Насколько прибылен сельчанину туризм?

Катон-Карагайский район издавна привлекателен своими пантолечебницами и санаториями. Но в последнее время, как утверждают специалисты, наблюдается тенденция к росту популярности экологического и сельского туризма. Очевиден интерес туристов и к познанию культурных ценностей, обычаев местного населения и жизни дикой природы. Какие же блага несет развитие этой отрасли самим жителям деревень катон-карагайской глубинки?
«Сегодня наша страна обладает уникальной возможностью развивать все виды туризма – культурно-познавательный, оздоровительный, экологический, экстремальный, спортивный и другие», – сказал Президент страны Нурсултан Назарбаев несколько лет назад на открытии 18 сессии Генассамблеи Всемирной туристической организации.
Для Катон-Карагайского района с его природными богатствами это особенно актуально. Здесь туризм может и должен стать «локомотивом», который потянет за собой развитие всех других отраслей народного хозяйства. Ведь турист не просто отдыхающий, он – потребитель товаров и услуг, которые может предложить ему местное население, начиная от экологически безопасных, полезных для здоровья продуктов питания и кончая сувенирной продукцией. Проще говоря, турист везет в район деньги.
По информации отдела предпринимательства и туризма, в районе функционируют и предоставляют свои услуги два санатория – «Рахмановские ключи» и «Нур Булак», 12 пантолечебниц, 17 гостиниц и гостевых домов, 12 кафе, четыре ресторана, 19 объектов бытового обслуживания населения, девять автозаправочных станций.
К слову, в этом году в рамках анализа текущего состояния объектов придорожного сервиса компанией «Parasat Consulting» были обследованы придорожные кафе, гостиницы, парковки, кемпинги, места отдыха и прочие объекты на автодорогах общего пользования, республиканских автотрассах и местных автодорогах, имеющих значимость для передвижения туристов. Объекты изучались на предмет соответствия НС РК 2476-2014, оценивалось их общее архитектурное, санитарное состояние и расположение в соответствии с утвержденными схемами.
В последние годы большое распространение получает культурно-познавательный туризм. Ежегодно тысячи туристов посещают объекты исторического и культурного наследия, такие как Государственный историко-культурный музей-заповедник «Берель», получивший в научных кругах название «Царская долина», считающийся сакральным местом на географической карте Казахстана.
Кстати, таковыми в районе являются и гора Белуха, венчающая на высоте 4509 метров над уровнем моря Алтайскую горную систему, и объект поклонения поломников-рериховцев «Кіндік тас» (Камень Рериха, сидя на котором, по поверью, Николай Рерих писал картину священной горы Белухи), а также два уникальных озера – Рахмановское и Равновесия.
По официальным данным, за 2016 год район посетило 5682 туриста. Нынче только за первое полугодие эта цифра составила 4688, что на 28 процентов превысило показатель аналогичного периода прошлого года. Думается, что эти статданные можно считать условными, ведь на самом деле приезжающих в район в разы больше. Просто большинство из них – а это наши казахстанцы – не регистрируется как субъекты туризма. Так сказать, «неорганизованный контингент».
– Увеличение числа туристов мы связываем не только с возрастающей из года в год привлекательностью нашего района, но и с проведением крупных мероприятий международного уровня, – говорит исполняющий обязанности руководителя отдела предпринимательства и туризма Эльдар Медиев. – Немало было у нас туристов-иностранцев из числа посетителей «ЭКСПО-2017», многих привлекли также новые археологические открытия Берельского некрополя, прошедший на территории района Международный туристско-спортивный фестиваль «Большой Алтай». По поручению акима области начата реализация пилотного проекта «Золотой Алтай – богатство для развития региона» и утверждена «Дорожная карта развития сельского туризма». Только нынче в рамках этого проекта было оборудовано и открыто семь гостевых домов. Также реализован проект при благотворительной поддержке Фонда Первого Президента РК – Лидера нации «Золотой Алтай ждет юных туристов», имевший целью организацию пилотного инклюзивного тура для детей и молодежи по территории Катон-Карагайского района ВКО.
Как сообщили в отделе предпринимательства и туризма, местными специалистами по примеру коллег из Зыряновского района разрабатывается интернет-карта Googlе, в которой будут отмечены все действующие в районе туристические маршруты, придорожные кафе, гостиницы, пантолечебницы и другие значимые объекты.
Большую роль в дальнейшем развитии туризма сыграл проведенный в марте текущего года инвестиционный форум, на который съехались состоятельные земляки со всего Казахстана. На нем в рамках акции «Туған жерге тағзым» («Поклонись родной земле») было заключено 52 меморандума на общую сумму 1 млрд 380 миллионов тенге. Многие из бизнес-проектов можно отнести к сфере туризма. Один из них – по строительству школы-музея Абдикерима в селе Шынгыстае – был реализован известным бизнесменом и меценатом, депутатом областного маслихата Лукбеком Тумашиновым. Открытие этого объекта также привлекло сотни туристов, причем не только из разных регионов Казахстана, но и из ближнего и дальнего зарубежья. Работа по реализации таких проектов продолжается.
Естественно, продолжают набирать популярность и такие заповедные, красивейшие места, как водопад Коккольский, озера Язевое и Арасан, термальные источники санатория «Рахмановские ключи», законсервированный высокогорный рудник Кокколь, староавстрийская дорога, и другие. Для посещения подобных мест в Катон-Карагайском государственном национальном природном парке разработано 13 туристических маршрутов. Это самый большой по площади парк в Казахстане, его площадь составляет 643 477 гектаров.
