Общество

Мужество как средство жизни

Мужество как средство жизни

Двадцать девять лет прошло со времени ухода из жизни директора Бурановской средней школы, народного учителя СССР, легендарного Кумаша Нургалиева. Коварная болезнь вырвала из жизни человека, полного планов дальнейшего развития школы, жившего интересами и заботами родной страны.

Помню, как 22 мая 1988 года жители села Буран и ближайших сел Маркакольского района со слезами провожали в последний путь дорогого всем человека, круто изменившего общест-венную жизнь отдаленного села области. В числе провожавших был и Бошай Китапбаев, фронтовик, Герой Социалистического Труда, который в память о дорогом ему человеке вместе со всеми прошел некороткий путь до кладбища на одной ноге с протезом.

Путь Кумаша Нургалиевича был не простым, но во все времена он жил по чести и совести. После окончания неполной средней школы и смерти отца на его плечи, как старшего, легли основные заботы в семье. Однако Отечество было в опасности, это был суровый 1943 год, шла ожесточенная битва за страну. С наступлением 18 лет и личной настойчивости его призвали в ряды Вооруженных сил.

Пройдя годичную службу и подготовку на Дальнем Востоке и на Урале, многому научившись, он стал сержантом – младшим командиром. Судьба распорядилась так, что Кумаш воевал в рядах 254-го гвардейского стрелкового полка, 56-й гвардейской стрелковой дивизии, 10-й гвардейской армии, где совершил жертвенный подвиг Александр Матросов.

Будучи командиром отделения, несмотря на молодость, он отличался разумной расчетливостью и смелостью. Вместе с однополчанами с боями прошел по фронтовым дорогам Калининской, Псковской областей и Латвии.

В конце октября 1944 года полк находился на подступах к Риге. Гитлеровцы отчаянно сопротивлялись, бои шли за каждый метр земли. Впереди роты было неубранное картофельное поле, которое полностью простреливалось пулеметами. Командир отделения Нургалиев вместе с четырьмя солдатами благодаря смелости и умению преодолели огневой рубеж, подавили огневую точку и тем самым открыли путь к наступлению.

В ответ ударила немецкая артиллерия, осколками снаряда был тяжело ранен наш Кумаш. Четверо солдат-однополчан доставили его на плащ-палатке в тыл полка. Буквально растерзанный, без признаков жизни, он лежал с закрытыми глазами рядом с телами погибших, и только редкие стоны были случайно услышаны и после этого юношу в срочном порядке доставили в медсанбат. Благодаря оперативным и умелым действиям военных хирургов и медперсонала жизнь Кумаша была спасена. Позже командир полка прикрепил на его груди орден Красного Знамени, при этом сказав: «Спасибо, солдат!».

Однако не один день он находился на грани жизни и смерти. На санитарном самолете его доставили в военный госпиталь. Кумаш Нургалиевич перенес 12 сложнейших операций. Благодаря воле и мужеству характера он остался в живых. Без обеих ног и одной руки, находясь два года на излечении в госпитале, он одновременно готовил себя к новой жизни. По его просьбе в палате госпиталя ежедневно проводились занятия по русскому языку, истории, физике и математике по программе средней школы.

Страстное желание быть полноценным в жизни дало первые результаты. Ко времени выхода из госпиталя Кумашу вручили аттестат об окончании средней школы и свидетельство Всесоюзных курсов бухгалтеров, которые он за это время сумел окончить.

Вернувшись в родное село Сорвенок, Нургалиев, не теряя времени, сразу начал работать в школе учителем русского языка и литературы. Это было трудное начало учительской биографии. Однако дети полюбили предмет, увлеченно стали заниматься. Дальнейшее образование активно продолжалось, когда он работал завучем и директором Алексеевской средней школы.

Безусловно, для становления талантливого педагога требовались более глубокие знания. Основательно подготовившись, Кумаш Нургалиевич вместе с супругой Канипой Айкеневной сдали вступительные экзамены и поступили на заочное отделение педагогического института в городе Алма-Ате. Трудности, связанные с регулярным участием (дважды в год) в учебных сессиях, не остановили их намерения. Оба закончили учебу в институте в срок, Кумаш Нургалиевич получил диплом с отличием по специальности «Учитель истории».

Особым периодом в жизни Нургалиева явилось его назначение директором Бурановской средней школы. Тридцать лет школьного директорства были годами задуманных, реализованных и смелых масштабно-творческих планов, опережающих время на десятилетия вперед. Используя свой высокий авторитет и влияние, Кумаш Нургалиевич добивается строительства новой школы на 960 мест. С этой целью в селе Буран создается специализированная строительная организация – ПМК треста «Востокказсельстрой».

