Образование

«НЛО» против блогеров и соцсетей

«НЛО» против блогеров и соцсетей

Современные родители жалуются, что детей практически невозможно вытянуть из виртуального мира, который «съедает» все свободное время. В зыряновской школе-лицее нашли решение этой проблемы. На борьбу с соцсетями педагоги призвали «НЛО» и попали в точку. Члены научного лицейского общества, несмотря на юные годы, делают интересные открытия и зарабатывают не «классы» и «лайки», а медали на областных и республиканских интеллектуальных конкурсах.

В лицее Зыряновска провели день открытых дверей. Ученики начальной школы, заглянувшие в гости, не ожидали, что старшеклассники живут так интересно. Зачем-то считают червей в школьном огороде, разрабатывают учебные программы, конструируют модели, помогают людям защитить их трудовые права…

– Перед современным обществом Президент ставит задачу воспитания образованного конкурентоспособного поколения, патриотов, умеющих мыслить на перспективу, – говорит директор лицея Фатима Нагибаева. – Мы стараемся заниматься всесторонним развитием учеников. Научное лицейское общество функционирует в школе со дня ее основания, уже 26 лет. Ребята, посещающие его – участники и победители интеллектуальных олимпиад, конкурсов проектов областного и республиканского уровней.

С начала учебного года, по информации заместителя директора Ирины Ивановой, лицеисты привезли в моногород 89 (!!!) наград. Умники и умницы защищают честь не только своей школы, но и всего города. На республиканском этапе конкурсов проектов, к примеру, они были единственными участниками из Зыряновска.

Планету спасут… дождевые черви

Девятиклассницы Диана Азикенова и Александра Снегирева всерьез обеспокоены состоянием экологии в своем городе. Работая на пришкольном участке, девушки заметили, что в почве стало значительно меньше дождевых червей. Обе увлекаются биологией и химией, так что выводы сделали правильно. Сокращение количества ползающих к рыбакам никакого отношения не имеет. Причина – в изменении состава почвы, ее загрязнении тяжелыми металлами.
Под руководством учителя химии Ольги Гусаренко школьницы провели научное исследование «Численность червей в Зыряновском районе». Проект занял первое место на областном конкурсе.

– Мы предположили, что градообразующее предприятие оказывает влияние на численность червей, – рассказывают юные исследовательницы. – Выбрали участки земли, близкие к промзоне и отдаленные от нее. Провели анализ, выявили, что рядом с объектами градообразующего предприятия червей меньше. У нас в школе есть своя лаборатория, в которой мы исследовали образцы почвы и выявили в них содержание свинца и цинка.

Чтобы проверить полученные данные, лицеисты обратились в специализированную лабораторию.

– Наши данные подтвердились, – говорит Ольга Гусаренко. – Численность дождевых червей зависит от состава почвы и присутствия в ней тяжелых металлов. При этом стоит помнить, что количество червей в свою очередь влияет на плодородие почвы, поэтому допустить их сокращения нельзя.

Школьницы не просто обозначили проблему, но и предложили вариант ее решения. Они уверены, что местным аграриям неплохо было бы подумать об организации фермы червей. Кольчатые – панацея для почвы и экологии в целом. Кроме того, на них можно поймать не только рыбу, но и серьезные деньги, если рассмотреть идею фермы как бизнес-проект.

Вермикультивирование (разведение червей) – перспективное направление биотехнологии. Некоторые породы кольчатых могут, по словам юных ученых, не только облагородить почву, но и полностью отказаться от минеральных удобрений и пестицидов.

Со своей работой победительницы областного этапа конкурса выступили и на уровне республики. Но призовое место, к сожалению, не получили. Впрочем, Диана и Саша уверены, что у них все еще впереди. Пример тому – победа их старшего товарища ученика 11 класса Данила Мануйлова.

От кочевников до «Мәңгілік ел»

Данил – парень разносторонний. Увлекается как техническими, так и гуманитарными науками. В лицее, который всегда был лидером именно в физико-математическом направлении, на него не давят, заставляя сделать выбор. Позволяют попробовать себя в различных предметах. Если раньше старшеклассник готовил проекты по химии, истории, то в том году переключился на литературу и досконально изучил роман-хронику Ильяса Есенберлина «Кочевники». Произведение школьника впечатлило настолько, что он решился на его детальный анализ, который принес неожиданное открытие.