По поручению акима района Ахметкали Нургожина определено место придорожной торговли в Белкарагайском сельском округе на повороте к селу Согорному, где проводятся ярмарки по продаже туристам сувениров, а также меда, кумыса и другой продукции, охотно покупаемой гостями района. В Катон-Карагайском нацпарке также функционирует цех по выпуску сувенирной продукции.
– Нами постоянно обновляется веб-сайт, на котором размещена вся информация о пантолечебницах, санаториях и гостевых домах с указанием адресов, номеров контактных телефонов и тарифов по оказываемым услугам, – продолжает Эльдар Медиев. – Данная информация также размещена на сайте акима района. В Катон-Карагайском национальном парке существует аналогичный веб-сайт, где можно найти любую информацию по туристическим объектам ГНПП. Также в этом году было установлено два информационных стенда туристической тематики (карта с выделенными туристическими объектами и стенд с контактными данными туристических объектов) на Васильевской паромной переправе.
К слову, территория переправы к началу навигационного сезона была благоустроена при долевом участии бизнесмена Жанибека Елеусизова, что также явилось одним из примеров реализации проектов по меморандумам вышеупомянутого инвест-форума. Здесь заасфальтирована площадка для стоянки транспорта и пешеходные дорожки, построены беседка со столами и скамейками для отдыха путников, туалет из силикатного кирпича, малая архитектурная форма в виде символа Катон-Карагая – марала, установлены мангал, урны и контейнеры для мусора.
Все это, конечно, здорово. Однако можно вкладывать в развитие этой сферы громадные деньги, но не иметь достаточной прибыли. Ведь на сегодня туристический сезон для Катон-Карагайского района ограничивается лишь тремя летними месяцами в году, к тому же здесь в основном используются только факторы пассивного отдыха в природно-климатических условиях июня-августа. Если этот подход в организации туризма не поменять, привлечь дополнительных туристов в район будет непросто.
Долгосрочным потребителем интереснейшего культурно-познавательного отдыха перспективного массового туриста может сделать сельский туризм, предполагающий именно активный образ жизни в местах отдыха. И это в районе уже начинают понимать.
В развитии сельского туризма большую роль стали играть обычные гостевые домики, где отдыхающие могут не только любоваться красотами окружающей природы, но и изучать быт сельчан, местные обычаи и обряды, пользоваться услугами хозяев по ознакомлению и участию в обычной деревенской жизни. Например, готовить всеми любимый целебный напиток кумыс.
Так, в селе Аккайнар в одном таком доме несколько лет назад каждое лето подолгу жили две немки, мать с дочерью. Им предлагали различные услуги – машину, лошадей для поездок на лоно природы, рассказывали о туристических маршрутах и тропах. Но их больше интересовал именно деревенский быт, им хотелось пожить простой аульской жизнью. Смотрели, как доят коров, седлают или запрягают коней, выгоняют в табун скот, изготавливают национальные ремесленнические изделия. Они вникали в казахские обычаи, участвовали в обрядах, издали любовались маралами и вблизи – верблюдами (в то время на территории сель-округа держали несколько верблюдов, завезенных еще во времена совхоза).
Таким образом, для развития сельского туризма больших вложений делать не надо. Главное – уметь показать гостям района самобытность наших сельчан. Создать уют, предоставить качественное питание, желательно посредством приготовления блюд казахской национальной кухни. А гости за это заплатят.
Сотни семей из катон-карагайских аулов на сегодня предоставляют услуги и продают продукты питания туристам.
Языком цифр хорошо говорить, когда они, эти цифры, есть. Например, руководитель отдела экологического просвещения и туризма Катон-Карагайского ГНПП Александр Кобзев сообщил, что организацией туризма в их предприятии занимается весь инспекторский состав – порядка 250 человек. Плюс пять специалистов отдела.
В райотделе занятости и соцпрограмм проинформировали, что нынче с начала года в сфере туризма открыто пять новых рабочих мест. Ответа же на вопросы, сколько всего в районе людей заняты в сфере туризма, на какую сумму реализуются туристам товары и услуги, найти не удалось ни в райстате, ни в отделах акимата. И это понятно, ведь даже любой крестьянин, реализующий туристу мед, молоко, кумыс, мясо и другие продукты, сувенирные изделия и т.д., участвует в обслуживании туристов, и просчитать, сколько и чего продается, не представляется возможным. Да и не так это существенно. Главное, что так называемый «самозанятый» сельчанин пополняет тем самым свою семейную казну, платит налоги. Вот почему так важно заниматься развитием въездного туризма. Не случайно же Президент страны, аким области придают данной отрасли и особенно социальному аспекту развития туриндустрии первостепенное значение.
Любопытные цифры: По статистике Иркутской области Российской Федерации, на озеро Байкал ежегодно приезжают отдыхать более одного миллиона туристов со всего мира, при этом каждый иностранец тратит в день около 150 долларов США, а каждый россиянин – вдвое больше.
…Вспоминается разговор с подданным Республики Чехия Витэком Грдоушеком, приезжавшим в прошлом году в Катон-Карагайский район на фестиваль «Медовый спас». «Это очень красивый край, где живут красивые и душевные люди, – сказал он. – Мы совместно с вашими специалистами работаем в рамках проекта «Золотой Алтай – богатство для развития региона» и хочу отметить, что здесь большой потенциал для развития туризма. В Чехии на сегодня проживает 10 миллионов человек, и у нас ежегодно принимают до 30 миллионов туристов. Думается, на такие объемы со временем выйдет и Казахстан».
Фото автора