Общество

Нужно ли «грабить» богатых людей?

В прошлом году украинскому обществу напомнил о себе известный украинский экономист и не менее известный реформатор Сергей Тигипко. Он всерьез обеспокоился источниками финансирования социальной сферы государства, задумав реализовать «помаранчевый» («оранжевый») тезис о богатых, которые платят за бедных.

Нужно ли «грабить» богатых людей?(Окончание. Начало в № 56)

Притча

Однажды богатый отец решил взять своего маленького сына в деревню, чтобы показать сыну, насколько бедными могут быть люди.

Они провели день и ночь на ферме у очень бедной семьи. Когда они вернулись домой, отец спросил своего сына:
– Как тебе понравилось путешествие?

– Это было замечательно, папа!

– И чему ты научился из этого?

Сын ответил:

– Я увидел, что у нас есть собака в доме, а у них четыре пса. У нас есть бассейн посреди сада, а у них – бухта, которой не видно края. Мы освещаем свой сад лампами, а им светят звёзды. У нас сад на заднем дворе, а у них – целый лес.

Отец лишился дара речи после этого ответа сына.

А сын добавил:

– Спасибо, папа, что показал мне, насколько богаты эти люди!!!

***

Как отметил заместитель начальника налогового департамента по ВКО Ерлибек Зикеев, в Казахстане в этом плане ситуация ненамного отличается от российской и украинской. Вопрос о введении налога на роскошь был поднят еще в 2008 году. Тогда Президент нашей страны Нурсултан НАЗАРБАЕВ предложил изменить косвенные налоги, в том числе рассмотреть возможность введения так называемого налога на роскошь.

«Если человек смог построить трехэтажный дом за четыре млн долларов США, пусть платит соответствующий налог – пора уже ему поделиться своими доходами с бедными людьми. За роскошь нужно платить», – пояснил Глава государства тогда.

А в конце января текущего года на расширенном заседании Правительства Нурсултан НАЗАРБАЕВ потребовал от ведомств «слаженной работы» по взиманию налоговой недоимки.

«Налоговые и таможенные органы должны усилить аналитическую часть своих информационных систем, – подчеркнул он. – Так, например, налоговая система должна сопоставлять данные налогоплательщика по начисленным КПН (корпоративный подоходный налог), социальным налогам и НДС, по экономическим показателям других органов. Минэкономразвития, Мининдустрии и другие ведомства должны выявлять эти несоответствия».

На сегодняшний день Налоговым кодексом Республики Казахстан предусмотрены дифференцированные ставки по налогу на имущество, налогу на транспортные средства и земельному налогу. Так, для физических лиц предусмотрена градация от 0,05 до 1 процента от стоимости имущества до 1 млн тенге и выше 120 млн тенге соответственно. Также и по налогу на транспортные средства: по легковым авто – чем больше объем двигателя, тем выше ставка налога – от 1 до 117 МРП (месячный расчетный показатель, установленный законом о республиканском бюджете). Сумма земельного налога по придомовым земельным участкам для Алматы и Астаны составляет 0,20 тенге за 1 квадратный метр при площади до 1000 кв. метров и шесть тенге – при превышении этой площади.

Предприниматели «против»…

Что интересно, многие богатые люди, которых, кстати, немало в исполнительных и представительных органах власти России и Казахстана, весьма негативно настроены против внесения изменений в налоговое законодательство.

Наиболе четко сформулировал свою позицию в этом плане депутат Мажилиса Парламента РК, лидер партии «Ак жол», а по совместительству еще и крупный бизнесмен (с 2001 по 2005 годы являлся вице-президентом АО «Алюминий Казахстана», с 2006 – председателем правления национальной экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен») Азат Перуашев.

«Введение в Казахстане так называемого налога на роскошь или обложения повышенным налогом сверхдоходов, приведет только к тому, что больше богатых людей в стране будут скрывать свои доходы», – считает он.

По его мнению, это неправильно. Налог на роскошь вводить можно, но речь должна идти о налоге не на доход, а на предметы роскоши, целевой подход должен быть. Иначе получится, что налоговики вынудят людей идти на сокрытие доходов…

По словам депутата, когда в Казахстане действовала прогрессивная ставка подоходного налога, «это привело к тому, что на одну зарплату оформлялось несколько человек».

«На самом деле люди, которые являются миллиардерами, у нас в стране зарплаты не получают. Они живут на доходы, получаемые в виде дивидендов с акций. А их источники доходов, как правило, находятся в оффшорах. Так что давайте смотреть правде в глаза и называть вещи своими именами. Если мы увеличим налог здесь, мы как раз обложим тех, кто работает честно и платит налоги своей стране», – подвел итог Азат Перуашев.

Хотя… думают так не все. По мнению большинства казахстанцев, введение налога на роскошь – наиболее прямой путь к установлению социальной справедливости.

