Нового моста на XXI век хватит
Машинист доселе невиданной алмазно-дисковой пилы по железобетону Владимир Уваров и его помощник Нурлан Касымбаев привычно продолжают распиловку автомобильного моста через Иртыш. Скорость «проходки» высокая – три метра за два часа.
моста, отгороженной бетонными блоками, продолжается движение потока машин. Особенность строительства нового моста в том и заключается, чтобы ни на минуту не прекращать автомобильного движения по строящемуся объекту.
Для выполнения этой задачи, поставленной акимом области Даниалом АХМЕТОВЫМ, принята многоходовая схема. Впритык со старым мостом через Иртыш построен новый цельнометаллический мост шириной 14 метров и длиной 320 метров. Он поставлен на временные опоры. По трем его полосам идет движение автотранспорта из города, а по одной – в город. Две полосы для движения в Усть-Каменогорск остаются на старом мосту. Таким образом автомобильное движение, как и прежде, продолжается по шести полосам. Четыре полосы старого моста закрыты для демонтажа. Вот их-то сегодня и распиливают Владимир с Нурланом.
Мы смотрим на иртышский мост в разрезе и не можем не изумляться железобетонной советской мощи. Это же надо закладывать столько арматуры, усилений специальной проволокой! Но ведь могучий мост пришел все-таки в аварийное состояние.
– На старом мосту начали проседать пролеты на стыках на величину до 50 сантиметров, – поясняет руководитель стройки, инженер ТОО «МО-25» Александр Игнатов. – А нормативы на таких объектах достаточно строгие.
Поэтому было решено строить новый мост. Половина его готова. Смотрите, он представляет собой цельнометаллическое инженерное сооружение. Дорожных стыков на всем его протяжении нет – сплошной асфальт. На береговых же опорах он будет соединяться с дорогой при помощи современных деформационных швов Маура. Если железо при нагревании расширяется, то данные швы наоборот, нагреваясь, сужаются. При охлаждении железо сужается, а швы Маура расширяются. Таким образом будет достигнута, так сказать, гармония моста и дороги.
Но как надвигается готовая 320-метровая махина весом почти в две тысячи тонн на опоры? Тем более, что пролет на середине реки составляет 100 метров.
Оказывается, есть такие технологии, с помощью которых осуществляется так называемая продольная надвижка. Она и была успешно осуществлена в нашем случае.
В субподрядчиках у алматинского «МО-25» сплошь восточно-казахстанские предприятия. К примеру, металлоконструкции для моста готовит наше известное ТОО «Имсталькон», возглавляемое Михаилом Лабуковым. Ряд заказов выполняет Гидросталь.
– Ваши металлисты обеспечивают надлежащее качество изделий, – дает оценку усть-каменогорским стальным конструкциям Александр Игнатов. – Город также поставляет 100-процентный объем бетонных изделий. Здесь главные партнеры – железобетонный комбинат, Шыгыс-бетон. Естественно, осуществляется постоянный лабораторный контроль. Работают и другие субподрядные организации, в числе которых «Ремдор», «Агроремстрой», «Безопасность и Сети» и другие. Таким образом, сотни жителей Усть-Каменогорска принимают участие в строительстве. Объемы в самом деле немалые. Потребуется около пяти тысяч тонн металлоконструкций, более двух тысяч кубометров бетона. А бюджет проекта составляет шесть млрд тенге.
Когда началось строительство моста, на работу в «МО-25» попросились наши бывшие мостостроители. И сегодня в штате фирмы трудятся более 30 устькаменогорцев. В том числе бутабойщик Нурлан Курмашев. Когда-то он работал в местном мостоотряде. Потом отряд был расформирован. Но профессия не забывалась. «Как только появилась возможность, пришел сюда, – говорит он. – Сегодня работаю на бутобое. Атмосфера, организация труда здесь мне нравятся».
На объекте организовано трехразовое бесплатное питание, проживание для нуждающихся. При работе вахтовым способом люди 15 дней работают, 15 отдыхают. Заработки при этом неплохие. Это многих устраивает. Поэтому устькаменогорцы хотят с отрядом работать и дальше. «МО-25» возводит мосты по всему Казахстану.
…Поверху нескончаемым потоком идет транспорт. А здесь, внизу, в буреломе порушенных конструкций, реально ощущается, что значит разворотить сложное инженерное сооружение. Но работают бутобои, экскаваторы, погрузчики, транспортные средства. Скоро здесь будет чистое место. И начнется сооружение второй половины металлического моста. Сначала получится слоеный пирог. К старому мосту с двух сторон прильнут по половине моста нового. По ним и продолжится автомобильное движение. Вновь сохранятся стандартные шесть полос. Тогда Владимир с Нурланом допилят словно бревно остатки старого моста.
Во второй половине 2016 года планируется проведение операции по соединению двух половин нового металлического моста. Со временных опор половина махины станет перемещаться методом поперечной надвижки на опоры постоянные, которые встанут вверх по течению. Вот тут-то нам придется немного потерпеть. Автомобильная дорога сузится до четырех полос. Но поперечную надвижку планируют осуществить за 10 суток. К 2017 году мост планируют сдать в эксплуатацию.
И мы, рядовые пользователи моста, конечно же, не должны забывать о том, что именно в наших интересах аким области настоял на том, чтобы автомобильное движение осуществлялось по строящемуся объекту постоянно. «Рудный Алтай» намерен информировать своих читателей о дальнейшем ходе строительства нового моста.