Политика

Новые линии на карте страны

Планомерное развитие дорожно-транспортной инфраструктуры в Казахстане положительно скажется на многих отраслях деятельности. Ровные автомагистрали привлекут туристов в заповедные уголки нашей страны. Современные аэропорты и железнодорожные вокзалы позволят наладить качественное междугороднее и международное транспортное сообщение. Строительство новых железных дорог и возрождение судоходства полноценно раскроют экспортный потенциал страны. Именно поэтому развитию данной отрасли придает большое значение Глава Государства в своем Послании народу Казахстана «Нұрлы жол – путь в будущее».

Новые линии на карте страныНеслучайно это направление стало первым в плане инфраструктурного развития, рассчитанного на ближайшие пять лет. Президент Казахстана Нурсултан НАЗАРБАЕВ четко сформулировал задачи, которые должны быть решены. Инфраструктурный каркас должен связать магистральными автомобильными, железнодорожными и авиалиниями макрорегионы с Астаной и между собой по лучевому принципу.

Прежде всего, нужно реализовать основные автодорожные проекты. Это: Западный Китай — Западная Европа; Астана – Алматы; Астана – Усть-Каменогорск; Астана – Актобе – Атырау; Алматы – Усть-Каменогорск; Караганда – Жезказган – Кызылорда; Атырау – Астрахань. Как видно, областной центр является одним из важнейших транспортных узлов. А поскольку регион граничит с Российской Федерацией и Китаем, то развитие транспортного сообщения с соседями может стать серьезным подспорьем для экспорта и увеличения товарооборота между странами.

Кроме того, Глава государства акцентировал внимание на необходимости строительства логистического хаба на востоке страны и развития морской инфраструктуры на западе, что также должно положительно сказаться на экспортном потенциале и укреплении отношений с близлежащими странами.

Все по программе

Для развития конкретного транспортного сообщения внутри страны и за ее пределами разработана специальная программа до 2020 года включительно. Она предусматривает, к примеру, реконструкцию аэропортов. По информации Министерства по инвестициям и развитию, значительным изменениям до 2020 года подвергнутся 11 из 18 существующих аэровокзалов: в пяти из них запланирована реконструкция ВПП и пассажирских терминалов, в шести – только пассажирских терминалов. Помимо этого, до 2020 года будет дополнительно открыто 75 новых международных воздушных сообщений.

Некоторые результаты уже есть. Этим летом в областном центре была отремонтирована взлетно-посадочная полоса, которая уже давно требовала реконструкции. Также важно отметить, что с июня курсирует новый пассажирский авиарейс Усть-Каменогорск – Новосибирск. Это направление было выбрано не случайно, поскольку в областном центре много студентов, которые обучаются в соседнем российском городе, поэтому маршрут востребован.

Не забывают местные исполнительные органы о маленьких аэропортах – планируется реконструкция воздушных пристаней в Зайсане и Урджаре, куда также регулярно летают самолеты из Усть-Каменогорска.

Программой предусмотрены меры по увеличению регулярных автобусных маршрутов. В настоящий момент ими охвачено 75 процентов сельских населенных пунктов численностью свыше ста человек. К 2020 году планируется обеспечить 100-процентный охват путем открытия 300 дополнительных маршрутов. Кроме того, все автовокзалы и станции будут соответствовать требованиям национальных стандартов.

Данная программа позволит реконструировать и отремонтировать порядка 30 тысяч километров автомобильных дорог, 200 километров железных дорог, закупить новые локомотивы, грузовые и пассажирские вагоны. В соответствии с принятым планом действий, во всех ж/д вокзалах страны должен быть сделан капитальный ремонт. И здесь опять же нельзя не сказать о Восточном Казахстане. Мы одни из первых провели реконструкцию Защитинского вокзала, который теперь полностью соответствует международным требованиям.

Общая сумма инвестиций в транспортно-логистическую сферу к 2020 году составит более 20 миллиардов долларов. Причем работы будут проводиться как за счет государственного бюджета, так и за счет средств привлеченных инвесторов и частного капитала. Показательным примером в этом плане служит заключение договора между акиматом области и корейской компанией на строительство моста через Бухтарминское водохранилище. Это масштабный проект, требующий колоссальных финансовых затрат, однако он поз-волит наладить бесперебойное транспортное сообщение между Курчумским районом и областным центром, поскольку паромная переправа уже не справляется с нагрузкой, а движение зимой и ранней весной по льду зачастую приводит к несчастным случаям.