– Президент дал этому роману высокую оценку, – говорит Данил. – В 2015-м он был признан в Казахстане книгой года. Мне стало интересно, начал читать. Некоторые эпизоды поразили до глубины души. К примеру, заставили задуматься моменты, когда Аблай ради достижения своей цели пренебрегал народом. Он вел войну, руководствуясь не благополучием людей, а личными мотивами, жаждой великой власти. Прошли столетия, но и сегодня на мировой арене есть такие примеры.

Выпускник обнаружил, что в произведении звучат идеи, которые являются духовной основой «Мәңгілік Ел».

– Это еще раз подтверждает правильность решения принятия патриотического акта, – уверен Данил. – Он не надуман, он исторически обусловлен. В него включены ценности, вынесенные народом из многолетних испытаний, войн и междоусобиц.

Руководителем проекта «Духовная основа идеи «Мәңгілік Ел» выступила учитель русского языка и литературы высшей категории Айнаш Байбулова. В 2014 году она была признана лучшим педагогом Казахстана. В копилке учителя авторские программы, многочисленные публикации в специализированных изданиях и победы учеников в различных конкурсах.

Вместе с педагогом Данил сделал модель национальной идеи. Конструкция по виду напоминает арку, к которой ведут семь ступеней – семь принципов патриотического акта. Форма символична. «Мәңгілік Ел» – путь казахстанцев к благополучию и процветанию.

– В рамках проекта я провел анкетирование среди друзей, – говорит Данил. – Ребята отмечали значимость романа. Но в современной учебной программе на его изучение дается всего один час. Это очень мало! Произведение требует тщательного анализа и обсуждения.

При помощи руководителя исследователь разработал программу факультативного курса «Духовные основы романа Есенберлина «Кочевники» в свете национальной идеи».

– Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован для использования в школах, – отмечает Айнаш Байбулова. – На областном этапе проект Данила занял первое место, на республиканском – третье. Учитывая высокую конкуренцию, это серьезная награда. Среди соперников были ученики Назарбаев интеллектуальных школ, которые сегодня считаются образовательной элитой страны.

Жюри отметило не только важность и значимость работы, но и ораторское мастерство юного автора проекта. Данил – просто образцовый абитуриент.
Увлекается не только наукой, но и спортом, нацелен на дальнейшее развитие, учит государственный язык, занял второе место на областной олимпиаде по казахскому.

– Учиться планирую в Казахстане, – говорит выпускник. – Это моя Родина, моя страна, я понимаю, что именно здесь я могу реализовать себя. Сегодня для этого есть все возможности.

Работодателю намылим шею

– Все больше выпускников выбирают для дальнейшего обучения именно казахстанские вузы, – говорит Фатима Нагибаева. – Это не может не радовать. Гордимся успехами своих талантливых учеников, каждая победа – результат труда всего педагогического коллектива и поддержки родителей. Надеемся, что все ребята успешно сдадут ЕНТ.

Мутанбек Мубараков уже выбрал и университет, и специальность. Выпускник планирует учиться юриспруденции в одном из вузов южной столицы. Если лицеисту предложат на выбор любую современную молодежную книгу и один из Кодексов РК, он, не сомневаясь, выберет последнее. Законы своей страны парень знает назубок, что и продемонстрировал на областном этапе олимпиады по основам правоведения, где занял первое место.

В конце марта старшеклассник принял участие в республиканском туре, к которому ему помогла подготовиться учитель истории Елена Годованчук.

– В республиканской олимпиаде участвовало около 600 человек, в моей же секции было 38 школьников, – говорит Мутанбек. – Несмотря на серьезную конкуренцию, удалось занять второе место. Мы писали эссе на заданную тему и решали правовые задачи.

Лицеисту, как опытному юристу, пришлось урегулировать трудовой спор, в котором работодатель хотел признать своего сотрудника прогульщиком. Мутанбек быстро разобрался с ситуацией и помог работнику отстоять свои права.

Уверен в своем будущем выборе и еще один лицеист, призер конкурса проектов, обладатель второго места областной олимпиады по биологии Богдан Чужинов. Парень под руководством учителя математики Ирины Марухиной нашел универсальный математический метод решения задач различных отраслей экономики с помощью теории матриц. Для обывателя уже сама тема звучит, как привет из космоса, а старшеклассник говорит, что выдвинутая им идея проста и своевременна. Он уверен, что за ней будущее экономики, медицины и генетики…

Общение со столь продвинутой в образовательном плане молодежью дает надежду на выполнение всех инновационных задач, которые поставил Президент в Послании «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность». Именно этим ребятам, а не великим блогерам и завсегдатаям сети, под силу вывести страну на новый уровень развития. Дерзайте, ребята, за вами целая страна!

Оксана Сосновская

Еще новости

Back to top button