Не в радость одинокая старость
«Старость достойна уважения» – заявлял итальянский гуманист эпохи Возрождения Франческо Петрарка. Возможно, это было необходимостью того времени. По прошествии более 600 лет мы наблюдаем, как старики коротают свои годы в домах престарелых. И это при живых, здоровых детях…
По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2000 году в мире насчитывалось 600 миллионов человек в возрасте старше 60 лет. По прогнозам этой организации, к 2025 году их количество достигнет 1 млрд 200 тыс. человек, в 2050 году составит 2 млрд. А сколько из них будут доживать в государственных учреждениях, созданных специально для одиноких стариков?
Во времена «застоя» Амангельды-ага пользовался уважением у односельчан. Он работал в Катон-Карагайском районе. Занимал хорошую должность. В то время когда у одних не было хлеба, его семья жила в достатке – дастархан полон дефицитных деликатесов и фруктов. Дети никогда ни в чем не нуждались.
– Честно говоря, мы по-хорошему завидовали этому человеку, – вспоминают соседи. ¬– Кто бы мог подумать, что судьба примерного семьянина в одночасье изменится?
В 2000 году Амангельды-ага с супругой, сыном и дочерью переехали в Усть-Каменогорск. Через год глава семейства попал в аварию. Его парализовало. В результате, в 58 лет он оказался в медико-социальном учреждении для престарелых и инвалидов общего типа. Его увезли туда просто как ненужную вещь. Остается только догадываться, какая боль и обида поселилась в душе у мужчины. Чувство «ненужности», отчужденности и постоянные переживания внесли свою лепту в его общее физическое состояние. В 60 лет он умер от ишемической болезни сердца. Умер в полном одиночестве…. Узнав об этой истории, мне захотелось задать десятки, сотни вопросов его родным и близким, в частности, жене и детям.
– Неужели ваш муж и отец не заслужил достойной старости? Почему вы отказались от родного человека в столь трудное для него время? Для чего тогда вообще нужны родственники?
¬– Вы многого не знаете о нашей семье, ¬– сухо и холодно донеслось с другого конца телефонного провода. – И пусть наша жизнь и судьба вас более не интересуют.
Со мной разговаривала дочь Амангельды-ага. Сказав последнее слово, она отключила телефон, а я так и застыла в полном оцепенении.
– Чужая семья – потемки, – вспоминает мудрые слова кандидат психологических наук, ассоциированный профессор кафедры психологии и коррекционной педагогики ВКГУ им. С. Аманжолова Сергей Ковалев, – и у каждой из них есть свои причины на те или иные поступки. Бывает, что в дом престарелых и инвалидов отдают из-за финансовой нужды. Есть люди, которые просто безразличны по отношению к родным и окружающим. В Европе, например, старики, дабы не быть обузой и обременением близким, сами настаивают на том, чтобы их направили в такие учреждения. Если говорить о моральной стороне вопроса, то, по-моему, – это расплата за «благие» деяния при жизни. Дети, выросшие в любви, ласке и постоянном внимании, никогда не оставят родителей в одинокой старости.
Испокон веков казахские семьи отличались особым гостеприимством и взаимоуважением. В юртах, полных детей и взрослых, всегда находилось место одинокому человеку или сироте. Сегодня же, к общему сожалению, в некоторых семьях нет уголка для престарелого отца или матери. В Восточном Казахстане более тысячи людей преклонного возраста вынуждены проводить остаток жизни в доме престарелых. И цифра эта из года, по словам специалистов, растет.
– Ежегодно к нам поступает по 60 человек, – говорит руководитель Зевакинского медико-социального учреждения для престарелых и инвалидов общего типа Ирина Кожевникова. – Сегодня под нашей опекой 305 пенсионеров. Самое страшное – у всех «отказников» есть дети.
По словам сотрудницы дома престарелых села Самарское Кокпектинского района Адишы Садыковой, число их подопечных каждый год растет.
