другие не менее настойчиво ратовали за приведение их в соответствие с новыми реалиями.
Чтобы вникнуть в суть подобного разногласия, приведу конкретный пример. Лет одиннадцать-двенадцать назад автору этих строк выпала честь принять участие в общественных слушаниях, где в числе других обсуждали вопрос о переименовании ул. Пролетарской в ул. Кабанбай батыра. Помнится, что большую часть аудитории было трудно убедить в том, что он занимает значимое место в отечественной истории. Было видно, что для многих из присутствующих он не более чем сказочный герой.
Этому, в принципе, не стоит удивляться. Тем более винить кого-то. Целый век предпринималось все, чтобы из народной памяти стереть это имя. С этой целью был наложен строжайший запрет на поэтические произведения – хисса и дастаны о нем. И о многих его соратниках, посвятивших жизнь народно-освободительной борьбе против джунгарских захватчиков, длившейся полтора века. За упоминание их имен историкам и писателям в их трудах, людям – в беседах между собой грозила суровая кара. Между тем, как это ни удивительно, властям, как царским, так и советским, с ними делить было нечего. Враг у них был один – джунгары.
О месте хана Абылая в истории казахов, пожалуй, сегодня знают все. В то же время, скорее всего, не каждый знает, что независимый ни от кого духовный лидер того времени Бухар жырау в некоторых случаях Кабанбая из рода каракерей ставил выше Абылая! В предсмертный час батыра в прощальном слове с ним мудрый человек би Старшего жуза Сарышуаш произнес: «Какие настанут времена после тебя! Ведь ты утешал в горе дочерей (нации), прижал к сердцу ее сыновей! Ведь Абылай стал Абылаем только благодаря тому, что воздвиг орду возле тебя!»
Может быть, ведомо не каждому, что, как свидетельствуют архивные сведения, за передвижениями Кабанбая по необъятной степи зорко следили царские власти в Белокаменной. Но даже имея определенные представления обо всем этом, не каждый из нас может сказать, что узнал все об этом удивительном человеке, шестьдесят лет жизни отдавшем борьбе, от начала до конца пронизанной идеей о независимости страны, ставшей исторической реальностью спустя два с лишним столетия.
Сегодня, в начале нового, ХХI столетия после продолжительного молчания о минувших днях заговорили китайские архивы. Из документов, которые написаны на чужом и доступном не для всех из нас языке, встает образ не просто батыра, хотя и главнокомандующего войск всех казахов. Но и дипломата, государственного деятеля, имея связь по своим каналам с Поднебесной, решавшего важные для народа, страны вопросы. Вел переговоры с китайской стороной также его сын Едиге.
Наконец, после окончательного разгрома джунгар на освобожденные от них земли претендовали и российские, и китайские власти. Но несмотря на решительные возражения двух империй, казахи начали возвращаться на свои исконные земли. И в середине ХVIII века заняли территории до Кульджи и Чугучака (КНР), пройдя через Иртыш, до подножий Алтая. Мирным движением к Алтаю и Иртышу, расселением на них казахских родов и племен по поручению хана Абылая руководил Кабанбай батыр. Это стало замечательным и волнующим финальным аккордом героической борьбы казахского народа за свое будущее. На этой прекрасной земле на Востоке страны сегодня мы живем…
…Но вернемся к тем давним слушаниям. Хотя слово «пролетарий» исторически и социально давно стало анахронизмом, а аргументы же в пользу Кабанбая казались более чем убедительными, температура обсуждений, помнится, просто зашкаливала. Только много позже пришло понимание того, что в подкорке сознания у нас живут как бы две истории. Одна та, которая в силу обстоятельств формировала взгляды, мировоззрения многих поколений наших людей. Другая, оказавшаяся под заглушкой многие годы, пробивается из-под нее, заявляет о себе всеми доступными способами.
Может быть, нам требуется еще совсем немного времени, чтобы научиться слушать и ту, и другую, находить в них не только взаимоисключающие разности, но и взаимодополняющие общности.
Фото Тлеубека Шаяхмета