У налоговиков, в том числе и налоговиков Восточного Казахстана, свое мнение на этот счет. «Скорее всего, – считают они, – следует изменить подход к уже существующим видам налогов: на имущество и транспортные средства. Но прежде необходимо определить границы стоимости имущества (действительно ли его можно отнести к предметам роскоши), а затем уже определять повышенные ставки. Действующая прогрессивная ставка обложения налогом имущества и транспортных средств не решает проблемы существующего социального разрыва. Богатые должны платить больше. Надо полагать, что всеобщее декларирование, а именно декларация расходов, позволит установить истинных владельцев имущества и обложить их реальным налогом».

Что думали по поводу роскоши 150 лет назад…[center][/center]

Сложно спорить с этими доводами (определенный смысл в них есть), но еще труднее оспорить тот факт, что социальный разрыв между богатыми и бедными в России и Казахстане, как впрочем, и на всем постсоветском пространстве, колоссальный и его нужно сокращать. По данным различных социальных исследований последних пяти лет, утверждается, к примеру, что в России богачи зарабатывают в 16 раз больше бедняков (по неофициальным данным, более чем в 40 раз). Для сравнения: в Германии, Дании и Швеции доходы богатых и бедных различаются лишь в шесть раз.

И поэтому очень актуально нынче звучат слова Николая Мартемьяновича Чукмалдина – простого купца родом из Тюменского уезда Тобольской губернии, из старообрядцев, с детства впитавшего в себя этические нормы поведения староверов, их отношение к окружающим людям, взаимовыручку и оказание помощи нуждающимся. Так вот по поводу налогов на богатство он еще 150 лет назад сказал: «Чтобы дать почувствовать богатому человеку действительную тяжесть косвенного налога наравне с бедным, надо бы заставить его заплатить косвенный налог, во столько раз умноженный, во сколько раз он сам богаче бедняка… Мы, люди имущие…

поступаем как раз наоборот и не возвышаем голоса против существующей системы, помогающей богатому и забывающей бедного. Пора нам прислушаться к голосу нашей совести и сказать во всеуслышание, что все налоги должны быть несены людьми имущими, и что налогом прямым и косвенным должен быть обложен не бедняк и его насущные потребности, а капитал, крупный промысел и роскошь».

Владимир Минченко

Еще новости

Общество

Нужно ли «грабить» богатых людей?

«Грабить» в том смысле, чтобы налоги на их имущество, недвижимость, машины, самолеты и яхты, драгоценности и другие предметы роскоши были на порядок выше, чем обычное налоговое бремя!?

Нужно ли «грабить» богатых людей?Вообще-то ответ на этот вопрос не столь однозначен, как кажется на первый взгляд. С одной стороны, житель любой страны налоги не очень-то любит и при малейшей возможности (или бреши в законодательстве) пытается их обойти. Вон как заволновались фермеры и сельские предприниматели Казахстана, когда наше родное Правительство завело речь о новом налоге – плате… за навоз. И ставка-то этого налога «смешная» – 0,009 МРП за тонну (один МРП сегодня – 1618 тенге), а все равно не хочется платить.

С другой стороны, по мнению работников областного налогового департамента, в частности заместителя начальника департамента Ерлибека Зикеева без налогов жить тоже нельзя. Чем тогда государство будет рассчитываться с малоимущими слоями населения, пенсионерами и бюджетниками, на какие средства содержать затратную и сильно «прожорливую» социальную сферу, объекты жизнеобеспечения городов и посёлков?

Не потому ли в общественное пространство России, Украины, Казахстана и некоторых других стран СНГ в последнее время активно вбрасывается тема налога на роскошь? Не будем торопиться с выводами – хорошо это или плохо, посмотрим вначале, как оценивают эту проблему в развитых странах капитализма, есть ли там опыт пополнения бюджета за счет богатых людей?

Налог «на роскошь» и налог «на грехи»

Впрочем, повышенное налогооблажение богатых людей, как подчеркивают отечественные работники фискальной сферы, практикуется с давних пор. Так, например, Федеральное правительство США периодически вводило и отменяло налог на роскошь начиная с XVIII века. Вводило для того, чтобы увеличить доходы государства (особенно в военное время); отменяло потому, что менялись обстоятельства, например, предметы роскоши становились общедоступными или введение налога приводило совсем не к тем результатам.

При этом в числе товаров, периодически попадавших (и попадающих) в категорию «роскошь», часто оказывались табак и алкоголь, налог «на роскошь» (luxury tax) частично пересекался с так называемым «налогом на грехи» (sin tax). В результате эти термины до сих пор иногда используются в качестве синонимов, хотя на самом деле они обозначают разные вещи.

При всей популярности налога на роскошь в США эта практика, особенно в последние несколько десятилетий, вызывает скепсис у экспертов и недовольство у общественности. В 1990 году правительство Джорджа Буша (старшего) попыталось с помощью налога на роскошь увеличить государственный доход в условиях бюджетного дефицита. Под налогообложение, в частности, попали яхты, ювелирные изделия и изделия из меха. Расчет был на то, что богатые всё равно смогут покупать такую продукцию, а представители среднего класса никакого ущерба от этого не понесут. На практике получилось наоборот. Яхты стали покупать за рубежом, спрос на ювелирные и меховые изделия тоже резко снизился. В результате люди среднего достатка, работавшие в этих производственных сферах, стали терять работу. Налог в итоге отменили.

