Общество

Начиная дело, «не прогори» по незнанию

Начиная дело, «не прогори» по незнанию

Почему начинающие предприниматели находятся в выигрышном положении перед «выходцами» из 90-х, какими общими проблемами они страдают, где и как можно «нахвататься» идей и грамотности в ведении бизнеса – наш разговор с председателем Совета деловых женщин НПП «Атамекен» по ВКО Еленой Березинской-Абиловой.

– Больше года назад в одном из республиканских СМИ вы выразили мнение, что у многих предпринимателей нет собственной системы ведения своего бизнеса. Что-то изменилось?

– Думаю, ситуация меняется, но очень медленно. Конечно, сегодня предпринимательство находится на разных ступенях развития. Кто-то пришел из далеких 90-х. Думаю, что в выигрышном финансовом положении по отношению к ним находятся те, кто открывает стартапы. Самое главное – чтобы была адекватная бизнес-идея, и они могли бы пользоваться инструментами, которые есть. Сегодня институты развития оказывают немалую финансовую помощь предпринимательству. К примеру, около месяца назад в Палате предпринимателей ВКО сформировали Центр обслуживания предпринимателей, где есть представители коммунальных служб, органов прокуратуры, ЦОНа и других структур. На сегодня «Атамекен» сделал все, чтобы бизнес развивался. Но многие мелкие бизнесмены становятся неконкурентоспособными, не имеют представления, как вести бизнес грамотно, как продвигать свои товары и услуги. Многие думают, что заведут страницу в социальных сетях – и дело поправится, а в реальности даже не знают свою целевую аудиторию.

Молодое поколение предпринимателей имеет свои плюсы: они мобильнее, знают теорию бизнеса, экономическую теорию, финансовый и управленческий менеджмент, маркетинг и не испытывают недостатка в информации. Появились бизнес-тренеры, коучеры. В Усть-Каменогорске может одновременно проводиться тренинг по маркетингу за три тысячи, и в этот же день – за 40 тысяч тенге. На какой из них идти, как узнать, что ты получишь от одного тренинга и от другого? Совет деловых женщин сейчас активно над этим работает. У нас прошло несколько встреч с молодыми предпринимателями, им просто нужно открывать глаза, давать верное направление.

– Так что же нужно для развития бизнеса в регионе, на ваш взгляд?

– Научиться стратегическому, финансовому, управленческому менеджменту, системе планового ведения бизнеса. Наши бизнесмены ведут дела по принципу «пальцем в небо». Никто на сегодняшний день четко не знает картину своей доходности. Как правило, бухгалтерский учет многие ведут по «упрощенке».
Начинающие предприниматели не знают важных нюансов, которые могут помешать их развитию. Например, если ты будешь заниматься хлебным производством, не привязываясь к влажности муки, технологическим картам, рецептурам, не имея форм для выпечки, которые нужны для определенного вида изделий, то ты «пролетишь» на третий-четвертый месяц. Неудивительно, что три года назад у нас было около 40 хлебопроизводителей в Усть-Каменогорске, а сейчас – вдвое меньше. При этом нужно учитывать масштабы бизнеса. Если ты занимаешься рестораторством, у тебя надбавка 380%, то тебе, конечно, все равно, сколько у тебя будет картофельных очисток. А если работаешь в школьной столовой, то тебе просто необходимо вести эти калькуляции, потому что зимой и летом образуются разные объемы этих самых отходов. А от этого зависит твой доход. Предпринимателям нужен не только бюджет, но и стратегический план. Помимо финансовой схемы с показателями по возврату кредита, если такой есть, должен быть поэтапный график реализации проекта, производственный и технологические процессы, которые им должны помогать сделать вместе с бизнес-планами. Тогда и крупные, и мелкие предприниматели отчетливо увидят, что нужно сделать для развития своего дела, каким оно будет через пять-десять лет.

Кстати, два года назад была запущена программа по бесплатному внедрению системы менеджмента. Но никто к ним не приходил с этими вопросами, и ее отменили за ненадобностью. Но она действительно стоящая! Работая на одном из городских предприятий руководителем, я внедрила эту программу, что позволило в несколько раз увеличить объем производства, наладить логистику, заменить угольные печи для выпечки хлеба на электрические, европейского уровня.

Другой разговор-взаимодействие предпринимателей с госорганами. Недавно на заседании ОО «Гражданский Альянс» и Агентства по делам госслужбы по заказу управления внутренней политики области мы рассматривали вопрос взаимодействия фермеров с ветеринарами. У них несколько дней уходит на оформление ветсправок, а их несколько видов, они привязаны к двум разным базам. В то же время в области не хватает ветеринарных врачей. Все это создает риск коррупционных правонарушений, на которые вынуждены идти крестьяне, чтобы быстрее оформить необходимые документы. Это только один маленький пример. Стратегически Палата предпринимателей делает многое, убирает административные барьеры. Но когда к предпринимателю приходит представитель фискального органа и тот остается с ним один на один – эти моменты надо еще прорабатывать.

