Музей с выездом
Проект под названием «Музей Большой Алтай» («Политехнический музей») внесен в реестр проектов государственной программы «Рухани жаңғыру».
В культурной среде областного центра произошло важное событие – свои двери распахнул Политехнический музей.
Политехнический музей был задуман как интеллектуальная площадка, где представлена история освоения природных ресурсов человечеством с момента геологического формирования земной коры. А горный ландшафт Алтая стал «лабораторией», где рождались важные технологии. Уникальный музейный проект занял свою нишу в культурном пространстве Восточного Казахстана.
– В 2016 году в процессе становления Политехнического музея под руководством Евы Теут была разработана концепция первого зала площадью 144 квадратных метра, – рассказывает экс-руководитель музея Анар Смагулова, внесшая большой вклад в его развитие. – Он был посвящен геологии и палеонтологии Восточного Казахстана.
По словам нашего собеседника, это был большой совместный труд его основателей и научного консультанта – известного в СНГ российского ученого-палеонтолога Леонида Гайдученко. В состав геологической экспозиции музея вошли несколько коллекций – минералогическая, минерагеническая и петрагеническая. Геологические экспонаты являются результатом многолетнего труда профессорско-преподавательского состава горно-металлургического факультета ВКГТУ, который был основан в 90-е годы ХХ века. Все коллекции минералов, включающие в себя 161 экспонат, представлены в музее в соответствии с научной классификацией, в контексте геологической хронологии развития земной коры. Более того, стараниями ученых представлена региональная геологическая география, которая дает полную информацию о геологии области как об экономической отрасли ВКО.
Палеонтологическая коллекция музея начинается с входной группы, где посетители могут увидеть реконструкцию скелетов доисторических животных, таких как мамонт, первобытный бизон, саблезубый тигр и предок лошади. Разработка художественной концепции осуществлялась художником Андреем Оразбаевым.
Всего в коллекции насчитано 77 оригинальных экспонатов, которые представлены в соответствии с палеонтологической хронологией, начиная с эпохи архея и до кайнозойской эры. В этом большая заслуга Леонида Гайдученко, который всю свою научную деятельность сотрудничает с известными археологами нашей страны – Зайноллой Самашевым, Виктором Мерцом, Виктором Зайбертом и многими другими. Коллекция состоит из артефактов, найденных на территории Зайсанского, Курчумского, Глубоковского и Тарбагатайского районов.
Следует отметить, что за последний год в зале геологии и палеонтологии произошел значительный прогресс за счет внедрения IT-технологий. Входная группа оснащена QR-кодами для демонстрации дополненной реальности в формате видеороликов и анимации. В самом зале установлено оборудование для демонстрации объемных 3D-моделей и видеоматериалов.
С конца 2017 года дальнейшее проектирование музея осуществляла руководитель научно-образовательного центра комплексного изучения Алтая Анар Смагулова. Современный образ музея формировался новой творческой командой, в состав которой вошли член Союза художников РК Виктор Калинин и художник-оформитель Андрей Усольцев.
Отправной точкой для разработки концепции «Горного дела и металлургии древнего Алтая» стала полевая экспедиция по ВКО в мае 2018 года. Изучались древние шахты по добыче олова, которые были разработаны в эпоху бронзы. Команда под руководством Анар Смагуловой посетила древние выработки в Уланском районе. Это Карагоин и Баймурза (Калай тапкан). А в горах Дельбегетей – Аскаралы, святилище Акбаур и грот Сартынбет. В ходе экспедиции исследователи спускались в шахты, изучали наскальную живопись и ландшафт святилищ. Виктор Калинин создал художественные этюды. Профессор геологии и специалист в области точного земледелия Андрей Бубняк изучил строение древних месторождений и дал заключение по структуре залегания горных пород. По итогам экспедиции сформирован научный материал по добыче олова в эпоху бронзы, созданы 3D-модели исторических памятников, отснят большой объем фотовидеоматериала для применения в музее технологии дополненной реальности.
В мае 2018 года коллектив музея приступил к возведению интерьера, исторических диарам и барельефов во втором зале Политехнического музея. К концу сентября 2018 года все было готово.
За четыре месяца проведена масштабная работа на площади 212 квадратных метров. В частности, реконструирована древняя шахта по образу и подобию шахт местности Баймурза, возведены барельефы наскальной живописи Восточного Казахстана. Появились пиктограммы Акбаура, изображения горных козлов и оленей, собранные с петроглифов Катон-Карагайского, Тарбагатайского и Курчумского районов. Выполнены художественные панно «Выплавка железа», «Поселок эпохи бронзы» (поселение Ботай, реконструированное археологом Зайбертом, в Акмолинской области), «Добыча самородного золота». Также установлены художественные диарамы, воспроизводящие горный ландшафт Алтая по результатам обследования древних шахт. Сформированы и выставлены коллекции экспонатов, а именно оригиналы образцов горных пород, каменных топоров, муляжи бронзовых орудий труда и бронзовых изделий и муляжи золотой коллекции Чиликтинского и Берельского курганов. Всего 230 наименований экспонатов.
Вместе с тем разработаны и сооружены напольные экспозиции, такие как «Ювелирная мастерская», «Выплавка и обработка бронзы».
Разработаны хрестоматийные пособия для проведения экскурсий: «Геология ВКО», «Горное дело древнего Алтая», «Металлургия древности на Алтае».
Совместно с кафедрой геологии ВКГТУ издан «Геологический атлас» в девяти частях. Внедрены 3D-модели и дополненная реальность в экспозициях Политехнического музея.
В 2018 году творческая работа в музее помогла расширить горизонты его деятельности.
