Резонанс

Не дайте нам замёрзнуть!

Жители Риддера требуют наказать руководство ТЭЦ, оставившее город без тепла

Не успел начаться отопительный сезон, Риддерская ТЭЦ уже преподнесла потребителям ряд неприятных сюрпризов. 24 октября из-за аварийного отключения котла № 3 жители города почти на сутки остались без тепла и горячей воды. Горожане пережидают холода и опасаются, что подобное может повториться зимой.

АО «Риддер ТЭЦ», обеспечивающее теплом 90% жителей города, в последние годы часто оказывается в центре скандалов. Важнейшее коммунальное предприятие Риддера находится в частных руках и существует как обычный бизнес-проект. Государство не вправе вмешиваться в его работу. Однако происходящие события привели к тому, что власти области больше не могли позволить пустить работу ТЭЦ на самотек. С прошлого года акиму Восточно-Казахстанской области Даниалу Ахметову приходится держать руку на пульсе, лично отслеживая готовность теплостанции к отопительному сезону.

Игра в монополию

Впервые предприятие было введено в эксплуатацию в 1956 году. С 1997 года АО «Риддер ТЭЦ» принадлежало американской компании, а в 2018-м его выкупили нынешние владельцы – компания «GREEN ENERGY Q».

Не секрет, что за много лет оборудование на станции износилось и требовало тотальной модернизации, которую собственники постоянно оттягивали. Как итог, страсти вокруг ТЭЦ стали накаляться. А провести необходимый ремонт удалось только в 2022 году после вмешательства областного акимата и лично Даниала Ахметова.

При этом руководство ТЭЦ повело себя достаточно жёстко в отношении своего самого крупного потребителя – горно-металлургических подразделений «Казцинка».

Как утверждает администрация «Казцинка», практически с первых же дней работы ТЭЦ её новое руководство стало злоупотреблять своим положением монополиста. Пользуясь отсутствием перспектив и выбора поставщика пара, АО «Риддер ТЭЦ» ещё в 2018 году предложило своим потребителям… оплатить модернизацию турбогенератора. Якобы эти затраты потом будут списаны в счёт потребления тепла на последующие семь лет. На тот момент речь шла о сумме 5,5 млрд тенге. При этом, по расчетам потребителя, указанная сумма аванса в 1,5 раза превышала действующий на тот момент тариф. Конечно, «Казцинк» от подобного предложения отказался. В ответ ТЭЦ просто отключила своего основного потребителя от тепла и пара. И только после решения суда предприятие снова получило доступ к услугам, понеся при этом колоссальные убытки, да ещё и оплатив дополнительные услуги, счёт за которые выставила ТЭЦ.

Именно тогда «Казцинк» принял решение отказаться от услуг ТЭЦ и построить собственный теплоисточник, чтобы производственный процесс не зависел от ненадёжных поставщиков. Вот так АО «Риддер ТЭЦ» в прошлом году лишилось своего основного потребителя, а значит, и львиной доли доходов от реализации тепловой энергии.

Рядовые же потребители – жильцы многоквартирных и частных домов, подключенных к центральному теплоснабжению, – стали жаловаться на чуть тёплые радиаторы и холодную воду в кране с горячей водой. Из сезона в сезон история повторялась, а предприятие перекладывало ответственность на самих жителей.

В 2021 году 90 сотрудников ТЭЦ подписали коллективное письмо. В нём указали недовольство «политикой финансового, технического и организационного управления, которое предоставляет руководство АО «Риддер ТЭЦ». Обращение адресовали ряду госструктур, среди которых – Генеральная прокуратура и Министерство энергетики. Авторы обращения утверждают, что до прихода нового руководства на предприятии царил порядок, зарплата соответствовала реалиям дня и трудозатратам. С новыми же собственниками не вносится вклад в развитие теплоэлектроцентрали, не производится капитальный ремонт, увольняется высококвалифицированный персонал, а труд действующих сотрудников обесценивается. В дирекции тогда прокомментировали, что письмо не видели и не уверены, что оно существует.

