Новые ориентиры для госслужащих
В июле 2024 года Главой государства утверждена Концепция развития государственной службы Республики Казахстан на 2024–2029 годы. Чем было вызвано принятие этого важного для жизни общества документа?
В первую очередь, тем, что динамика проводимых реформ, а также масштабы кардинальных преобразований, направленных на модернизацию общественно-политической, социально-экономической жизни страны, улучшение благосостояния граждан, обуславливают необходимость дальнейшего развития государственной службы. Потребность в немедленных и эффективных управленческих решениях приводит к возрастанию ожиданий, предъявляемых к государственной службе.
В целом, концепция нацелена на создание эффективной модели государственной службы. При этом важно, на каких принципах она будет основываться. Опираясь на современные тренды, которые разворачиваются в управленческой практике ведущих стран мира, в стране взят курс на построение государственной службы, основанной на принципах сервисности и клиентоориентированности.
Этот процесс также проходит наряду с принимаемыми мерами по кардинальной трансформации и цифровизации административных процедур, отказу от командно-административных подходов в государственном управлении.
Большая роль отводится высоким морально-нравственным качествам. Это такие непоколебимые ценности, как чувство преданности интересам страны, осознание долга перед ней, которые тесно переплетаются с особенностями несения государственной службы и идеалами «Адал азамат».
С учётом вышеизложенного, в настоящей концепции сформулирована повестка дальнейшего развития государственной службы:
- формирование модели государственной службы, основанной на принципах сервисности и клиентоориентированности, выраженной в проактивной, ориентированной на конечный результат, дебюрократичной модели поведения;
- профессионализация государственного аппарата с использованием гибридной модели государственной службы – прагматичное сочетание средств и способов, нацеленных на профессионализацию государственного аппарата;
- управление и цифровизация HR-процессов, использование их инструментов лишь в той мере, в которой они способны обеспечить надлежащее и добросовестное выполнение функций государственными служащими, их мотивацию и удержание, а также минимизацию условий и критериев, способствующих профессиональному выгоранию.
С чувством долга
Надо отметить, что рамках реализации идеи «Адал азамат» планируется принятие мер, направленных на продвижение среди государственных служащих идеалов патриотизма и профессионализма.
Кроме того, для привлечения молодёжи в государственные органы будет создан институт ранней профессиональной ориентации, охватывающий школьный и вузовский уровни. Критерии отбора участников будут включать высокую академическую успеваемость и активное участие в общественной жизни.
Немаловажное значение придаётся вопросам прозрачности. В целях обеспечения открытости государственной службы планируется введение универсального конкурса для всех кандидатов, включая государственных служащих и представителей частного сектора. Это позволит упразднить внутренние конкурсы, которые на данный момент не выполняют свою функцию эффективно.
Что будет предпринято для устранения барьеров профессионализации государственных служащих? – С этой целью предлагается переход к гибридной модели карьерного продвижения, которая сочетает вертикальные и горизонтальные пути развития.
Предусматриваются и стимулы для роста. Система оплаты труда будет синхронизирована с горизонтальным карьерным продвижением, что обеспечит справедливое вознаграждение за приобретённые навыки и знания.
Перспективы повышения оплаты труда вне зависимости от наличия вакансии на вышестоящую позицию за счёт поэтапного повышения класса на занимаемой должности позволят обеспечить преемственность институциональной памяти на государственной службе, стабильность кадрового состава. Это расширит возможности для выпускников учебных заведений, молодёжи, впервые поступающей на государственную службу и не имеющей стажа работы.
Подходы к исчислению стажа работы государственных служащих, дающего право на установление должностного оклада, будут унифицированы с порядком определения выслуги лет в правоохранительных органах, включая учёт периода обучения в образовательных учреждениях по специальностям, соответствующим функциональным направлениям конкретной государственной должности.
Социальные аспекты
Дальнейшее развитие получит институт корпуса «А», в том числе путём его расширения на отдельные должности, образующие и обеспечивающие реализацию политики в соответствующей отрасли, на которые назначения осуществляются во внеконкурсном порядке.
Что касается роли наставников для молодёжи, то наставничество над молодыми специалистами будет рассматриваться в качестве одного из условий для поощрения и карьерного продвижения самого наставника, в том числе горизонтального.
Востребован и опыт старших коллег. Поэтому также будет рассмотрена возможность привлечения на должности советников служащих пенсионного возраста с возможностью продления их пребывания на государственной службе до двух лет, что будет способствовать сохранению институциональной памяти и обеспечению преемственности отраслевых задач.
В фокусе внимания и социальный пакет. В рамках повышения мотивации и внедрения системы социальных гарантий для государственных служащих и членов их семей, переехавших в другой регион в результате должностных перемещений, включая добровольную ротацию, планируется предусмотреть механизмы предоставления жилья, мест в детских дошкольных учреждениях и других необходимых услуг, чтобы компенсировать возможное ухудшение условий жизни по сравнению с предыдущим местом проживания.
Система социальных гарантий будет расширяться на поэтапной основе для всех категорий служащих.
Будет возможность регулировать график работы. При этом ряду государственных служащих будет предоставлена возможность сокращения рабочего дня с одновременным сокращением оплаты труда по инициативе государственного органа в зависимости от производственной необходимости.
Учитываются также интересы семьи. Поэтому планируется выработка предложений по внедрению программ корпоративного благосостояния для государственных служащих и их семей, включая социальное медицинское страхование, доступ к спортивно-оздоровительным услугам, психологическую поддержку.
Кадровый резерв
Централизация кадрового делопроизводства позволит освободить службы управления персоналом от рутинных дел и сконцентрироваться на кадровой стратегии, планировании и прогнозировании.
Наличие прав предполагает и нормы ответственности. В законодательстве будут определены гибкие подходы и основания дисциплинарной ответственности, позволяющие учитывать одновременно обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, что обеспечит защиту государственных служащих от неправомерных наказаний и будет стимулировать их инициативность.
Предусмотрены меры либерализации закона. В связи с этим планируется разграничить сроки действия дисциплинарных взысканий, внедрить гибкую систему оценки обстоятельств проступков с применением правовых инструментов, не связанных с дисциплинарными взысканиями, а также предоставить право государственным органам не налагать дисциплинарное взыскание, если не истёк срок действия предыдущего взыскания и отсутствуют отягчающие обстоятельства.
Кроме того, будут определены условия освобождения от дисциплинарной ответственности служащих, в случаях если их поведение и действия были связаны с предотвращением опасности ущерба интересам государства, граждан и организаций, и такая опасность не могла быть устранена иными способами.
Каков ожидаемый результат реализации концепции? – Это повышение привлекательности государственной службы за счёт внедрения горизонтального карьерного продвижения, увеличение заинтересованности государственных служащих в получении новых знаний и навыков.
Стоит отметить, что реализация вышеуказанных мероприятий потребует значительного времени. Поэтому процесс реализации концепции будет разделён на определённые этапы и утверждён план мероприятий с назначением ответственных лиц.
Ержан Айкымбеков,руководитель департамента агентства по делам
государственной службы РК по ВКО,
председатель совета по этике