Общество

Некорректное поведение перевозчиков Семея

Аким Семея Ермак Салимов считает некорректными намерения местных пассажироперевозчиков поднять тариф в общественном транспорте до 75 тенге.

Некорректное поведение перевозчиков СемеяВ Семее не утихают страсти вокруг тарифа на проезд в общественном транспорте. Еще неделю назад на заседании рабочей комиссии принято решение рассмотреть возможность поднятия тарифа до 80 тенге. При условии, что подрядчики представят городским властям полный финансовый отчет о своих расходах. Вместо этого в автобусах, обслуживающих маршруты двух подрядных организаций, появились объявления, что с 10 ноября они намерены взимать с пассажиров… 75 тенге. Ермак Салимов оценил этот шаг пассажироперевозчиков как некорректный.

Напомним, что в начале сентября акимом Семея была назначена специальная рабочая группа, призванная провести тщательный мониторинг всей деятельности предприятий, занимающихся пассажироперевозками в городском общественном транспорте. Проверка должна была установить: обоснованны ли требования подрядчиков о поднятии тарифа с 60 до 80 тенге. Опираясь на имеющиеся документы, которые предоставили в рабочую комиссию перевозчики, члены рабочей комиссии пришли к выводу, что исполнительной власти придется согласиться с аргументами подрядчиков.

Однако Ермак Салимов не стал спешить с выводами. По его мнению, сведения, представленные предприятиями, мягко говоря, вызывают сомнения.
– Проверка показала, что по основным параметрам, из которых составляется тариф, подрядчики предоставили неполную информацию, – пояснил на совещании аким города. – Так, дефицит общегодового пробега всех перевозчиков составляет 15,6 процента или 5 млн 200 тысяч километров. То есть пассажиры недополучили качественного обслуживания, потому что автобусы сходили с линии или не доезжали до конца маршрута по разным причинам.

Также по информации главы города, комиссия не смогла установить точного количества израсходованных ГСМ, поскольку подрядчики не предоставили данных бухгалтерского учета по этой статье расходов. Таких же данные нет и по расходам на проведение ремонтных работ. Значительно разнятся цифры с общегодовым доходом всех предприятий и суммой заработной платы для водителей и кондукторов. Так, при тарифе 80 тенге перевозчики намерены затратить на фонд заработной платы только двух категорий своих работников свыше 1 млрд 740 тысяч тенге в год. И при этом указывают, что будут зарабатывать за этот период не более 940 млн тенге. Потому что, по данным перевозчиков, они обслуживают за год около 29 млн пассажиров. При этом, по расчетным данным, эта цифра должна составлять порядка 92 млн человек.

– Неужели вы намерены выплачивать зарплату водителям и кондукторам из собственного кармана, ведь разница между общим доходом и статьей расходов предприятий составит более 800 млн тенге?! – недоуменно спрашивает градоначальник.

Члены рабочей группы не поленились провести анализ цен на ГСМ в разрезе трех последних лет. Так, с 2013 по 2015 годы (до начала корректировки тенге по отношению к доллару) цена на АИ-80 неизменно составляла 89 тенге за литр. Этим видом топлива заправляют 20 процентов от общего количества общественного транспорта в Семее. Остальные 80 процентов работают на дизельном топливе. Его цена в 2013 году колебалась от 94 до 102 тенге за литр, в 2014 году – от 102 до 115 тенге, в текущем году составляла 107 тенге. Сейчас дизельное топливо в Семее стоит 99 тенге за литр. То есть оснований для поднятия тарифа по статье повышения стоимости ГСМ на рынке просто нет. А это одна из самых больших статей в расходной части пассажироперевозчиков.

– Исполнительная власть намерена навести порядок в работе предприятий общественного транспорта, – поставил в известность руководителей подрядных организаций Ермак Салимов. – Для этих целей мы привлекаем к мониторингу профессионалов своего дела. НИИ транспорта, расположенного в Алматы, предоставит нам квалифицированных специалистов, которые проведут грамотный анализ работы каждого предприятия по всем параметрам. Это внесет существенные коррективы в организацию работы всей отрасли общественного транспорта в городе. Уже на текущей неделе они приступят к работе по учету доходов перевозчиков.

– Ни один счетчик (контролер) не зайдет в мои автобусы! – безапелляционно заявил директор ТОО «Азия Комби» Владимир Филичкин. – Никто не имеет права считать мои доходы. Даже государство не позволяет себе подобное, довольствуясь разными методами налогообложения. Мы предоставили рабочей группе все расчеты, сделанные на основе специальной методики, одобренной Правительством Казахстана. Иных расчетов у нас нет и не будет.

Градоначальник согласен с перевозчиками, что методика расчетов тарифообразования, безусловна, важна. Но как и всякий типовой документ, она требует корректировки с учетом реальной ситуации на рынке. Как раз для проведения корректировки и требуются данные по расходной и доходной частям предприятий. Если аргументы, предоставленные подрядчиками о необходимости повышения тарифа, подтвердятся финансовыми документами, то акимат готов утвердить новый тариф. Однако перевозчики категорически отказываются предоставить чиновникам эти сведения.

– У нас просто нет данных по расходам, – аргументировал отказ директор ТОО «Семавтопарк» Сергей Должиков. – Потому что на маршрутах, в основном, работают индивидуальные предприниматели, которые никогда не ведут четкий учет своих расходов и не собирают товарные и фискальные чеки на заправку, приобретение запчастей и замену резины.

Заместитель прокурора Семея Марат Турабаев не преминул заметить, что подобная схема работы предприятий, занимающихся пассажироперевозками, – привлечение к обслуживанию маршрутов индивидуальных предпринимателей, вызывает у правоохранительных органов множество вопросов. По словам Марата Турабаева, на днях прокуратура города передала представление в управление государственными доходами Семея о законности подобной схемы по выполнению тендерных обязательств со стороны подрядчиков. В ближайшее время этот вопрос будет тщательно изучен налоговыми органами Семея.

Надо отметить, что местная исполнительная власть намерена удовлетворить целый ряд требований по ремонту дорожного полотна, которые неоднократно предъявляли перевозчики. По словам градоначальника, уже в текущем году отремонтированы 14 километров дорог на улицах Семея. В прошлом году замена асфальтового покрытия произведена только на четырех километрах дорог. И эту работу городские власти намерены продолжить. Пользуясь тем, что с будущего года все доходы города будут оставаться в городской казне, администраторы программ намерены перераспределить финансирование некоторых проектов и программ для укрупнения расходов на ремонт дорог. В первую очередь, дорожное полотно меняется или ремонтируется на тех улицах, где функционирует работа общественного транспорта.

Кроме того, с начала 2016 года изменится работа центра пассажирскими перевозками. Из средств местного бюджета на его оснащение современным оборудованием будут выделяться достаточные средства. Это позволит проводить ежедневный мониторинг работы общественного транспорта в режиме реального времени, выявляя все несанкционированные сходы с маршрута и иные нарушения договорных обязательств.

– На мой взгляд, пока рано говорить о законности или незаконности поднятия тарифа в общественном транспорте, – дал свою оценку ситуации Марат Турабаев. – Слишком много еще остается «белых» пятен в документации предприятий. Необходимо тщательно проанализировать и изучить каждую отдельную позицию в рамках правового поля. Для этого существуют рабочие комиссии и группы, процедуры медиации и выработка дополнительных соглашений. Однако если эти шаги не удовлетворят обе стороны, то точку в этой ситуации может поставить только суд.

Екатерина Гуляева

Семей

Еще новости

Back to top button