На страже народных интересов и бюджетных средств
Ревизионная комиссия по Восточно-Казахстанской облас-ти осуществляет свою деятельность с 22 августа 2011 года на основании положения о ревизионной комиссии, утвержденного Восточно-Казахстанским областным маслихатом. Основные направления, цели и задачи деятельности ревизионной комиссии регламентированы Бюджетным кодексом РК.
О том, каковы результаты финансового контроля на сегодняшний день, как исполняются местные бюджеты и используются активы государства, рассказывает председатель областной ревизионной комиссии Серикказы Уразалиев.
– Как известно, – поясняет Серикказы Бигазинович, – наша главная задача – финансовый контроль на местном уровне за расходованием бюджетных средств, соблюдением требований бюджетного законодательства Республики Казахстан, законодательства о государственных закупках и иных нормативных правовых актов. Кроме того, члены ревизионной комиссии занимаются оценкой исполнения местных бюджетов и реализации стратегических планов исполнительных органов, эффективности реализации программ развития территорий и бюджетных программ, финансируемых из местных бюджетов.
За девять месяцев текущего года в соответствии с утверждённым планом проведено 16 контрольных мероприятий, в том числе семь параллельных контрольных проверок совместно с работниками счетного комитета. Если говорить более конкретно, то это две плановые комплексные проверки по оценке исполнения бюджетов Катон-Карагайского и Кокпектинского районов, оценка реализации стратегических планов областных государственных органов, промежуточный контроль по реализации программы развития территории на 2011-2015 годы – в Бородулихинском районе и в городе Семее.
Была проверена также эффективность использования трансфертов на развитие из областного бюджета, бюджетных средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, эффективность реализации бюджетных программ и подпрограмм по обеспечению лекарственными средствами отдельных категорий граждан на амбулаторном уровне лечения, осуществлен контроль использования активов государства и средств местного бюджета в субъектах квазигосударственного сектора.
Параллельно велся контроль прогнозирования, обеспечения полноты и своевременности поступлений налогов и других обязательных платежей в местный бюджет, за возвратом поступлений из местного бюджета (2010-2013 годы), контроль эффективности использования средств, выделенных в рамках программы «Дорожная карта бизнеса-2020» и контроль объектов социально-инфраструктурных проектов, реализуемых в рамках государственно-частного партнерства с общим охватом бюджетных средств на сумму почти 127 млрд тенге.
В их числе бюджетные программы (более 103 млрд тенге – 81,6 процента), целевые трансферты на развитие из республиканского бюджета (около 22 млрд – 17,1 процента) и бюджетные кредиты из республиканского бюджета в сумме 1 млрд 679,3 млн тенге (1,3 процента). В рамках контроля за эффективностью использования средств охвачено 122 млрд 578 млн тенге, в том числе свыше 97 млрд тенге в рамках контроля стратегических и программных документов.
– Сколько предприятий, организаций и государственных органов проверено в текущем году, есть ли нарушения?
– С учетом встречного контроля проверено 240 объектов, в том числе 160 государственных органов и государственных учреждений, 80 субъектов квазигосударственного сектора. Нарушения зафиксированы на 190 объектах, в основном процедурного характера.
– Нельзя ли расшифровать эти цифры по суммам и видам нарушений?
– Семь миллиардов пятьсот миллионов тенге – это нарушения процедурного характера, допущенные в ходе расходования бюджетных средств, 349,4 млн тенге – при использовании активов государства, 83,4 млн тенге – нарушения по поступлениям в бюджет.
Из общей суммы выявленных нарушений восстановлению подлежит 502,8 млн тенге, из которых объектами контроля уже восстановлено (возмещено) 429 миллионов. Сделано это путем выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров, отражения по учету путем возмещения в доход соответствующего бюджета.
– Принимаются ли соответствующими органами какие-то меры административного и дисциплинарного характера по отношению к нарушителям?
– Конечно. Во-первых, по результатам проверок за отчетный период в органы местной исполнительной власти направлено 43 постановления и 71 представление, которые содержат более 400 поручений и рекомендаций по совершенствованию и повышению качества исполнения возложенных на них функций и устранению выявленных нарушений.
Во-вторых, с начала года в правоохранительные органы для принятия процессуальных мер направлено 15 материалов контроля. Привлечено к ответственности 119 должностных лиц, в том числе дисциплинарной – 105, административной – 14 руководителей.
И последний момент. В соответствии с п.10 ст.142 Бюджетного кодекса РК, ревизионной комиссией в маслихаты городов и районов области направлены семь представлений для рассмотрения и принятия мер по результатам наших контрольных мероприятий.