Нынешний президент США Барак Обама также начинал свою предвыборную программу с внедрения налога на сверхприбыль и высказался за то, чтобы наиболее состоятельные категории граждан США вносили в госказну больше средств. Он предложил установить ставку налога на уровне «не менее 30 процентов» для тех американцев, доход которых превышает $1 млн в год». Вопрос и по сей день остается открытым.

Во многих странах работают различные системы взимания налога на роскошь. Во Франции с 80-х годов действует специальный налог на богатство. В этой стране налогообложению подлежат все активы гражданина, включая имущество, банковские счета, ценные бумаги. При этом состояние налогоплательщика должно превышать порог, который в 2012 году составил 1,3 млн евро. Ставка налога варьируется в пределах 0,25-0,5 процента.

Аналогичный налог на богатство (точнее на имущество стоимостью более 700 тысяч евро) в 2011 году после перерыва вновь ввели в Испании. Процентная ставка дифференцированная: минимальная – 0,2 процента, а для тех, кто владеет активами на сумму свыше 10,7 млн евро – 2,5 процента.

В Великобритании налог платят собственники недвижимости стоимостью свыше 1 млн фунтов стерлингов, ставка составляет пять процентов.

В ряде других стран нет специального налога на богатство, но акцизами либо налогом с продаж облагаются некоторые виды товаров класса люкс – автомобили, яхты, частные самолеты, драгоценности. В Китае, например, налог на потребление берется и с косметики.

Проблема социального неравенства за рубежом решается также за счет так называемой «горбатой» или прогрессивной шкалы подоходного налога. Например, в США, Франции, Великобритании, Китае и Японии ставка подоходного налога зависит от величины дохода гражданина, а ее максимальный размер ограничен 40-55 процентами.

Для кого – как…

Во всех дискуссиях и спорах по поводу налога на роскошь почти всегда камнем преткновения было определение этой самой «роскоши». Например, можно ли к нему относить жилье? Руководители налоговых органов говорят: «можно и нужно».

Но проблема в России и у нас в Казахстане состоит в том, что в данный момент этот налог берется с инвентаризационной стоимости жилья, которая, как правило, оказывается в разы ниже рыночной. Исправить ситуацию, по замыслу властей, должна переоценка жилья по кадастровой стоимости, которая должна быть приближена к рыночной.

Кстати, такая оценка уже в прошлом году была осуществлена в двенадцати регионах России. Предельная ставка налога при этом составляла примерно 0,01 процента.

Но все это лишь промежуточный этап большой реформы. Через 5-10 лет российские власти планируют перейти к единому налогу на недвижимость, который заменит два налога – налог на имущество физических лиц и земельный налог.

Что касается дорогих «игрушек» типа элитных автомобилей, яхт, частных самолетов и вертолетов, финансисты России полагают, что они могут и должны облагаться высоким налогом. Речь не идет о введении какого-то нового налога или акциза на средства передвижения. Предлагается просто повысить (и весьма существенно) ставку транспортного налога.

Правда, по мнению ряда чиновников и экспертов, есть опасность того, что транспортные средства будут регистрироваться за пределами стран, в которых проживают их владельцы, а значит, у отечественных налоговиков до них руки не дотянутся.

Чиновники – «за»…

Несмотря на все эти опасности: переписывание и расписывание дорогой недвижимости на бедных родственников, покупка и регистрация эксклюзивных транспортных средств в оффшорных зонах и прочие ухищрения, вопрос увеличения налогового бремени для состоятельных граждан продолжает будироваться чиновниками.

Вот уже пятый год подряд специальный налог на роскошь предлагают ввести российские «эсеры», однако им все никак не удается провести этот законопроект через Госдуму. Этот налог, по мнению депутатов, должен касаться квартир, домов и земельных участков стоимостью от 15 млн рублей, яхт, автомобилей и самолетов – от двух миллионов, а также предметов искусства – от 300 тысяч рублей.

В предвыборной 2011 года гонке дискуссия вокруг налога на роскошь возобновилась с новой силой. «Налоги для простого гражданина не должны быть обременительными, а роскошь и сверхпотребление должны облагаться более высокими налогами, это очевидный факт», – заявил в конце ноября прошлого года премьер-министр РФ Владимир Путин.

До сегодняшнего дня этот вопрос является наиболее обсуждаемым. Россия разрабатывала целый законопроект, однако буквально несколько дней назад принято решение об отказе введения налога на роскошь. А богатые будут платить дополнительные средства в бюджет через повышенную ставку налога для автомобилей мощностью более 410 лошадиных сил, а также с помощью введения налога на недвижимость.

Владимир Минченко

(Окончание в следующем номере толстушки).

Еще новости

Back to top button