Не бойтесь сделать первый шаг…

В Семее за круглым столом обсудили проблемы реализации новой программы развития образования на 2016-2019 годы. Актуальность этому вопросу придает то обстоятельство, что именно в Восточно-Казахстанской области уже с нового учебного года первоклассники начнут работать по пилотной программе 12-летнего обучения с внедрением полиязычия.
Как отметила руководитель отдела образования Семея Наталия Фесенко, в текущем учебном году образовательная система подверглась новому этапу реформирования, направленному на повышение конкурентоспособности казахстанских школьников на международном уровне.
Кроме того, в среднем образовательном звене вновь предусмотрено введение обязательной школьной формы, утверждены критерии оценки знаний учащихся, рассматриваются новые правила для отмены школьных занятий по неблагоприятным метеоусловиям.
– Данная государственная программа – это новый этап в реализации Плана нации «100 конкретных шагов», – считает заместитель акима Семея Надежда Шарова. – Именно поэтому в новых условиях работы предъявляются жесткие требования к учителям и учащимся.
Как справедливо заметила Наталия Фесенко, в социальных сетях сегодня активно обсуждается вопрос внедрения трехъязычия в средних школах. Недостаток информации порождает сомнения и тревоги.
По словам заместителя руководителя городского отдела образования Натальи Тегай, никто не говорит о том, что трехъязычие придет в среднюю школу сразу же с 1 сентября. Этот непростой процесс разбит на несколько этапов, охватывающих не один учебный год. По правилам нового государственного стандарта образования РК, с 1 сентября 2016 года, начнут заниматься исключительно первоклассники.
– В школе упраздняется понятие предшколы или нулевого класса, – подчеркнула Наталья Тегай. – Теперь дети пойдут сразу в первый класс, где начнут осваивать программу предшкольной подготовки. Учиться они уже будут 12 лет. В начальной школе (1-4 классы) в школьной программе увеличится количество часов английского, казахского и русского языков.
Что касается среднего звена, то, начиная с 2017-2018 учебного года, с 5-го класса планируется поэтапно внедрять систему трехязычного образования. Для разработки учебных программ используется опыт 33-х школ для одаренных детей, 20-ти Назарбаев Интеллектуальных школ и 30-ти казахско-турецких лицеев, где полиязычие используется в учебном процессе на протяжении многих лет.
Занятия на английском языке будут вестись в старших классах по четырем предметам: информатике, биологии, химии и физике. Заниматься школьники будут по учебникам на английском языке, адаптированных для казахстанских школ.
Никто не ожидает, что к пятому классу каждый школьник овладеет английским, русским и казахским языками настолько, чтобы изучать сложнейшие науки, используя эти языки. Поэтому в системе образования будут создаваться все условия для успешного овладения языками с самого раннего возраста. Уже к 2019 году около 70 процентов дошкольных учреждений перейдут на трехязычное образование. В начальной школе увеличится количество часов для обучения всем трем языкам. С пятого класса школьники начнут посещать летние языковые школы, будут открываться классы с английским языком обучения. Планируется, что к 2019 году в Казахстане количество полиязычных школ достигнет 700.
В настоящее время все усилия направлены на переподготовку педагогических кадров. В первую очередь ее проходят учителя начальных классов. А также те предметники, которые преподают первоклассникам изобразительное искусство, музыку, технологию, английский и казахский языки, физическую культуру.
Параллельно курсы переподготовки проходят учителя английского и казахского языков. И только потом – учителя физики, химии, биологии, информатики, географии, истории Казахстана, которым предстоит обучать детей своему предмету на английском или казахском языках.
Следующим этапом реализации пилотной программы станет обеспечение учебниками и учебно-методическими материалами (на соответствующем языке обучения) всех без исключения школ.
– Проблему подготовки кадров планируется решить за счет привлечения выпускников программы «Болашак», студентов педагогических вузов и колледжей, получивших образование на английском языке. Кроме того, каждый работающий учитель будет проходить обязательные курсы повышения квалификации, особенно учителя предметов естественно-математического цикла, – говорит Наталья Тегай.
По мнению Наталии Фесенко, в перспективе, когда полиязычие станет широко распространенным, в системе среднего образования Казахстана исчезнет понятие «школы с русским и казахским языками обучения». Будут просто средние учебные заведения, в которых все языки будут изучаться в равной степени.
Своим опытом в реализации трехязычия в образовательном процессе поделились директора некоторых школ Семея. Так, по словам директора гимназии № 6 Майры Ахметовой, гимназисты уже 20 лет успешно овладевают английским и казахским языками. Секрет – в системном подходе. Уже с первого класса школьники посещают спецкурс по английскому языку. В гимназии организована подготовка школьников к сдаче международного экзамена по английскому языку. Кроме того, на уроках математики, физики, химии, биологии, информатики с 7-го класса постепенно вводится терминология на английском языке.
