Новый порядок старых выплат
С 2018 года изменится порядок выплаты адресных социальных пособий. Введение данной реформы позволит реализовать один из конкретных шагов, инициированных Президентом РК Нурсултаном НАЗАРБАЕВЫМ в Плане нации. Кроме того, это будет способствовать сохранению стабильности в стране и улучшению благосостояния социально незащищенных слоев населения.
В настоящее время в Казахстане существует порядка 20 видов пособий социально незащищенным гражданам. Право на адресную социальную помощь имеют граждане РК, оралманы, лица, имеющие статус беженцев, иностранцы, лица без гражданства, имеющие вид на жительство и постоянно проживающие в РК, со среднедушевым доходом, не превышающим черты бедности. Адресная социальная помощь назначается каждому члену семьи, имеющему право на ее получение. В состав семьи не включаются:
– дети, находящиеся на полном государственном обеспечении;
– престарелые и инвалиды, постоянно проживающие в домах-интернатах;
– лица, находящиеся на срочной военной службе;
– лица, находящиеся в местах лишения свободы, на принудительном лечении.
Адресная социальная помощь назначается на текущий квартал и выплачивается ежемесячно.
Жилищная помощь тоже относится к социальной поддержке со стороны государства. Она назначается в случаях, когда оплата за коммунальные услуги превышает десятипроценую долю совокупного дохода семьи. В то же время на это пособие не могут претендовать семьи, имеющие трудоспособных лиц, которые не работают, не учатся, не служат в армии и не зарегистрированы в службе занятости в качестве безработных.
О новом порядке выплат сообщила на брифинге в Министерстве здравоохранения и социального развития вице-министр Светлана Жакупова. По сообщению пресс-службы ведомства, 8 октября Парламент РК принял Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социальной защиты населения», разработанный в рамках реализации 84-го шага Плана нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ.
Прежде чем перейти к рассказу о том, что конкретно изменится в действующем законодательстве, хотелось бы отметить, что Глава государства в своем Послании народу Казахстана неоднократно акцентировал внимание на том, что государство, несмотря на мировую экономическую ситуацию, должно выполнить все социальные обязательства перед гражданами страны. И, в первую очередь, это касается инвалидов, детей-сирот и других социально незащищенных категорий населения.
Именно поэтому Минздрав инициировал изменения в законе касательно внедрения нового порядка начисления адресной соцпомощи. По мнению специалистов, это позволит увеличить размер выплачиваемых пособий. Согласно действующему законодательству, малообеспеченным гражданам сегодня выплачиваются такие социальные выплаты, как адресная социальная помощь (АСП), государственные пособия на детей до 18 лет (ГДП) и жилищная помощь (ЖП). Кроме того, для усиления адресности предоставления мер социальной поддержки в соответствии с поручением Главы государства с прошлого года в пилотном режиме в трех регионах (Акмолинской, Восточно-Казахстанской и Жамбылской областях) реализуется проект «Өрлеу» по оказанию обусловленной денежной помощи (ОДП) малообеспеченным гражданам на основе принципа «взаимных обязательств» по технологии социального контракта. Проект позволяет избежать иждивенческих настроений у тех, кто получает помощь от государства, поскольку направлен на повышение социальной активности граждан. И, как показывает практика других стран, ОДП – это действенный метод развития системы социальной поддержки. Собственно говоря, это и есть первая ласточка тех изменений, которые произойдут с АСП в 2018 году.
Говоря языком цифр, с 2014 года местные службы социальной защиты населения в трех областях заключили с 3 965 семьями социальный контракт активизации семьи и назначили ОДП 20,5 тыс. человек на общую сумму 497,6 млн тенге.
В активные формы содействия занятости были привлечены 5,1 тыс. человек или 25 процентов от общего количества участников проекта «Өрлеу». Из них стали участниками «Дорожной карты занятости-2020» – 31,8 процентов; трудоустроены на постоянные рабочие места – 30,3 процента, направлены на общественные работы и социальные рабочие места – 26 процентов; прошли переподготовку (повышение квалификации) – 12 процентов.
В результате реализации пилотного проекта отмечается снижение количества получателей АСП на 16 процентов, ГДП – 3,7 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Также наблюдается увеличение среднедушевых доходов получателей ОДП более чем в два раза по сравнению с периодом до участия в проекте.
Полномасштабное внедрение обусловленной денежной помощи в Казахстане планируется с 1 июля 2016 года. По словам представителей Министерства здравоохранения и социального развития, новые подходы оказания социальной помощи требуют глубокого анализа и разработки программ для предотвращения попадания граждан в группу малообеспеченных при условии их участия в определенных программах, направленных на улучшение качества жизни.
