Политика

Налоговый рычаг для роста экономики

Почему нужно увеличить налог на землю? Этот вопрос обсуждался в Усть-Каменогорске на межрегиональном семинаре-совещании с участием сельхозтоваропроизводителей Восточно-Казахстанской, Алматинской, Карагандинской, Павлодарской областей.

Налоговый рычаг для роста экономикиПовод для очередной встречи соседей и на сей раз был весьма актуальным. Как отметил министр сельского хозяйства Асылжан МАМЫТБЕКОВ, в Казахстане злободневен вопрос рационального использования земель аграрного назначения. В этом секторе сложилась парадоксальная ситуация. Все земли сельхозназначения имеют хозяев. Но слишком много у нас пастбищ, на которых не пасут скот, много пашен, которые не пашут. В то же время существует проблема нехватки земель. Многие хотят начать агробизнес или расширить, но земель для них сегодня нет. То есть рынок перераспределения сельхозплощадей практически отсутствует. Процедура изъятия участков по причине нецелевого их использования в данном случае помогает плохо. Другое дело – грамотная регулировка вопроса налоговыми рычагами.

Асылжан МАМЫТБЕКОВ привел пример. Земельный налог с гектара при среднем балле бонитета почвы составляет
7 тенге. За тысячу гектаров владелец платит 70 тысяч тенге в год. И это его не обременяет: пусть земля лежит впрок, есть, пить не просит. Если налог увеличить, то перед владельцем встанет дилемма: использовать по назначению, отказаться, продолжать платить более высокий налог. Тем более что по неиспользованным землям ставки налога будут и вовсе жесткими.

Но ведь под более высокий налог попадают и те, кто добросовестно трудится на земле. Их большинство.

Поэтому перед рабочей группой Правительства поставлена задача: провести реформу так, чтобы увеличение налога на землю не обернулось увеличением финансовой нагрузки, усложнением процедур для нормально работающих крестьян и фермеров.

Как пояснил министр финансов Болат ЖАМИШЕВ, разработка специального налогового режима для агропромышленного комплекса учитывает целый ряд условий и реальностей. К примеру, для Восточно-Казахстанской, Павлодарской, Карагандинской областей по принципу уплаты единого земельного налога продолжат работать крестьянские хозяйства, имеющие площади до 3,5 тысячи гектаров и годовой доход до 150 млн тенге. Для Алматинской области – 1500 гектаров площади и так далее по зонам. Абсолютное большинство казахстанских сельхозформирований работает в пределах этих величин. Если доходы и площади превысят указанные числа, то уплата налогов с величин превышения будет производиться в другом режиме. Новые варианты уплаты налогов разрабатываются и для юридических лиц, занимающихся сельскохозяйственным производством.

Но главное в том, чтобы увеличение налога на землю компенсировалось для всех крестьян и фермеров другими льготами. Так, для полеводческих крестьянских и фермерских хозяйств предполагается отменить выплаты эмиссий в окружающую среду, для всех крестьян отменить транспортный, имущественный налоги, а социальный налог снизить. Аграрии будут иметь возможность использовать для снижения налоговой нагрузки так называемые вычеты. По мнению рабочей группы, все эти меры позволят не допустить увеличения налоговой нагрузки на работающих крестьян. А именно: увеличился налог на землю, зато снизился на транспорт, имущество, социальные выплаты.

В зале развернулась серьезная полемика. Крестьян, естественно, «тянуло» к тому, чтобы процедура уплаты налогов была как можно проще. Заплатил раз в год единый земельный налог, пусть даже более высокий – и на этом точка. А теперь ту же льготу по социальному налогу надо правильно рассчитать. На селе с высококвалифицированными бухгалтерами, как известно, негусто. Ошибка же в налоговой отчетности несет суровые санкции. Даже в пределах одного района имеются земли разного плодородия, назначения, и это тоже необходимо учитывать.

Как оказалось, было что сказать на это министру финансов. Он отметил, что, работая сегодня в рамках единого земельного налога, крестьяне хуже платят пенсионные взносы. И тот же остаток по социальному налогу важен тем, что он выполняет важную для общества функцию. Завтра могут быть введены другие платежи. Пусть не в полной мере, но всем нужно участвовать в таких делах. К сожалению, некоторые руководители поступают так: есть возможность не платить зарплату – они её не платят. В целом удельный вес платежей агропромышленного комплекса в общий бюджет страны – это 27 млрд тенге против 6 триллионов тенге. Сравнение говорит само за себя. Но важно, чтобы и в этом секторе была прозрачность, чтобы предприятие не могло не заплатить пенсионные взносы, социальные налоги и так далее. Некоторые крестьянские хозяйства стали по сути достаточно крупными предприятиями, имеют большие обороты.
Приведение в соответствие напрашивается. К тому же грядет всеобщая декларация доходов казахстанцев, страна вступает в ВТО и будет выполнять требования этой международной организации.

Точку зрения исполнительной власти высказал аким Восточного Казахстана Бердыбек САПАРБАЕВ. «Сегодня в пылу полемики было сказано, что налог на землю повышаем, – акцентировал он. – Но давайте обратимся к фактам. Село получает миллиардные субсидии. Программа занятости помогает развиваться сельскому бизнесу. Пятипроцентные кредиты даются сроком на семь лет. Пожалуйста, занимайся кто хочет. А если есть проблемы в конкретном селе, ауле, нужно об этом конкретно говорить. В вопросе же обсуждения новых налоговых режимов от нас, регионов, ждут конкретных продуманных предложений. Предлагаю каждому региону обобщить свои предложения и передать в рабочую группу».

В завершение участники диалога ответили на вопросы журналистов.

Владимир Никифоров

Еще новости

Back to top button