Общество

Новый путь через Восток

С размахом отпраздновали жители Восточного Казахстана День Республики и открытие нового моста на берегу Бухтарминского водохранилища.

начало

«В этот день Иртыш начал разливать свои воды среди горных долин. Так родилось Бухтарминское водохранилище», – это отрывок из статьи, опубликованной в газете «Рудный Алтай» в 1960 году. Именно тогда начали наполнять искусственное море, созданное для выработки дешёвой электроэнергии, которую давала Бухтарминская гидроэлектростанция. Для этого пришлось затопить 50 колхозов и один крупный совхоз, несколько местных предприятий, больше десяти тысяч гектаров лесов и около ста километров дорог. Количество населённых пунктов, которые пришлось переселить с затопленной водохранилищем территории, приближалось к ста. В них проживало 9 600 семей, а это 27,5 тысячи человек.

Вскоре Бухтарминское водохранилище вошло в пятёрку самых больших искусственно созданных водоёмов мира. Сегодня оно используется для судоходства, орошения полей, разведения и отлова рыбы, развития прибрежного туризма.

Многие десятилетия транспортное сообщение между районами, которые разделило искусственное море, осуществлялось в летнее время на пароме, а в зимний период – по льду. С открытием моста путь стал не только безопасным, но и быстрым: время проезда на автомобиле от одного берега до другого составляет всего четыре минуты.

ОТ КИТАЯ ДО РОССИИ

Советник акима Восточно-Казахстанской области Алишер Сулейменов в интервью телеканалу 24.kz сообщил некоторые подробности о строительстве самого длинного моста в стране.

Так, общая стоимость проекта составила 61,4 млрд тенге, из которых 50,9 млрд были направлены на сам мост, а 9 млрд – на строительство дороги, ведущей к нему. Остальная сумма была потрачена на технические нужды, связанные с инфраструктурными проектами. Вокруг моста отремонтировали около 20 километров старых дорог.

Мост соединяет семь районов области и позволяет значительно быстрее осуществлять перевозку мясомолочной продукции и различных лекарственных препаратов для животноводческого сектора. Развитие базовой промышленности, цветной металлургии, машиностроения, металлообработки, энергетики, лесного хозяйства и ряда других промышленных кластеров напрямую связаны с логистикой. Также ожидается, что Бухтарминский мост сыграет важную роль в развитии автотуризма.

С учётом того, что вблизи находятся переходы к границам Российской Федерации и Китая, это расстояние сокращено на 60 километров. По сути, это самая короткая транзитная дорога между Китаем и Россией.

– Наш Восточный Казахстан, наш Алтай – это регион с четырьмя климатическими зонами. Прекрасные леса составляют 40% запасов всего Казахстана, а уровень экологии здесь очень высок. Горы могли бы стать в туристическом смысле центром парапланерного спорта для нашей планеты, поскольку они удобны для этого – большие открытые пространства с восходящими потоками тёплого воздуха. Также сейчас капсульные дома и рестораны в Китайской Народной Республике, расположенные поблизости, интересуют многих предпринимателей в Восточном Казахстане, – заключил Алишер Сулейменов.

ИСТОРИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ

25 октября в Курчумском районе состоялось торжественное открытие долгожданного моста через Бухтарминское водохранилище. Событие было приурочено ко Дню Республики.

С раннего утра юрточный городок, разросшийся до 38 юрт, установленных представителями всех районов ВКО и организаций Курчумского района, дышал оживлением. Ремесленники и сельхозтоваропроизводители области представили свои уникальные изделия и свежие продукты. На нескольких площадках были организованы спортивные состязания: армрестлинг, қазақ күресi, перетягивание каната и другие.

В 10 часов на мосту временно перекрыли движение, чтобы дать старт автомобильному параду. Сто белых машин, украшенных флагами, проехали по мосту, демонстрируя праздничный дух и гордость за новое сооружение. За ними в кроссе на дистанцию 1 300 метров пробежали более 60 участников со всех областей Казахстана.

– Этого моста вы все ждали много лет. Теперь он станет важным стратегическим объектом для развития предпринимательства, туризма и логистики в Восточном Казахстане. Президент Касым-
Жомарт Кемелевич Токаев дал обещание построить этот мост в своей предвыборной программе, и он его выполнил, – отметил аким ВКО Ермек Кошербаев в своей поздравительной речи.

Глава региона напомнил, что при строительстве моста были задействованы исключительно оте-чественные специалисты – всего около 500 человек, включая 30 инженеров и учёных. Подрядной организацией выступила компания «ОблШығысЖол».

– Все говорят, что иностранные инженеры лучшие, но я скажу так: у нас в республике и в регионе есть свои специалисты, и их опыт ничем не уступает зарубежному, – констатировал Ермек Кошербаев и вручил благодарственные письма гражданам, внёсшим значительный вклад в реализацию проекта. Среди награждённых – советник акима Абайской области Азамат Касым, капитан парома «Курчум» Алтай Бердикпаев, старший капитан Серик Нукетаев и управляющий Кадылбек Жармухамбетов.

Официальная часть праздника сменилась ярким концертом с участием артистов и творческих коллективов области, а также гостей – популярных казахстанских певцов Бейбита Коргана и Нурлана Еспанова.

Старейшины Курчумского района провели обряд жертвоприношения верблюда в честь исторического события и в знак благополучия и процветания региона. Мясо священного животного раздали во время аса многодетным и малообеспеченным семьям.

Завершился праздник награждением участников спортивных игр и бурными аплодисментами.

Екатерина Скударнова, Меруерт Бахтиярова

Фото Аяужан Утеулинова

Еще новости

Back to top button