Общество

Невзлетная урджарская полоса

В истории существования аэропорта в селе Урджар немало светлых и темных полос, через которые ему пришлось пройти за 70 лет своего существования. В нашем регионе он был пионером в развитии местных воздушных линий и занимается этим делом по сей день. Однако в очередной раз впереди у него темная и весьма непредсказуемая полоса, от прохождения которой во многом зависит, быть или не быть аэропорту в Урджарском районе.

Невзлетная урджарская полоса

Немного истории

Появился аэропорт в Урджаре после Великой Отечественной войны. Учитывая то обстоятельство, что на окраинах страны в то время было много проблем с дорогами и транспортным сообщением, на помощь пассажирам пришла авиация. Самолеты ПО-2, АН-2, ЛИ-2 выполняли ежедневные пассажирские рейсы, не только в города Семипалатинск, Талды-Курган и Алма-Ату, но и в отдаленные села района. Жители малых сел воспринимали наличие у них аэродромов как само собой разумеющееся, самолет был для них совершенно привычным, даже обыденным транспортным средством.

Позже внутрирайонные линии были ликвидированы, надобность в них отпала, появились пассажирские предприятия, которые взяли перевозку людей на себя. Произошли перемены и в работе аэропорта. В начале семидесятых годов прошлого века он стал принимать реактивные лайнеры ЯК-40 из Семипалатинска и Алма-Аты. Первые годы они садились и взлетали с грунтовой взлетно-посадочной полосы. В 1978 году была построена ВПП с искусственным покрытием, длиной полтора километра и шириной тридцать пять метров. В те годы из Урджара ежедневно совершалось по два-три рейса на Алма-Ату и Семипалатинск.

К сожалению, в 1995 году аэропорт был закрыт, позже продан людям ничего общего с авиацией не имеющим. За двенадцать лет, что они хозяйничали, здание аэропорта, подсобные и хозяйственные постройки, техника, оборудование оказались проданы или постепенно приходили в негодность. Даже бетон взлетно-посадочной полосы покрылся трещинами и зарос бурьяном.

Возрождение аэропорта

В 2007 году районный акимат, при поддержке областного, начал работу по возрождению воздушной гавани Урджара. Из районного бюджета выделили 110 миллионов тенге. Был проведен капитальный ремонт здания аэропорта, приведены в порядок все технические службы. Для очистки ВПП от бурьяна проведено несколько субботников. Урджарцы под палящим летним солнцем вручную рвали траву, но никто не жаловался, все жили надеждой, что скоро небо Урджара опять будет открыто для самолетов.

За 2007-2008 годы, в уже готовый к приему пассажирских рейсов аэропорт шесть раз прилетали, сменяя друг друга то ЯК-40, то АН-24, то АН-2. На этих рейсах прибывали различные комиссии, и рейсы объявлялись техническими пробными или контрольными. Но второго августа 2008 года долгожданное событие свершилось, состоялся первый пассажирский рейс по маршруту Усть-Каменогорск – Урджар. Выполняла его авиакомпания «SCAT». Очевидно, ощущая определенную неловкость за двухлетнюю задержку регулярных пассажирских рейсов, компания объявила первый рейс бесплатным, о чем было сообщено заранее. В новом аэропорту Урджара АН-24 приземлился точно по расписанию, из самолета вышли двенадцать счастливчиков первого рейса. Из Урджара в Усть-Каменогорск улетели тринадцать человек. Встречали и провожали всех пассажиров в аэропорту с цветами и музыкой.

Вскоре к рейсам в Усть-Каменогорск добавились полеты в Семей, в оба города урджарцы могли вылетать два раза в неделю. Они вновь стали привыкать к основательно подзабытому виду транспорта и все больше стали предпочитать комфортабельный, а главное быстрый АН-24 медленному автобусу, на котором нужно добираться десять-двенадцать часов.

Прокурорская проверка

В ряде СМИ появились сообщения, что полеты в Урджар представляют опасность для пассажиров. В Урджар с проверкой прибыл транспортный прокурор А. Колесников. В его представлении, направленном тогдашнему председателю Комитета Гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций РК М. Кубаеву, было указано на ряд серьезных упущений и нарушений инструкций и правил. Многое, о чем писал прокурор, соответствовало действительности, но были и такие факты, которые, как говорится, «притянуты за уши». Не стоило бы сейчас об этом говорить, хотя бы потому, что еще до представления прокурора был составлен план мероприятий по устранению замечаний сертификационного обследования аэропорта Урджар. В нем уже предусматривалось устранение всех тех недостатков, о которых позже написал прокурор.

Определенное недоумение вызвало появление на КТК передачи тележурналиста Максима Вечеркова. Он побывал в Урджарском аэропорту, убедился в его работоспособности, поговорил с тогдашним акимом района Бауыржаном Жанаковым и начальником аэропорта Закиром Сейфулиным. По его словам, увиденное впечатлило, и в своей передаче он обещал дать этому высокую оценку. Но в эфир пошли главным образом выдержки из прокурорского представления и несколько цитат из интервью, которые, будучи вырванными из контекста, можно было легко истолковать как проявление беспомощности руководителей.