Все дороги ведут на Восток

По данным Министерства по инвестициям и развитию, в настоящее время продолжается реализация проекта Западная Европа – Западный Китай, начата реализация автодорожных проектов «Центр – Юг» (Астана – Алматы), «Центр – Восток» (Астана – Усть-Каменогорск), «Центр – Запад» (Астана – Актобе – Атырау – Актау), Алматы – Усть-Каменогорск, Караганда – Жезказган – Кызылорда и Атырау – Астрахань. В 2015 году на эти цели выделено 269,3 млрд тенге, в т.ч. из Национального фонда – 178 млрд тенге.

На сегодняшний день в проектах задействованы 33 подрядные и 64 субподрядные организации, создано 27 тысяч рабочих мест, задействовано более пяти тысяч единиц дорожно-строительной техники. Самым крупным проектом в автодорожной отрасли является трансконтинентальный автомобильный коридор «Западная Европа – Западный Китай», протяженность которого составляет 2 787 километров.

Что касается нашего региона, то проект «Центр – Восток» реализуется с 2013 года. Общая его стоимость составляет более 400 миллиардов тенге. Работы ведутся на участке Астана – Павлодар – Семей, общей протяженностью 509 километров. По итогам 2015 года планируется открыть движение на участке в 100 км: Астана – Павлодар (47 км) и Павлодар – Семей (53 км). На трассах Павлодар – Семей – Калбатау и Калбатау – Усть-Каменогорск ведется разработка проектно-сметной документации на 404 километра дороги. Работы на данных участках планируется начать в 2016 году. Только за этот год на строительство и реконструкцию дорог Востока было выделено 85,9 миллиарда тенге.

Что нам стоит дорогу построить?

Кстати, масштабная реконструкция и ремонт коснется не только дорог республиканского значения. Областные транспортные артерии также будут обновлены. Естественно, не все и не сразу. В ходе совещания по плану ремонта автомобильных дорог в 2016 году аким Восточно-Казахстанской области Даниал АХМЕТОВ отметил, что социально значимые автодороги должны ремонтироваться в приоритетном порядке. К ним относятся участок дороги Усть-Каменогорск – Зыряновск (от Осиновского перевала до поселка Новая Бухтарма) с подъездными путями к базам отдыха.

Важно отметить, что в этом году завершен средний ремонт трассы Усть-Каменогорск – Риддер. Этого события автомобилисты области ждали давно. Ремонт позволил привлечь больший поток туристов в эти живописные места. Во многом это произошло благодаря предложению главы региона заменить капитальный ремонт нескольких километров дороги на средний. Поскольку в таком случае площадь отремонтированной трассы увеличивается практически в два раза. А значит, позволяет охватить дорожными работами больше областных трасс.

Работы по реконструкции участка автодороги Усть-Каменогорск – Зыряновск – Рахмановские ключи завершатся в будущем году. Напомним, что мост через реку Арасан был восстановлен в 2014 году после того, как его разрушило во время сильных весенних паводков.

Еще один важный проект – реконструкция автомобильной дороги республиканского значения Омск – Майкапчагай, являющейся международным транзитным коридором, который соединяет между собой три региона Российской Федерации и две области Казахстана. Здесь полным ходом идут ремонтные работы, поскольку никто не сомневается в важности этой трассы и ее роли в развитии экспортного потенциала страны.

Реализация концессионных проектов по строительству железной дороги Шар – Майкапчагай и моста через Бухтарминское водохранилище, по словам главы региона, будет способствовать повышению деловой активности на прилегающих территориях. В частности, это даст мультипликативный эффект от добычи полезных ископаемых до строительства сервисной инфраструктуры вдоль дорог, позволит создать свыше шести тысяч новых рабочих мест во время строительства и не менее двух с половиной тысяч – в период эксплуатации.

Реализация вышеназванных проектов позволит к 2020 году в полтора раза увеличить объемы перевозок автомобильным транспортом. Поскольку в ходе строительства объектов будут использованы местные материалы, существенный толчок к дальнейшему развитию получат предприятия стройиндустрии и дорожной отрасли.

Антикризисные меры

Транспортная отрасль названа приоритетной не только в Послании Президента, но и в Плане нации «Сто конкретных шагов», поэтому все заявленные проекты должны быть реализованы, несмотря на сложную экономическую ситуацию. Для того чтобы сократить часть расходов из государственного бюджета, принято решение несколько уменьшить объем закупа локомотивов и пассажирских вагонов. Первоначально предусматривалось приобретение у отечественных производителей 17 тысяч единиц подвижного состава. Глава Комитета транспорта Министерства по инвестициям и развитию Казахстана Асет Асавбаев заявил, что данные планы требуется скорректировать с учетом текущей экономической ситуации как в Казахстане, так и во всем мире.

В целом же, будут пересмотрены некоторые целевые индикаторы программы развития и интеграции транспортной инфраструктуры до 2020 года в соответствии с нынешним положением дел.

Серафима Березовская

Еще новости

Back to top button