Мы разработали с Агентством по делам госслужбы, Гражданским Альянсом единый реестр документооборота, чтобы предприниматель понимал – если к нему пришла инспекция труда, то у него должны быть такие-то документы, так же как в случае с налоговой службой, органами санэпидназора и другими проверяющими.

– В этом году вы впервые возглавили комиссию по выдаче государственных грантов из республиканского бюджета по программе «Дорожная карта бизнеса-2020». Ваши впечатления?

– В конкурсе участвовали 70 человек, гранты получили 10 на общую сумму 22 млн тенге. Проекты оценивали по нескольким критериям, включая новизну бизнес-идеи именно для этого района, конкурентоспособность, готовность к внедрению, объемы собственных средств на развитие бизнеса, размер планируемой прибыли, поступления налогов в бюджет, социальный эффект от реализации проекта. Бизнес-проект, который претендует на грант, должен входить в перечень приоритетных секторов в соответствии с Государственной программой индустриально-инновационного развития РК на 2015-2019 годы. Могу отметить, что у многих предпринимателей очень размыты понятия об инновациях в целом, не хватает финансовой грамотности, квалификации по тому виду бизнеса, которым они решили заниматься.

Но были очень хорошие проекты. Например, у предпринимательницы из Глубоковского района (ИП Дархан). У нее были хорошие знания кондитерского ремесла, и она собралась изготавливать кондитерские изделия для диабетиков. В Усть-Каменогорске впервые будут производить детскую обувь. Среди бизнес-проектов, которые получили гранты, – выращивание кормовых культур, изготовление макаронных изделий, сушеных фруктов, разведение птицы на мясо, производство свежих мучных кондитерских изделий, предоставление услуг кейтеринга, организация отдыха и развлечений в Жарминском, Кокпектинском районах.

– Два года назад по вашей инициативе в Усть-Каменогорске была открыта Школа предпринимательства. Что это дало?

– Считаю, что школа помогает обучиться бизнесу комплексно. Ее окончили около сотни человек и больше 20 из них уже открыли свой бизнес, пусть и небольшой. У нас было два выпуска, если в первом были только девушки от 18 до 25 лет, то на второй год к ним присоединились и юноши. Возраст учеников – от совершеннолетия и до 50-60 лет. У нас были женщины, которые отработали на госслужбе, а на пенсии решили заняться предпринимательством. Пример тому – Вера Федосеевна Полторанина, которая работала в Центре занятости, теперь открыла свое ИП. У нее частное бюро по трудоустройству.

«Фишка» нашей школы в том, что мы работаем с нулевым бюджетом, а наши коучи – это госслужащие, начальники отделов госорганов, руководители коммерческих структур. Нашим ученикам мы объясняем, каков алгоритм действий при создании бизнеса, помогаем наладить параллельные связи, прививаем коммуникационные навыки. У нас на лекции был директор филиала «Альфа Банк» Нуркен Абдуллин, который не пиарил банк, а рассказал о финансовой грамотности, как пользоваться услугами банков. Ученики получают информацию по бухгалтерскому учету, на какой налоговый режим удобно становиться, как правильно формировать бизнес-идею. Бизнес-тренер Палаты предпринимателей ВКО Талгат Касенов рассказывал о правильном планировании бизнеса.

Приятно, когда встречаешься со своими выпускниками, а они говорят: «Ой, Елена Николаевна, мы у вас проучились в школе и открыли дизайнерскую студию». Наши бывшие ученики открыли и детский центр, и мини-типографию, и небольшой салон красоты. Хотим открыть третий набор в школу предпринимателей. Юноши и девушки, которым предоставляется большое поле для деятельности, не должны думать, что предпринимателем может стать кто-то другой, кроме них. Бизнес-идеи на каждом углу, но их надо видеть. Думаю, также было бы полезно создание мобильного приложения для соцсетей, чтобы связь между выпускниками учебных заведений и работодателей была более прозрачной, оперативной.

– Что из себя представляет Совет деловых женщин НПП «Атамекен» по ВКО?

– У нас работает более 80 человек по области. В актив входят семь человек. Есть план и декларация по III конгрессу деловых женщин «Казахстан – оазис бизнес-идей» по реализации гендерной стратегии, 10 шагам НПП «Атамекен», Посланию Главы государства. Мы тесно работаем с некоммерческими структурами, общественными организациями. Цель – популяризация женского статуса, развитие женского предпринимательства, устранение возникших проблем в бизнесе, в том числе юридических, психологических. Правда, мы не делим предпринимателей на мужчин и женщин и помогаем по мере сил им всем в решении проблем.

Ольга Ушакова
Фото предоставлено Советом деловых женщин НПП «Атамекен» по ВКО

Еще новости

Back to top button