Масштабная стройка требовала не просто внимания, а непосредственного участия Кумаша Нургалиевича. Он вникал во все тонкости проекта, был куратором и организатором стройки. Его настойчивость и принципиальность непосредственно отражались на качестве и сроках исполнения строительных работ. Типовое здание школы вместе с жилым городком из 16 двухквартирных и двух восьмиквартирных жилых домов были сданы в эксплуатацию в предусмотренные сроки.

Давняя мечта педагогов сбылась. Был построен настоящий современный комплекс с просторными учебными кабинетами, актовыми залами, стрелковым тиром, летним физкультурным комплексом. Старое здание школы было отремонтировано и в нем разместили учебные мастерские, пришкольный интернат. По инициативе директора силами школьников и учителей территория школы за несколько лет была превращена в цветущий сад.

Благодаря целеустремленной деятельности педколлектива при зажигательной роли директора школа по праву стала духовно-культурным центром села. Концертные залы, музеи, спортивные площадки успешно использовались в проведении массовых мероприятий. Художественная самодеятельность школьников отличалась не только массовостью, содержанием, но и высоким уровнем исполнения.

По своему характеру Кумаш Нургалиевич был новатором, находился в состоянии постоянного поиска самого лучшего и передового в педагогической практике, стремился к созданию комфортных условий для творчества учителей. Он не довольствовался возможностью поступающих технических средств в областной базисный магазин. Неоднократные поездки в столицу и другие крупные города страны позволили ему успешно организовать поставку современного оборудования для школы. Школа становится бесспорным лидером по применению технических средств обу-чения. С этой целью был создан кабинет программированного обучения с многопрофильными возможностями использования имеющейся технической информации в учебном процессе. Дальнейшая педагогическая практика привела народного учителя к необходимости создания школьного телевизионного технического центра.

Только Кумаш Нургалиевич с характером созидателя мог смело обратиться на Ленинградский оптико-механический завод и добиться прямых поставок необходимого оборудования и кабельной продукции. Проектирование, монтаж и оборудование центра было выполнено силами школы буквально в считанные месяцы. После технического контроля заводчан и проведенной настройки центр для трансляции учебных передач был готов. Мечта человека-энтузиаста стала реальностью.

Каждый раз, когда мне приходилось бывать в школе и встречаться с Кумашем Нургалиевичем, меня очаровывала его улыбка и равновешенность. Его интеллигентное поведение и конкретные дела подтверждали наличие в нем необычайно больших внутренних сил. Этот человек обладал природным даром учителя, в основе которого была любовь к детям. Вероятно, это было основным источником его силы. Он быстро распознавал способных и творчески работающих учителей и совершенно не терпел холодного, безразличного отношения к детям. Каждое утро, стоя на протезах с костылями, Кумаш Нургалиевич подчеркнуто уважительно встречал школьников и своих педагогов при входе в здание школы. Это был не ритуал, а практика повседневного общения.

Бурановская средняя школа практически стала особой моделью директора Нургалиева, в центре которой находится учитель со своими учениками. Подбор преподавателей проводился с учетом умения работать с детьми. Поэтому такие учителя нередко приглашались из других школ области и даже республики. Однако основным определяющим методом подбора учителей стало изучение и выявление педагогических способностей у выпускников своей школы. В результате этого в Бурановской школе в 1987 году из 90 педагогов 85 были выпускниками этой школы. Не случайно выпускники этой школы успешно поступали в лучшие вузы страны. Из числа последнего выпуска (1988 год) Кумаша Нургалиевича 14 из 16 школьников поступили в высшие учебные заведения.

За 30-летнюю деятельность Кумаш Нургалиевич вместе со своими педагогами Бурановской школы вывел в большую жизнь более четырех тысяч молодых людей. Среди них люди разных профессий, но самое важное – это люди, достойные граждане своей страны, продолжающие традиции своих наставников.

За самоотверженные дела и мужественные поступки Кумаш Нургалиевич стал кавалером орденов Ленина, Боевого Красного Знамени, Трудового Красного Знамени и что особенно важно – в 1981 году ему присваивается почетное звание «Народный учитель СССР». Эта награда стала венцом его педагогической деятельности. Для себя же считаю долгом напомнить читателям о мужестве Нургалиева Кумаша Нургалиевича, для которого жизнь явилась подвигом!

Считаю целесообразным органам образования и ветеранскому движению рассмотреть необходимость ежегодного проведения в школах уроков мужества народного учителя Кумаша Нургалиева 29 октября, в день его рождения и день его первого урока в качестве учителя.

Геннадий Бердюгин,
член президиума областного Совета ветеранов

Еще новости

Back to top button