– Мы пытаемся дать им все необходимое, но для них нет никого роднее, чем близкие люди, – добавила она.
На сегодняшний день в Восточном Казахстане работают восемь государственных медико-социальных учреждений для престарелых и инвалидов в общей сложности на 1165 мест и четыре частных дома милосердия.
– Одно учреждение расположено в селе Тарханка Глубоковского района, два – в Парыгино, еще одно – в Соловьево Зыряновского района. И каждое рассчитано на 30-50 мест, – сказал во время прямой линии заместитель руководителя областного управления координации занятости и социальных программ Асхат Садиров. – Чтобы попасть в них, пенсионер заключает договор с частным МСУ, в котором предусмотрено отчисление части пенсии на его содержание в доме-интернате. Частные учреждения также, как и государственные, оказывают необходимые медицинские и социальные услуги.
Распорядок дня и условия пребывания во всех домах престарелых практически одинаковы. Подъем – в восемь, отбой – в десять. Четырехразовое питание. Баня – раз в десять дней. В течение дня можно принимать посетителей в гостевой комнате, брать отпуск и покидать учреждение на срок до трех месяцев в год. Практически в каждом интернате есть актовый зал, прачечная, библиотека, мастерская, где можно заниматься любимым делом, есть бытовая комната с холодильником, где можно выпить чаю или перекусить в перерывах между делами, физиокабинет или комната лечебной физкультуры, помещение для просмотра телевизора. Интернат села Бородулиха на 105 мест имеет мусульманское и христианское молельные помещения, кинозал и кабельное телевидение. Кстати, подопечных обеспечивают постельным бельем и полотенцами. Одежду и обувь пенсионеры приобретают за свой счет. Отличаются эти заведения только степенью комфорта и количеством персонала.
По комнатам постояльцы размещаются, с учетом пола, возраста и психологической совместимости, по два, три или четыре человека. Семейным парам предоставляется отдельное жилое помещение.
По словам Асхата Садирова, согласно концепции социального развития страны до 2020 года, предусмотрено расширение сети медико-социальных учреждений, работающих на условиях государственно-частного партнерства, что предполагает сокращение расходов бюджета и улучшение условий проживания подопечных. Значит ли это, что вместе с количеством МСУ одновременно возрастет число их пациентов? И как, наконец, бороться с человеческим равнодушием и эгоизмом?
Ученые, психотерапевты предлагают единственно верный выход – проводить активную психологическую работу с близкими и родными оказавшегося в доме-интернате.
В прошлом году парламентарии официально предложили расширить понятие «алименты» и ввести дополнительный социальный налог для непутевых сыновей и дочерей.
– Если в домах престарелых содержатся пожилые люди, у которых есть близкие родственники, то почему государство должно расплачиваться за их равнодушие? – задалась вопросом председатель комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента РК Дарига Назарбаева. – Я полагаю, что нужно ввести алименты на всю ближайшую родню по крови, чтобы она оплачивала содержание своего ветерана в доме престарелых.
Таким образом, парламентарии уверены, что данный подход решит сразу две проблемы: во-первых, в приютах можно будет улучшить материально-техническую базу и разнообразить досуг пенсионеров, а во-вторых, желающих отправить родителей в такие пансионаты станет значительно меньше. На сегодняшний день это предложение пока не реализовано. Возможно, что для его внедрения потребуются годы. Как быть в настоящее время? Просто обществу необходимо вернуть ценности семьи и долга перед близкими. Тогда, возможно, обделенных судьбой стариков станет намного меньше. Ведь не зря с давних пор старость символизировала переход на качественно новый, благодатный, социально значимый и престижный этап жизни. Тогда под старостью подразумевалось не только физиологическое, но и духовно-нравственное состояние человека. Старые люди ассоциировались в обществе с элитой, носителями мудрости, были окружены уважением и почетом.
В преддверии международного Дня пожилого человека хочется сказать: оглянитесь вокруг и не обделите вниманием, заботой тех, кто в этом больше всего нуждается.