– Опыт работы в этом направлении показал, что дети к выпуску из гимназии успешно овладевают английским языком. Это позволяет им без особых проблем поступать в Назарбаев Университет. Кроме того, около 40 выпускников гимназии № 6 стали участниками программы «Болашак», – отметила Майра Ахметова.
Несколько по-иному подошли к внедрению полиязычия в школе-лицее № 38. По словам его директора Гулнар Оразбековой, здесь также проводят спецкурсы по английскому языку для учеников начальных классов. А с пятого класса вводят в учебный процесс терминологию на английском языке по географии, биологии, математике и целому ряду других предметов.
– Видя, что трехъязычие стало реальностью, а не далекой перспективой, мы в нашей школе в текущем учебном году организовали факультативные курсы для педагогов-предметников, которые ведут учителя английского и казахского языков, – говорит Гулнар Оразбекова. – То есть друг другу помогаем как можно быстрее овладеть английским и казахским языками, чтобы быть готовыми вести на них уроки.
Надо сказать, что не только внедрение трехъязычия в скором времени ожидает казахстанских школьников, но и новая система оценки их знаний. По информации Натальи Тегай, в рамках государственной программы развития образования утверждены новые критерии оценки знаний учащихся по языковым и неязыковым предметам.
По языковым предметам будут оцениваться аудирование, устный рассказ, чтение и письмо. По неязыковым дисциплинам – знания, понимание, применение, анализ, синтез и усвоение материала.
– Критерии оценки знаний учащихся также будут вводиться в учебный процесс поэтапно, – подчеркнула Наталья Тегай. – С 2017 учебного года они станут обязательными для учащихся первых классов. С 2018 – для школьников вторых, пятых и седьмых классов. В 2019 году к ним присоединятся ученики 4-х, 9-х, 11-х и 12-х классов.
Несмотря на то, что приказ о введении в средних общеобразовательных школах обязательной школьной формы издан еще в начале текущего учебного года, страсти по этому поводу не стихают до сих пор. И Семей в этом отношении не исключение.
Дело в том, что до конца нынешнего года каждая школа должна определиться с выбором школьной формы, чтобы дать возможность родителям за лето приобрести школьный комплект.
Кстати, специально для того, чтобы школы могли «вживую» увидеть образцы школьной формы, перед началом работы круглого стола во Дворце творчества детей и молодежи была организована выставка семейских товаропроизводителей, специализирующихся на выпуске товаров легкой и обувной промышленности.
– Выбор школьной формы должен быть сделан только после консультаций с представителями администрации, родительского и попечительского советов школы, – пояснила Наталия Фесенко. – При этом школа определяет только фасон, цвет и логотип школьной формы. А вот выбор производителя уже за каждым родителем. Сегодня директора школ подписали письмо о запрете всевозможных сборов и навязывании определенных производителей школьной формы. Кроме того, вполне допустимо не приобретать весь школьный комплект. Если семья испытывает материальные трудности, ребенку достаточно иметь галстук и жилет с логотипом. Однако цвет юбки или брюк должен соответствовать тому, что был утвержден в данной школе.
Айнур Аргынбекова, профессор, председатель Семейского филиала Ассоциации деловых женщин Казахстана, депутат городского маслихата:
– У меня ребенок с первого класса учится в Назарбаев Интеллектуальной школе. Сейчас уже оканчивает 12-й класс. То есть прошел все ступени новой образовательной программы, которую будут внедрять в средних общеобразовательных школах. И я вижу великолепные результаты. Сын в совершенстве владеет тремя языками.
Искренне рада, что государство дает возможность получить качественное образование всем детям Казахстана. Уважаемые родители, не переживайте за своих детей. Они все усвоят. Главное, это ваша помощь и поддержка. Если вы сами негативно будете относиться к реформам в образовании, то и ваши дети не воспримут материал.
Зульфия Жамалтдинова, заместитель председателя городского филиала партии «Нұр Отан»:
– Мы по праву гордимся тем, что Казахстан выходит на качественно новый уровень. Это значит, что казахстанское общество должно поменять свои взгляды и в образовании. Мы должны помнить о тех целях, которые ставим перед собой, своими детьми, своей страной. Их мы сможем достичь, если молодое поколение казахстанцев будет свободно говорить на трех языках.
Ну а если школьник не справляется с программой старших классов на трех языках, он может выбрать себе рабочую профессию. Но сегодняшние реалии таковы, что даже слесарь или сварщик, доярка или швея должны знать хотя бы основы английского языка. Ведь инструкции для эксплуатации современного оборудования чаще всего пишутся на этом языке.
Сегодня, стоя на пороге больших перемен, родителям не стоит бояться сделать первый шаг. Я думаю, что на этом этапе необходимо усилить разъяснительную работу с родительской общественностью о тех преимуществах, которые дает их детям новая государственная программа образования.
Семей