Новый год – это надежда на ЧУДО
Новый год – любимый праздник взрослых и детей. Сколько радости и хлопот приносит он всем нам: мы покупаем свечи, заранее готовим подарки, придумываем веселые розыгрыши для друзей. Неизменным атрибутом новогоднего праздника является украшенная лесная (или искусственная) красавица. Люди достают с балконов и антресолей пыльные картонные коробки, потом вынимают из них сверкающие игрушки, гирлянды, бусы. И начинается новогоднее таинство…
Очень часто такие коробки передаются в семьях из поколения в поколение. И пусть блекнут краски на старых игрушках, пусть раритеты скромно выглядят рядом с раскрашенными неоновыми красками новыми современными шарами, они не утрачивают своего сакраментального значения для их владельцев, ибо каждое такое елочное украшение, как и сам праздник, полно загадок и сказочного волшебства.
Мало кто знает, что появление новогодней елки историки датируют началом XVI века. Правда, право первенства на этот счет оспаривают две страны. Французы утверждают, что именно у них в 1521 году в городе Селеста была установлена и увешана пряниками новогодняя елка. В то же время латвийцы готовы биться об заклад: это у них, в Риге, на площади у городской ратуши поставили первую новогоднюю елку. И было это в 1510 году. Как бы то ни было, массовая народная традиция украшать дерево (ель, сосну, вишню, бук) укрепилась в Европе веком позже, а в России – лишь когда Новый год стали отмечать по приказу Петра Первого.
Классические, в нашем понятии, елочные игрушки появились в то же время, а до этого украшением хвои служили печенья, орехи, пряники, яблоки, конфеты.
Сохранилась легенда о создании елочных стеклянных шаров. Будто бы в старые времена люди традиционно украшали новогоднее деревце свежими яблоками. Но вот случился в Германии неурожай, и тогда верующие обратились к стеклодувам из города Лауша с просьбой выдуть для рождественской елки яблоки из стекла. Получившиеся «фрукты» – легкие, сверкающие – затмили тяжелые, подвергающиеся порче натуральные яблоки. С тех пор стеклянные шары не уходили из списка атрибутов новогодних праздников. Более того, из года в год они становились все красивее, а рисунки на них – все затейливее.
Вскоре появились шары-груши, шары-зайцы, шары-фонари, огурцы, репки, арбузики… Их – тысячи разновидностей, но основа каждой такой игрушки – классический шар. В России первая фабрика елочных украшений появилась лишь в 1848 году. Она выпускала шары, бенгальские огни, но основными изделиями по-прежнему оставались украшения из Германии. Особенную популярность имел дрезденский картонаж – игрушки, склеенные из двух половинок рифленого картона и украшенные литографическими изображениями. Но с началом Первой мировой войны, столетие которой отмечалось в прошлом году, в России игрушки из Германии были признаны «непатриотичными», и появилось много собственных мануфактур по производству елочных украшений. Хотя выдувать стеклянные шары и бусы русские мастера учились все равно у пленных немцев.
В 1900 году в Усть-Каменогорске был создан комитет по постройке Народного дома. А два года спустя местное общество уже встречало новый, 1902 год в новых стенах. Вот как рассказывает об этом новогоднем маскараде в своей книге «Усть-каменогорские предания» Галина Щербик: «Большинство приглашенных надевают маски… Маски бродят группами: «Испанцы», «Турки», «Арлекины», «Венецианка», «Ночь»… Танцуют вальсы, кадрили, снуют «почтальоны» с записками, звучат песни, романсы… Свет из окон Народного дома высвечивает сугробы снега».
Нет, не отставал от зарождающихся традиций уездный Усть-Каменогорск. Об этом говорят экспонаты областного историко-краеведческого музея. Здесь, например, собрана большая коллекция новогодних и рождественских открыток, датированных 1910, 1912, 1919 годами.
– Поздравляя с зимними праздниками, адресаты писали друг другу такие, к примеру, пожелания: «Жить в добре, ходить в серебре; одна рука – в патоке, другая – в меду», – рассказывает заведующая отделом общей истории, археологии и этнографии историко-краеведческого музея ВКО Наталья Косенкова. – Имеющиеся у нас подшивки популярного журнала «Нива» за 1892, 1898, 1899 и другие годы дают возможность убедиться, что жителям города не были чужды такие народные забавы, как маскарады, гадания, рождественские балы. Причем устраивались увеселения не только в новогоднюю ночь, но и весь январь.
Что такое елочная игрушка? Забава. Милый пустячок. А ведь все эти шарики, зайчики, звездочки, сосульки могут, оказывается, немало поведать будущим поколениям о том, как развивалась мировая история, какие политические интриги влияли на судьбы целых народов и как отражались во всей этой елочной мишуре прогрессивные шаги человечества!
Тематика дореволюционных новогодних украшений была чаще библейской. Это ангелочки из воска, «Вифлеемская звезда», белые овечки, стилизованные крестики, свечки, перевитые золотыми ленточками крохотные веночки – атрибут святости и страдания. В сказке Андерсена «Елка» читаем: «Вот на ветвях повисли полные сластей маленькие сетки, вырезанные из цветной бумаги, золоченые яблоки и орехи, закачались куклы – ни дать ни взять живые человечки, таких елка еще и не видывала. Наконец к ветвям прикрепили сотни разноцветных маленьких свечек, а к самой верхушке елки – большую звезду из сусального золота».