Если говорить об общих изменениях в законе, то наиболее важным станет конкретное разделение адресной денежной помощи на обусловленную и безусловную для каждой отдельно взятой семьи. Зависеть это будет от того, есть ли в ней трудоспособные граждане.
Если же таковых в семье нет, то те, кто могут работать, должны будут принимать обязательное участие в активных мерах содействия занятости, то есть использовать такие меры господдержки, как государственные и отраслевые программы, возможности обучения или переподготовки.
АСП будут получать те, у кого имеющиеся доходы составляют менее 50 процентов прожиточного минимума (сегодня – 40 процентов) на каждого члена семьи. Важно, что эта адресная помощь заменит действующие сегодня специальные государственные пособия многодетным семьям (СГП), детские пособия до 18 лет малообеспеченным семьям и АСП, предоставляемую малообеспеченным домохозяйствам. Проще говоря, с 2018 года вышеперечисленные виды помощи будут объединены в одно целое.
– Увеличение порогового уровня для назначения АСП с 40 до 50процентов от величины прожиточного минимума позволит увеличить и сумму выплаты, – пояснила Светлана Жакупова. – Кроме того, на сегодняшний день многодетные семьи, имеющие четверых и более детей, получают фиксированную СГП в размере 8246 тенге. В соответствии с поправками в законодательство, с 2018 года АСП будет начисляться на каждого ребенка при наличии соответствующего основания (доход семьи ниже 50 процентов от прожиточного минимума, заключение социального контракта с трудоспособными членами семьи). Таким образом, семья, не имеющая источников дохода, состоящая из шести человек (двое взрослых и четверо детей), будет получать 61326 тенге вместо 8246 тенге.
Безусловная денежная помощь будет предоставляться тем семьям, в составе которых нет трудоспособных членов (например, семьи инвалидов или пожилых пенсионеров), или тем, где по объективным причинам люди не могут участвовать в мерах содействия занятости (например, одинокая мать с детьми дошкольного возраста).
– Кроме того, будет осуществлена трансформация специальных государственных пособий, – отметила Светлана Жакупова. – Здесь предусматривается сохранение спецгоспособий таким категориям граждан, как участники и инвалиды ВОВ, лица пожилого возраста, труженики тыла и др. (всего 14 категорий). Кроме того, произойдет объединение спецгоспособий для инвалидов с государственным социальным пособием по инвалидности, что позволит упростить процедуру его оформления.
По словам вице-министра здравоохранения и социального развития, действующее законодательство не предусматривает взаимных обязательств между государством и получателем АСП, что приводит к утрате стимулов к труду и появлению иждивенческого настроения. А это не только замедляет темпы снижения бедности и рост государственных расходов на социальную помощь, но и означает недоиспользование имеющихся в стране трудовых ресурсов, вопреки растущему спросу на рабочую силу.
– Социальный контракт, заключаемый с семьями, которые будут получать ОДП, предусматривает двусторонние обязательства, – рассказала Светлана Жакупова. – Органы занятости будут предпринимать меры по трудоустройству и выплачивать пособие, а граждане содействовать им в этом. Человеку будут не просто предоставлять денежную помощь, ему помогут найти работу, при необходимости отправят на различные курсы переподготовки и повышения квалификации. Таким образом, семьи получат стимул для выхода из состояния бедности.
Реализация нового закона потребует от государства дополнительных финансовых вложений из республиканского бюджета в размере 11,8 миллиарда тенге.
Говоря о социальных выплатах, нельзя не упомянуть о выплате пособий по беременности и родам. Наверняка многие помнят об изменениях в законе, которые обсуждаются еще с 2013 года и касаются женщин, имеющих доход выше десяти минимальных заработных плат. В сентябре этого года реформа была принята и одобрена Ассоциацией работодателей Казахстана. Женщины, которые получают заработную плату выше предела в десять минимальных заработных плат (более 186 660 тенге), доплату до прежнего уровня дохода будут иметь от работодателя.
– Тех женщин, которые получают заработную плату ниже этой суммы, это нововведение в законе не коснется, – пояснила заместитель председателя комитета по контролю и социальной защите Министерства труда и социальной защиты РК Гульнар Токсеитова. – Допустим, если вы получаете зарплату 120-150 тыс. тенге и уходите в декретный отпуск, то получите ту сумму, на которую рассчитывали по прежнему законодательству – порядка 500 с лишним тысяч тенге. Если вы получаете больше 200 тыс. тенге, тогда этот закон вас коснется, но разницу в начислениях по новому закону выплачивает работодатель.
Таким образом, реформа коснется не только казахстанок с высоким уровнем дохода, но и руководителей предприятий, которые принимают на должности с высоким окладом женщин фертильного возраста.