Здравый смысл восторжествовал

К счастью, аэропорт не закрыли, он продолжал работать, набирая обороты. К рейсам в Семей и Усть-Каменогорск добавились регулярные полеты в Алматы. Сейчас в областной центр и Семей из Урджара и обратно АН-24 летает три раза в неделю и два раза в неделю – в Алматы. Но этого явно недостаточно.
Комендант аэропорта Болат Бектимиров говорит, что жизненно необходимо добавить еще не менее двух рейсов. В начале августа билеты по всем направлениям проданы до конца месяца, а желающих улететь все больше. За год через аэропорт проходят более десяти тысяч пассажиров. Этот пасажиропоток можно было бы и увеличить, если к существующим маршрутам добавить, как и раньше внутрирайонные. В первую очередь это касается возобновления полетов в Кабанбай, то есть к озеру Алаколь. Там хорошо сохранился грунтовый аэродром, принимавший самолеты АН-2. Сейчас в пик купального сезона имеет прямой смысл возродить этот маршрут. В аэропорту Урджара к этому готовы, имеются стоянки, охрана и все необходимое для обеспечения полетов. Дело за компанией, которая начнет выполнять эти рейсы. Пока ее нет, но вполне возможно, она появится, учитывая интенсивное развитие туризма на Алаколе.

На сегодняшний день можно констатировать: пассажиры есть, самолеты летают, аэропорт работает. Но так ли безоблачно небо над урджарским аэропортом.

Срочно нужны самолеты

Судя по складывающейся ситуации, будущее его весьма туманно. На сегодня ВПП позволяет принимать воздушные суда типа ЯК-40, АН-24, приземлялся здесь и АН-72. Но в авиакомпании «SCAT» нет самолетов ЯК-40, АН-24 давно физически и морально устарели. Если их «начинку», то есть двигатели, оборудование, приборы и прочее всегда можно заменить на более современные, то этого нельзя сделать с планером, то есть корпусом самолета. У него имеется определенный срок эксплуатации и после его окончания воздушное судно безоговорочно отправляется на металлолом или вечную стоянку.

У тех АН-24, что имеются в авиакомпании «SCAT» срок эксплуатации планеров подходит к концу, еще два-три года и потребуется замена авиапарка.
Компания над этим работает, у нее появились новые современные самолеты, отвечающие всем мировым стандартам. Компания согласна выполнять на них рейсы в Урджар, ели бы не одно но. Для таких самолетов размеры взлетно-посадочной полосы недостаточны.

Еще в 2010 году директор «Семейавиа» говорил об увеличении длины ВПП на 540 метров (с 1560 до 2100 метров), тогда урджарский аэропорт сможет принимать современные реактивные лайнеры. Местные и областные органы исполнительной власти это обращение проигнорировали. Сейчас самое время вернуться к этому вопросу, в противном случае угроза закрытия аэропорта станет реальной.

Авиакомпания «SCAT» планирует заменить АН-24 на GR-200 (Bombardier). Вместимость этого самолета чуть ли не вдвое больше, как и расстояние, которое он может пролететь без дозаправки. К тому же, в эксплуатации GR-200 значительно экономичнее АН-24. Единственный «недостаток» – ему требуется полоса не менее двух тысяч метров, которой в Урджаре пока нет.

Взлетная полоса тоже не помешает

Согласно предварительным расчетам, представленным АО НИПИИ «Казаэропроект», стоимость технико-экономического обоснования проекта по строительству новой полосы составит 12 млн тенге, разработка ПСД еще 45 миллионов, а общая стоимость проекта – 934,2 млн тенге. Сумма немалая, но необходимо учитывать, что его реализация даст возможность оказывать более качественные услуги пассажирам и позволит привлечь еще больший поток отдыхающих на побережье Алаколя и в санаторий «Барлык-Арасан».

ВПП конечно главная на сегодня проблема, которую нужно решать в ближайшем будущем, но есть и проблемы, которые необходимо решать незамедлительно. После ремонта здания аэропорта, в нем появилась комната матери и ребенка и зал для VIP-персон. Скоро выяснилось, что не предусмотрели накопители для пассажиров, прошедших регистрацию и ожидающих посадку. Пришлось делать его из комнаты матери и ребенка, под нее же переоборудовали зал для VIP-персон, а последних оставили без внимания. Если зимой пассажиры еще не ропщут на тесноту и неудобства накопителей, то летом им здесь совсем несладко. Ожидание посадки проходит на улице под навесом с железной крышей, она накаляется на солнце и ожидание превращается в пытку. Конечно, можно перейти в зимний накопитель, но он совсем небольшой и без кондиционера, поэтому духота там стоит неимоверная. Все это требует незамедлительного решения, но в районном бюджете нет на это средств. Нужен также терминал для приема и выдачи багажа, сейчас это делается под открытым небом. Плюс ко всему требуется автокар для доставки багажа к самолету и обратно.
***
Урджарцы гордятся тем, что их район единственный среди сельских районов Казахстана, который имеет регулярное авиасообщение с южной столицей республики и главными городами области. Поэтому они твердо верят, что ставший привычным голос диктора, объявляющего о посадке и отправлении рейсов в Алматы, Семей, Усть-Каменогорск, не перестанет звучать никогда.

Александр Шака

Урджарский район
+

Еще новости

Back to top button