Общество

Нет безнадежных детей

Благодаря работе кабинета психолого-педагогической коррекции Зайсанского района удалось устранить нарушения в развитии нескольких десятков детей. Теперь они успешно обучаются в обычных школах.

Нет безнадежных детейЕсли в семье растет ребенок с задержкой психического развития, проблемами речи или опорно-двигательного аппарата, у родителей есть два варианта его воспитания: закрыть глаза на дефекты или бросить все силы на их исправление. Большинство людей, которые идут по второму пути, становятся свидетелями замечательного прогресса. Психологи, логопеды, дефектологи, специалисты по лечебной физкультуре – это те, кто помогают чуду свершиться. Они научат держать в руках карандаш или кисть и даже поставят на ноги парализованного ребенка.

Специалистов мало, работы много

В Восточном Казахстане действует 11 коррекционных кабинетов, где занимаются с детьми, имеющими различные нарушения в развитии. Одно из этих учреждений находится в Зайсанском районе. Оно открыто в 2004 году.

Здесь трудятся восемь специалистов, на их попечении 80 детей. За одиннадцать лет из коррекционного кабинета выпущены около 40 ребят, у которых полностью исправлены нарушения в развитии. Основной контингент учреждения – дети садовского и младшего школьного возрастов.

– К нам приходят с разными видами нарушений, – рассказывает заведующая кабинетом психолого-педагогической коррекции Зайсанского района Толкын Уалынова. – Как правило, это задержка психического или речевого развития, нарушения опорно-двигательного аппарата. Также есть дети с синдромом Дауна. Подавляющему большинству требуется работа с логопедом. Поэтому наши специалисты имеют очень большую нагрузку.

В штате коррекционного кабинета два логопеда. При норме 18 человек на одного специалиста, каждый из них занимается с 40 детьми. Для успешной деятельности учащихся с одинаковыми диагнозами объединяют в группы. Пока на уроке выполняют общие задания, педагог работает индивидуально с каждым. Здесь активно применяют современные технологии. Последнее приобретение – специальная программа и соответствующее оборудование для работы с детьми с нарушениями развития речи. Новое программное оборудование значительно облегчило задачу специалистов, а также повысило заинтересованность детей в занятиях.

Через игру к выздоровлению

– Заикание, картавость, замена звуков – ребят с такими дефектами речи у нас в районе достаточно много, – говорит Толкын Уалынова. – Программа, которую мы приобрели для работы с детьми-логопатами, очень нам помогает. Она содержит упражнения для правильного дыхания, произношения звуков. Например, сейчас на экране изображен торт с горящими свечами. Ребенок должен подуть в микрофон, если правильно поставлено дыхание, то свечи удается задуть, если попытка была слабой, то они продолжают гореть. Неправильное дыхание – основная причина заикания у детей. Из-за этого они не могут внятно и разборчиво говорить. Вот почему такие упражнения очень важны в коррекционной работе. Индивидуально наши логопеды занимаются только с теми, у кого тяжелые формы заикания.

Основной вид деятельности дошкольников – игра. Именно через нее дети в возрасте от трех до шести лет познают мир. Поэтому она является неотъемлемой частью занятий. Игровые упражнения на сопоставление фигур, цветов и другие способствуют развитию логического и образного видов мышления, а вместе с ними и речи.

Если основные посетители логопедического кабинета – дошкольники и учащиеся начальных классов, то возрастной охват педагога-дефектолога значительно шире. Здесь, как правило, занимаются дети от трех до 18 лет. Развитие пространственного мышления и мелкой моторики рук, над которыми усердно работает дефектолог, также способствует прогрессу речевых умений. Об успешных результатах труда говорит выставка поделок. На стеллаже множество детских работ. Здесь лоскутные одеяльца, салфетки, связанные крючком, бумажные елочки, картины из ваты, крупы или пуговиц и многое другое, что сотворили дети своими руками из подручных материалов.

– Говорят, что дети-даунята ничего не умеют и обучению не подлежат, – говорит Толкын Уалынова. – У нас такие ребята занимаются рукоделием. И как видите, у них это неплохо получается. Благодаря чему развивается мелкая моторика рук. Мы стараемся использовать природный материал и все, что есть под руками: бумагу, вату, спички, пуговицы, даже крупы. Все идет в ход. Это очень важно в развитии ребенка. Потому что, когда развивается мелкая моторика рук, прогрессирует и речь.

На момент нашего визита в кабинете дефектолога занимались трое детей. Они старательно раскрашивали картинки красками, стараясь не выходить за контуры. Этих ребят специалисты причислили к категории проблемных. Задержка психического развития не позволила им обучаться в школе также успешно, как их сверстникам. Как поясняет руководитель коррекционного кабинета, на занятиях у этих детей закладывается основа, так называемое «умение учиться». Они вырезают, раскрашивают картинки, учатся держать ручку. К каждому ребенку здесь индивидуальный подход, внимание и забота, и не за горами то время, когда они смогут догнать своих одноклассников в развитии.