В период Октябрьской революции традиция украшать елку под Новый год прекратилась. Большевики посчитали это «барской» забавой. Фабрики по изготовлению игрушек закрылись. Но любимый зимний праздник с елкой все равно отмечался, вопреки всем запретам. Именно тогда возник бум самодельных игрушек. Дети старательно вырезали из бумаги белые снежинки, лепили из пластилина фигурки животных, а родители помогали своим чадам развешивать собранные из картона гирлянды. И только в 1935 году елку официально реабилитировали. Запах хвои вновь наполнил дома людей, в советских артелях возобновился выпуск елочных украшений. Только теперь на смену крылатым ангелочкам пришли фигурки пехотинцев, кавалеристов, летчиков, пограничников (тема – «Красная армия»), хоккеистов и лыжников, парашютистов (тема – «Здоровый образ жизни»).
«Вифлеемская звезда» превратилась в красную пятиконечную. На елках поселились игрушки из сказок: Красная Шапочка, Иван-Царевич и Доктор Айболит После выхода фильма «Цирк» на елке появились игрушечные клоуны, акробаты, а после покорения Арктики дрейфующей полярной станцией «Север» нашлись желающие украсить свою елку фигурками полярников и белых медведей. Примечательно, что только в 1937 году на праздник елки в московский Дом Союзов вместе с Дедом Морозом пришла его внучка Снегурочка.
Как попадали елочные игрушки в Усть-Каменогорск? До революции их привозили местные купцы вместе с другими товарами из ближайших крупных городов России и даже из Китая. Стоили игрушки немало. Поэтому многие изделия люди приобретали поштучно, только изредка – комплектом. Но находились настолько состоятельные горожане, что заказывали целые комплекты в Москве и Петербурге.
К сожалению, в историко-краеведческом музее нет елочных игрушек дореволюционных времен. Но с 50-х годов прошлого века коллекция елочных украшений стала активно пополняться. Многие изделия в какой-то степени напоминают те игрушки, которые украшали старинные новогодние елки.
Например, шары. В музее есть желто-красное стеклянное яблоко с металлической петелькой для подвешивания на хвойную лапу. Оно было изготовлено в 60-х годах прошлого века. Это лишь производная форма традиционного шара. В картонной коробке рядом с яблоком хранятся десятки самых причудливых шаров, датированных 60-70-ми годами XX века. Вот большой розовый, с наклейкой «девочка на лыжах». Он отливает серебристыми боками, хотя, конечно же, время оставило на игрушке царапинки, потертости, пятнышки. Судя по ним, можно представить, сколько детских ладошек касались этого елочного украшения и как много радостей старый шар подарил поколениям прошлых лет. То же можно сказать при виде белого шара с наклейкой «мальчик-чукча», светло-зеленого, на стенках которого улыбается Дед Мороз. Желтые, серебряные, голубые, с нарисованными белыми снежинками, в полоску и крапинку, с фигурными углублениями – их многие десятки.
– Все эти экспонаты были переданы в дар музею Гурьяновой Татьяной Ивановной, – рассказывает заведующая фондами историко-краеведческого музея Елена Исакина. – Игрушки своего детства передали нам также Людмила Кузьминична Друшлякова и другие. Собранная в музее коллекция новогодних игрушек прошлых лет отличается большим разнообразием как по форме, так и по содержанию.
Елена Анатольевна вынимает из картонной коробки «царицу полей» – кукурузу. Ее выпустили в 60-м году (дань пристрастию бывшего генсека СССР Никиты Хрущева). Желтая стеклянная кукуруза оттенена снизу зеленоватыми листьями, снабжена металлической петелькой и одинарной ниткой зеленого цвета для крепления на елку. На игрушке есть царапинки, снизу даже откололся небольшой кусочек. Но это, несомненно, ценный для истории экспонат.
Когда в 1955 году в СССР наладили производство автомобилей, на новогодних елках замелькали стеклянные «Победы». А в следующем году, после выхода на экран культового фильма Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», появилась елочная игрушка в виде будильника со стрелками, замершими «без пяти двенадцать». Одни такие часики передала музею Е. Зинченко. Она рассказала, что эту игрушку купил в 1960 году ее отец С. Лобас. На лицевой стороне будильника – циферблат на белом фоне, а в центре, в желтом круге, минутная и часовая стрелки. Часы показывают время – 23 часа 55 минут. На обратной стороне изделия на металлическом фоне прорисовано изображение механизмов регулировки часов.
А вот игрушка космической тематики: стеклянный «спутник». На лицевой стороне – надписи «Мир», «СССР», изображения звездочек розового цвета. Сама же игрушка светло-желтая. Бывший хозяин этого изделия, какой-нибудь мальчишка в красном галстуке, наверняка представлял, что хвойные ветви – это непостижимая галактика, которую бороздят космические корабли, спутники, фигурки космонавтов, луноходы…
Изюминкой этой коллекции являются игрушки, представляющие союзные республики бывшего СССР. Так, в музее хранится елочная «парочка» – почтенный аксакал, играющий на домбре, и апайка с пиалой в руке. Важно, что дружба народов не перестала быть актуальной темой в политике и нашего независимого Казахстана.
…Милые старые елочные игрушки! Когда-то они были блестящими, яркими, но со временем потемнели, поблекли. Однако это ничуть не мешает вызывать у нас, уже давно взрослых людей, теплую волну ностальгии по тем временам, когда мы верили в Деда Мороза и ждали Нового года, как чуда.