– Образ музея в целом не похож на другие музейные учреждения, – говорит Анар Смагулова. – Главным его отличием является встраивание исторического содержания эпохи бронзы и раннего железа в поле искусства. Участие художника Виктора Калинина в становлении музея привело к созданию живописной реконструкции истории. Наше прошлое воспринимается в гармоничной природной гамме. Это холодные тона крутых склонов гор, теплые краски растительности и солнца, голубые оттенки алтайского неба.
Монументальное художественное искусство Виктора Калинина направлено на формирование вкуса у молодого поколения, оно развивает чувство прекрасного и приближает друг к другу разные человеческие общества в пространстве и времени, в то же время разрушает стереотип современного предубеждения о примитивности древнего бытия.
– Направление декоративного искусства художника-оформителя Андрея Усольцева очень точно воспроизводит естественную текстуру и объемы древней шахты, дополняет экспозиции повседневной работы древних металлургов и кузнецов, оживляет жизнь прошлого, – продолжает бывший руководитель музея. – В окружении каменных поверхностей, очага, древних плавильных печей и обработанных шкур одомашненных в те времена животных можно легко себе представить неприхотливый быт человека эпохи бронзы в полуземлянке, реконструированной, как в туристическом визит-центре «Поселок Ботай».
В целом новизна музейного проекта заключается в том, что экспозиции раскрывают не только материальную сторону технического прогресса, но и духовный мир на языке символов в зверином стиле. По словам известного археолога Виктора Новоженова, петроглифы – это важнейший канал коммуникации в древности.
Пожалуй, самой главной задачей коммуникации, которую решали древние социумы, была проблема самоидентификации или собственной идентичности по принципу «свой – чужой».
Наскальная коммуникация помимо своих функций имеет еще одну грань, с точки зрения археологии, химии и геологии, так как ученые до сих пор изучают свойства древних красок, которые сохранились сквозь тысячелетия. Какой состав, какими инструментами наносились петроглифы? Например, когда история соприкасается с языкознанием – металлургией – химией – тюркологией.
Детально разработанная информация на основе научных трудов по древней металлургии имеет массу открытий для обывателя, начиная от строения сыродутного горна и вплоть до изобретения способа выплавки высокоуглеродистой стали, которая использовалась для ковки оружия: мечей, кинжалов, наконечников копий и стрел.
По мнению археолога, наверняка не все знают, что отделение ремесла от домохозяйства в эпоху средневековья сопровождалось формированием профессионального словаря металлургов и кузнецов. Древнетюркские источники Центральной Азии VII-XIII веков донесли до наших времен такие специфические термины, как KAN – рудник, KOMUR – уголь, KORUK – меха сыродутного горна, TEL – сверлить, TEMURCI – кузнец, TOQI – ковать, выковывать.
Стоит отметить, что содержание музея имеет междисциплинарный характер, на стыке гуманитарных и технических наук. Таким образом, можно на основе всех экспозиций продемонстрировать подход, который внедрили создатели Политехнического музея. На сегодняшний день в нем выставлено 467 наименований экспонатов.
История становления музеев в мировой культуре связана с гуманитарной идеей просвещения и борьбы с невежеством. Недаром многие знаменитые музеи создавались при университетах и академиях наук. Политехнический музей также выполняет социальную роль в системе академического знания. Казалось бы, узкопрофилированное название музея ограничивает информационное поле, однако, по мнению музейщиков, это не так.
Летом 2018 года городское управление образования инициировало проведение Августовской конференции педагогов Усть-Каменогорска с целью ознакомления учителей города с новой интеллектуальной площадкой музея. На пленарном заседании конференции был презентован Политехнический музей и проведена экскурсия для ее участников. Данное мероприятие стало логическим началом для сотрудничества в рамках заключенного договора с ВК филиалом АО «НЦПК «Өрлеу».
– Открытие Политехнического музея произошло в преддверии внедрения в учебный процесс общеобразовательных школ новой дисциплины «Краеведение», или «Өлкетану», – говорит представитель НЦПК «Өрлеу» Сайран Нуркенова. – Информационное поле музея, как уже отмечалось, способно оказывать поддержку для образовательной системы области в контексте проведения интерактивных мероприятий, открытых уроков, разработки школьных научных проектов и повышения квалификации учителей области.
По ее словам, дисциплина «Краеведение» только начинает внедряться в нашей области, поэтому разработанные руководителем музея хрестоматийные пособия по геологии ВКО, горному делу и древней металлургии, как показала практика, являются востребованным дополнением к изданному базовому учебнику.
Специфика Политехнического музея направлена на то, чтобы реконструировать историю освоения недр Восточного Казахстана. Общеизвестно, что Казахстанский Алтай – это уникальная туристическая зона. Поэтому музей гармонично вписывается в данный кластер экономики.
Вниманию туристов он может представить весь спектр «Сакральной географии Восточного Казахстана». Можно познакомить гостей области с геохронологией развития ландшафта планеты, с огромной коллекцией минералов, в том числе и полудрагоценных отделочных камней. Это агаты, горный хрусталь, кварц.
Особое внимание туристов привлечет палеонтологическая коллекция музея, большинство экспонатов были найдены на территории нашей области в районе Зайсанской котловины, где в 1964 году проводились масштабные исследования экспедиции Института палеонтологии АН СССР. Тарханский геологический разрез, Киин-Кериш, Ешкельмес являются уникальными палеонтологическими заповедными зонами Восточного Казахстана.
В сентябре 2018 года Политехнический музей был официально включен в программу «Комплексные турмаршруты по Восточно-Казахстанской области в рамках программы реализации проекта Главы государства Н. А. Назарбаева «Познай свою страну».
Туроператоры Семея и Усть-Каменогорска уже проявили интерес и вышли с предложением о сотрудничестве с целью организации туристических экскурсий с возможностью выезда за пределы города на места древних оловянных шахт.