Нет безнадежных детей

– Ежегодно мы выпускаем по 5-6 полностью выздоровевших ребят, – рассказывает Толкын Уалынова. – Как правило, это логопаты, имеющие общее недоразвитие речи второго-третьего уровня. Бывают и учащиеся с множественными дефектами, имеющие задержку психического развития, речи, нарушения опорно-двигательного аппарата. С такими детьми мы можем работать годами. Ведь, чтобы лечебная физкультура дала заметный результат, требуется длительное время. В среднем ребята могут задержаться у нас на два-три года. Но бывает, что приходится расставаться с воспитанниками только потому, что их возраст вышел. Мы занимаемся с ними до 18 лет, затем они переходят в добровольное общество инвалидов. Нарушение опорно-двигательного аппарата – это самая сложная категория. И окончательно избавиться от подобной проблемы не всегда удается. Впрочем, и после операции мы продолжаем с этими детьми заниматься. С ними проводятся общеразвивающие, расслабляющие упражнения. И ребенок понемногу начинает ходить без костылей и других поддерживающих устройств. В нашей практике даже был лежачий пациент – девочка из села Каратал. У нее тяжелый диагноз – тетрапарез, когда с рождения парализованы четыре конечности. Ее приносили в коррекционный кабинет. И через три года она ушла от нас на своих ногах. Сейчас девочка наступает полной стопой на обе ноги и ходит с односторонней поддержкой. Родители благодарны за помощь. В прошлом году они переехали в Алматы, перевели ее в реабилитационный центр по месту жительства и продолжают там проходить восстанавливающий курс.

С кем из детей расставаться, а кому еще следует посещать занятия, решают члены психолого-медико-педагогической комиссии, которые приезжают сюда два раза в год. Выпуск детей после обучения в коррекционном кабинете подразумевает большую работу над исправлением нарушений в развитии.

Нужны помощь и поддержка

– За каждым специалистом коррекционного кабинета закреплено по семь-восемь детей, – говорит педагог-психолог Айнур Жумакан. – Когда мы видим, что дефекты устранены, ребенок уже может обойтись без коррекционной работы, мы готовим его к приезду комиссии. Демонстрируем их успехи, знания, умения, которые они обрели за время обучения здесь. Так сказать, защищаем кандидатуру каждого ребенка на совещании членов комиссии. Вообще у нас почти все дети обучаются в школе, а к нам приходят на коррекционные занятия после уроков. И только шесть детей не подлежат обучению. Это дети с синдромом Дауна.

Занятия проводятся в коррекционном кабинете бесплатно. Чтобы попасть сюда, достаточно заключения психолого-медико-педагогической комиссии с направлением к соответствующим специалистам. Как правило, нарушения у детей выявляются во время медосмотров. В этом вопросе работники коррекционного кабинета сотрудничают с районной больницей.

Раньше учреждение ютилось в общежитии местного училища. В прошлом году коррекционный кабинет переехал в отдельное здание. При поддержке районного акимата, оно было предоставлено организации на три года на безвозмездной основе. Новые условия гораздо лучше прежних, однако площадь здания недостаточна для работы с таким количеством детей, признаются специалисты.

– Для того чтобы организовать место для занятий лечебной физкультурой и другие кабинеты, нам требуется как минимум 150 квадратных метров, а у нас здесь всего 130, – говорит Толкын Уалынова. – Мы используем каждый уголок, все помещения, выделенные нам. Зал для занятий лечебной физкультурой находится между двумя кабинетами. По возможности мы максимально освободили этот участок от других предметов, убрали все, что имеет острые углы. Детям очень нравятся занятия. Особенно они радуются походам в бассейн. Нам необходимо больше пространства и, конечно, специалистов для работы. Просим добавить еще две ставки логопедов и ставку дефектолога, но в штате эти единицы пока не предусмотрены.

И все же, несмотря на стесненные условия и высокую нагрузку, педагоги не опускают руки. Они вкладывают душу в свою работу, благодаря чему из года в год многим детям удается справиться с различными отклонениями в развитии.

В коррекционном кабинете стараются вовлекать своих подопечных в общественную жизнь. Здесь отмечают все праздники и знаменательные даты. На концерты приглашают родителей. Выступления детей – это еще одна возможность продемонстрировать прогресс, который достигнут благодаря занятиям в этом таком важном и нужном для детей учреждении.

Гульмира Асипова

Зайсанский район

Еще новости

Back to top button