Ресурсы на пределе

Минувшей зимой на ТЭЦ произошла авария. Аким Восточно-Казахстанской области Даниал Ахметов лично выезжал в Риддер для стабилизации ситуации. Глава региона проводил выездные совещания и сделал вывод, что в компании не до конца осознают масштаб проблем и не понимают, как их решать. Чтобы не допустить повторения ситуации, в мае 2022 года глава региона обратился к Правительству РК с просьбой направить в Риддер республиканскую комиссию для внеплановой проверки местной ТЭЦ.

– На Риддерской ТЭЦ была одна авария, два отказа I степени и 454 случая отказа II степени, из них 532 – на электросетях, – сказал Даниал Ахметов. – Тогда у нас работала республиканская комиссия. Просим провести внеочередную проверку. На Риддерской ТЭЦ имеется шесть котлов. Я сам провёл три совещания по этой ТЭЦ. В настоящее время положение у инвестора затруднительное, он не знает, с чего начать работы и как их провести. Мы не знаем, сколько будет выделено финансирования. Поэтому у меня есть только один вопрос – в срочном порядке необходима внеочередная проверка республиканской комиссии.

Министерство энергетики РК провело профилактическую проверку и выявило 70 нарушений требований нормативных правовых актов по эксплуатации энергетического оборудования со сроками их устранения до конца этого года. Кроме того, не был получен паспорт готовности к работе в осенне-зимних условиях. Основное оборудование было признано изношенным и подлежало капитальному ремонту.

Чтобы дать возможность предприятию подготовиться к зиме, Даниал Ахметов поручил всем бюджетным организациям внести предоплату за отопление и таким образом обеспечить ТЭЦ финансами для проведения ремонта. В августе на совещании в областном акимате руководство ТЭЦ заверило, что часть турбин и теплотрассы уже отремонтирована, активно поставляется уголь. Казалось, что работа теплоэлектроцентрали налаживается и можно с уверенностью встречать наступление холодов.

Новый отопительный сезон настал, и в социальных сетях снова стали появляться сообщения о холодных батареях и отсутствии горячей воды. А 24 октября на ТЭЦ и вовсе произошла нештатная ситуация – остановились котлы. Аким ВКО Даниал Ахметов сообщил, что руководство теплоэлектростанции не проконтролировало качество мазута. Оказалось, он был разбавлен водой, отчего весь город остался без тепла.

– Экстренно под моим руководством создан оперативный штаб, – отметил Даниал Ахметов, сообщив о случившемся на своих официальных страницах в социальных сетях.

Чтобы возобновить работу теплостанции, областному акимату пришлось задействовать другие предприятия региона. Из хранилищ ТОО «Казцинк» в Риддер направили 60 тонн мазута. Ещё около 120 тонн доставили с Усть-Каменогорской ТЭЦ.

Однако 31 октября на «Риддер ТЭЦ» вновь произошла внештатная ситуация – вышел из строя котёл высокого давления. В домах стали остывать радиаторы. Люди вновь забили тревогу. Узнать достоверную информацию у руководства теплостанции не представилось возможным. На связь руководство ТЭЦ не выходит.

Спустя сутки из достоверных источников стало известно, что авария устранена, идёт растопка котла, а это займет 4-5 часов. И теплоснабжение будет восстановлено.

Тем не менее, жители города не без оснований опасаются, что подобное может повториться и в морозы. Деятельность руководства ТЭЦ риддерцы назвали саботажем и обратились к главе региона с просьбой призвать частника к ответу.

По ходатайству акимата области прокуратура ВКО начала расследование по факту халатности руководства Риддерской ТЭЦ. Ведь ситуацию на важном стратегическом объекте опасно оставлять без надлежащего контроля.

Насима Халелова

Еще новости

Back to top button