Потребитель

На что жалуетесь, гражданин?

Более 26 миллионов тенге помогли вернуть жителям Восточного Казахстана в Департаменте по защите прав потребителей (ДЗПП) ВКО.

Значительную часть претензий покупатели предъявляли объектам розничной торговли, интернет-магазинам, фирмам по изготовлению мебели и услугам в сфере красоты. При этом в департаменте отметили повышение правовой грамотности у населения, поскольку большинство споров люди стремились решить в досудебном порядке.

Покупки с осадочком

В минувшем году Департамент по защите прав потребителей ВКО рассмотрел 731 обращение от жителей области.

– Нарушения прав потребителей чаще всего связаны с продажей непродовольственных товаров ненадлежащего качества, трудностями с их обменом и возвратом, – сообщили в Комитете по защите прав потребителей МТИ РК. – Всего поступило около 360 жалоб на розничную торговлю.

Возросшее число нареканий в ведомстве связывают с тем, что у потребителей выросла правовая грамотность: в случае неудачной покупки товара или услуги они знают, куда обращаться. Но и предприниматели стали более ответственными в соблюдении законодательства по защите прав потребителей.

– В 2021 году было много жалоб на крупные магазины по продаже бытовой техники, – комментирует руководитель Департамента по защите прав потребителей ВКО Қанат Жеңісбекұлы. – В 2022 году они отработали идеально. За прошлый год у нас было всего две проверки на торговых объектах, годом ранее – восемь.

Одну из проверок сотрудники департамента провели в ТОО «БЭСТ Прайс Казахстан» после обращения жительницы Семея о том, что она не нашла в магазине «Фикс Прайс» информационного стенда с контактами продавца: женщина хотела пожаловаться на ненадлежащее обслуживание в магазине. Ещё одна проверка прошла в одном из крупных строительных магазинов Усть-Каменогорска. Потребители пожаловались, что в магазине проигнорировали их письменную претензию по поводу возврата купленного здесь ковролана.

– Хотя по закону такой метражный товар не возвращается, и магазин в этом случае был прав, продавец всё же является нарушителем, поскольку не ответил на претензию, – уточнили в Департаменте по защите прав потребителей.

После проверок на объекты наложили административные взыскания и вынесли предписания об устранении нарушений.

С жалобами на электронную торговлю в департамент обратились 135 человек, которым удалось вернуть четыре миллиона тенге.

– Нередко у потребителей возникают проблемы в сфере интернет-торговли из-за того, что они совершают покупки на неизвестных торговых площадках, где не указаны контакты продавца, – поясняет Қанат Жеңісбекұлы. – Бывает, что товар либо вообще не приходит, либо вместо заказанной вещи потребителю поступает совсем другая.

К слову, в областном Департаменте санэпидконтроля подтвердили, что некоторые предприниматели допускали нарушения, а значит претензии покупателей небеспочвенны.

– По результатам мониторинга пищевой продукции и товаров народного потребления в регионе из 2320 проб почти четверть оказались несоответствующими регламентам Таможенного союза, – отметили эксперты ДСЭК. – Тем не менее, эта цифра ниже, чем в 2021 году. То есть, рынок области состоит всё же в большинстве своём из качественных товаров.

Утром деньги, вечером стулья?

Помимо розничной торговли, по данным ДЗПП, население беспокоят вопросы по некачественному предоставлению бытовых услуг. Более 160 подобных сообщений поступило от жителей ВКО. Некоторые люди оказывались недовольны установкой окон, дверей, заборов, ремонтом автомобилей, бытовой техники. Кого-то не устроили пошив одежды в ателье, неудачные услуги парикмахерских, неисполнение заказов по изготовлению мебели.

Также регистрировались обращения в сфере электронной торговли, несоответствия товара заявленным свойствам, несвоевременной доставки, отказов в возврате денег за билеты.

– По изготовлению мебели было достаточно жалоб, – продолжил Қанат Жеңісбекұлы. – Производители берут заказы, не успевают их отработать. Встречались случаи мошенничества, материалы по которым мы передали в областной департамент полиции: потребители заплатили деньги за изготовление мебели, не получили заказ, а деньги вернуть не смогли. Было такое, что позвонила бабушка 90 лет, ветеран труда, которой некачественно установили пластиковые окна. Я тогда лично взял дело на контроль, позвонил предпринимателю. К пожилой женщине в тот же день выехала бригада, доделала работу.

Красота не требует жертв

В сфере красоты также возникали разногласия.

– Волосы в парикмахерской не в тот оттенок покрасили, а деньги возвращать отказались, губы не так увеличили, – привела примеры главный специалист Департамента по защите прав потребителей ВКО Алия Есенбаева. – Или косметологический салон взял полную стоимость за услуги по чистке кожи лица, хотя предлагал их по акции, со скидкой…

Всего в этой сфере жителям ВКО удалось вернуть за услуги ненадлежащего качества семь миллионов тенге.

С жалобами на общественное питание в ДЗПП обратились 11 человек.

– В декабре 2022 года в департамент поступила коллективная жалоба на услуги правильного питания по сниженным ценам, – рассказывают специалисты департамента. – По словам людей, доставка готовых блюд запаздывала, еда была несвежей, но деньги поставщик возвращать отказывался. А был и такой эпизод, когда претензия состояла в том, что человек сломал зуб, поедая шашлык в ресторане.

На медицинские услуги в департамент пожаловались шесть человек, на услуги транспорта – десять человек, на услуги образовательных курсов иностранных языков – три человека.

Но несмотря на претензии к продавцам и услугодателям, большинство потребителей интересовали способы досудебного урегулирования споров.

В департаменте отметили, что для повышения правовой грамотности в ведомстве создали консультационный совет. Также здесь заключили меморандум с Департаментом полиции ВКО по обмену информацией, которая касается защиты прав потребителей.

Лилия Дроздова

Коллаж Анны Ерёминой

Еще новости

Back to top button