Общество

«Музей без границ» помогает детям

«Музей без границ» помогает детям

В Риддере успешно действует программа «Музей без границ». Ее разработали и реализуют на практике сотрудники городского центра «Незабудка» и специалисты Риддерского историко-краеведческого музея.

– В нашем музее работает замечательный коллектив, – рассказывает куратор этой программы Елена Путинцева. – Основная специальность у большинства сотрудников – педагогика. Поэтому в 2010 году к разработке развивающих занятий для детей-инвалидов приступали со всей профессиональной ответственностью. Сегодня во всем мире признана неоценимая роль музейной педагогики, это направление активно развивают как в известных, крупных музеях, так и в небольших, региональных. Поэтому, когда к нам обратились руководители центра «Незабудка» с предложением организовать специальные музейные занятия для «специальных» детей, мы согласились не раздумывая.

Все эти годы группа людей, объединенных одной благородной целью, находилась в творческом поиске. Начиналось все с одного-двух занятий в месяц: использовались экспозиции и музейные фонды, чтобы максимально развить кругозор детей, приучить их воспринимать и осмысливать информацию. Однако со временем пришло осо-знание того, что простого рассказа мало. Детям нужно закреплять полученные знания через творческие задания, своего рода трудотерапию. Ведь у большинства из них, к сожалению, проблемы с моторикой рук, концентрацией внимания, навыками действовать по образцу. Поэтому, когда у центра «Незабудка» появилась своя развивающая площадка с игровыми комнатами и возможностью заниматься рукоделием, этот новый ресурс стал использоваться по полной программе.

Музейные специалисты два раза в неделю стали сами приходить к детям. Разработали структуру занятий так, чтобы за информативной частью (история нашего государства, история ремесел, народные традиции, природа и окружающая среда) следовала практическая часть по выбранной теме. Например, если рассказывается об истории обуви разных стран и народов – демонстрируются образцы старинной обуви, готовятся исторические слайды, разучивается песенка веселого сапожника. А потом дети вырезают своими руками простейшие сандалии из подручных материалов для себя и своей семьи. Всего в прошлом году разработано и проведено 53 развивающих занятия. Каждое из них уникальное, разработанное по всем канонам педагогики, но самое главное – придуманное с душой, огромным желанием помочь детям.

Огромная заслуга в положительных результатах этой работы (а они, безусловно, есть), конечно, в первую очередь, руководителей «Незабудки» А. М. Платоновой и Н. С. Нужных. Благодаря им расширился контингент детей, посещающих развивающую площадку. Родители, у которых с рождения с ребенком случилась беда, почувствовали, что они не одни, у них есть поддержка. И пусть в силу возраста и заболевания некоторые ребята не могли участвовать во всех музейных занятиях, мамы и папы все равно подключались к ним, чтобы позже развивать своих детей таким же образом дома.

Ну а те воспитанники, с кем приходится работать не первый год, радуют педагогов большими успехами. Они научились воспринимать информацию о новом, неизведанном. Более того, многие из них могут использовать полученные знания самостоятельно в беседе с другими детьми и взрослыми, стали бережно и с пониманием относиться к проблемам друг друга.

Еще одно важное достижение – это личностный рост специалистов музея. Каждая встреча с детьми – это прививка от равнодушия, самоуспокоенности, самодовольства. К тому же и сама программа, и каждое занятие – это авторская работа, никаких журналов и методичек для таких занятий не издано, каждый раз рождается свой уникальный педагогический опыт.

В прошлом году программа «Музей без границ» была представлена на международном семинаре по культурному наследию в Усть-Каменогорске. Она имела большой резонанс среди коллег, музейных работников Восточного Казахстана, в целом республики и гостей из России.

– Мы уверены, – подводит итог разговору Елена Путинцева, – что наши занятия нужны, важны и, наверное, не только для детей с ограниченными возможностями и их родителей. Музейные «капиталы» позволяют нам заложить в молодое поколение огромные «проценты» и «дивиденды». У наших специалистов на этот счет масса задумок, уже готовы планы новых занятий.

К сожалению, мы очень ограничены скромной площадью и нам достаточно трудно проводить такие занятия у себя в музее, хотя и над этим мы тоже думаем…

Впрочем, мы, хотя и несуеверные люди, загадывать наперед не будем. Просто нужно верить, что эта программа будет по-прежнему работать. И не один год!

Софья Громова
Риддер

Еще новости

Back to top button