Мой чужой ребенок
Задержка психического развития – ЗПР. Эта аббревиатура для многих сродни приговору. Взять ребенка из детского дома с таким диагнозом сегодня могут отважиться далеко не все. Но опытные педагоги знают, что при грамотной коррекционной работе ребенок с задержкой психического развития вполне может догнать своих сверстников и даже получить высшее образование.
В коррекционную школу-интернат для детей с ЗПР города Серебрянска попадают особые дети. Их развитие отстает от общепринятой нормы. Им непросто дается учеба, они не сразу идут на контакт, не могут контролировать свои эмоции. У них слабая память, им трудно концентрировать внимание.
– Наши дети поначалу часто отвлекаются на уроках, – говорит директор интерната Назира Кумарова. – Могут уходить в себя, редко улыбаются, с незнакомыми людьми чувствуют себя скованно.
Причины, по которым развитие ребенка в какой-то момент затормозилось, в некоторых случаях банальны: трудное детство и невнимание со стороны взрослых. Малыша попросту некому было развивать. Кроме того, ему не додали положенные любовь и ласку, отсюда и проблемы с самоощущением и социализацией.
В Серебрянском интернате работают специалисты своего дела, уже после нескольких месяцев занятий дети меняются, становятся более открытыми миру. Им развивают память, произвольное внимание, воображение.
– У нас после четвертого и девятого классов все дети проходят комиссию, – рассказывает Назира Сабеткановна. – В общей сложности у 80 процентов воспитанников диагноз ЗПР после коррекционной работы снимается. Кроме того, если мы видим, что ребенок развивается в пределах нормы, мы можем созвать комиссию внепланово. Некоторые наши бывшие ученики оканчивают вузы и становятся грамотными специалистами. Так, среди наших выпускников есть врачи, один из них работает в областном перинатальном центре.
Пока случаи усыновления в коррекционном интернате скорее исключение, но лед все-таки тронулся. В последнее время в школу стали приходить семейные пары, готовые взять ребенка. Некоторые жители Серебрянска забирают детей на каникулы. Руководство интерната понимает, что их особые детки, как никто другой, достойны счастья, поэтому активно работают в программе «Гостевая семья».
Сегодня расскажу вам о двух маленьких звездочках коррекционной школы. Уверена, что снятие диагноза в их случае – дело времени. На мой взгляд, по количеству интересов и целеустремленнос-ти мои маленькие герои дадут фору многим.
Снежанка – явный лидер. Она во всем на передовой. Поет, танцует, лихо управляется с обручем.
Впрочем, внимание к себе привлекает скорее не активностью, а внутренней силой. Чувствуется, что в этой десятилетней крохе есть прочный стерженек.
Прямая открытая Снежана явно из тех людей, которые не любят наводить тень на плетень и говорят все, как есть. Более того, она с легкостью настраивает и собеседника на свою волну. С ней не хочется сюсюкать и скрывать какие-то вещи. С ней может быть только разговор на равных, по-взрослому.
– Снежана, чем ты увлекаешься? – спрашиваю девочку.
– Мне все нравится, хожу почти на все кружки, которые у нас есть. Гимнастика, рисование, шитье, пение, танцы.
– Когда ты все успеваешь?
– Я шустрая (смеется).
– А как с учебой?
– По-разному, надо бы математику подтянуть.
– Снежанка у нас спортсменка, активистка, без нее не обходится ни одно мероприятие, – с улыбкой рассказывает социальный педагог школы-интерната Дина Сапарова. – Очень активная, боевая, трудолюбивая девочка, у нее всегда куча дел. Недавно затеяла стирку, хотя у нас есть прачечная.
… А еще Снежка пишет стихи. Вот отрывок из последнего:
Будем мы все добрыми,
Сильными и смелыми.
И что-нибудь для Родины
Хорошее мы сделаем!
– Снежана, у тебя есть мечта?
– Хочу стать актрисой.
– А кого хотела бы сыг-рать?
– Милиционера.
– А если бы у тебя была волшебная палочка, что бы ты сделала?
– Защитила бы всех людей.
– От чего?
– От одиночества…
Вот такая она во всем: все нужно держать в своих руках, все самой. Почему-то мне кажется, что она и будущих родителей будет опекать. С ее появлением жизнь в любой семье перестанет быть монотонно-размеренной. Уверена, что Снежанка раскрасит ее в яркие цвета.
Скромного, воспитанного мальчика, в отглаженной белой рубашке я заметила в толпе ребятишек не сразу. Двенадцатилетний Руфат не тянул на себя внимание взрослых, как это делали многие.
Когда же мы начали с ним общаться, поняла, что некая внешняя холодность не имеет ничего общего с его доверчивым сердечком и открытой душой.
– Руфат – наша гордость, – сказала о нем директор интерната Назира Кумарова. – Он ходит в обычную школу. Учится на отлично. По характеру очень тактичный, уважает окружающих. И стремится чего-то достичь в этой жизни.
Руфат все старается делать на твердую пятерку. В тетрадках – образцовый порядок, выглядит всегда аккуратно, помогает старшим… Ему можно доверить любое поручение.
Увлекается шахматами, любит читать, успевает, как и любой мальчишка, погонять во дворе мячик.
– Руфат, кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
– У меня два варианта: буду стоматологом или учителем физкультуры.
– А вдруг ты станешь президентом, какой издашь указ?
– Чтобы дети учились только в лучших школах, у всех были красивые дома и все были счастливы.
– А что тебя может сделать счастливым?
– Своя семья, хочу, чтобы меня скорее усыновили.
– Какой должна быть твоя будущая семья?
– Дружной, веселой и трудолюбивой, чтобы там были другие дети.
– Ты будешь младшим или старшим?
– Лучше старшим. Я бы помогал маме и папе, сам убирал в комнате и занимался бы с младшими, делал бы с ними уроки. Я их могу многому научить.
У Руфата непростая судьба. Его оставляли дважды, сначала мама, а потом и бабушка. Удивительно, что он сумел, несмотря на это, сохранить веру в людей и ни на кого не держит зла. Но прош-лое все же иногда скребет по сердцу, чувствуется, что паренек очень раним, хотя и никогда не станет выказывать свои обиды, постарается справиться с ними сам.
После нашей встречи прошло уже несколько дней, но мои мысли нет-нет, да и возвращаются к этому удивительно рассудительному и серьезному не по годам мальчику. Тот, кто сможет найти к Руфату подход, обретет верного и надежного друга на всю жизнь. Такие не предают. Счастья тебе, Руфат, пусть в твоей жизни больше никогда не будет предательств.
Для будущих родителей и друзей Руфата и Снежаны: коррекционная школа-интернат: 8 (72337) 2-16-89;отдел по опеке и попечительству Зыряновского района: 8 (72335) 6-01-29.
Могут ли одинокие мужчина и женщина стать патронатными воспитателями?
Да, по нашему законодательству это не запрещено. Напомним, чтобы стать патронатным воспитателем, нужно иметь педагогическое образование, не состоять на учете в наркологическом и психоневрологическом диспансерах, не иметь непогашенной судимости. Обязательно наличие жилого помещения, пригодного для жизни ребенка.
***
Мне 58 лет, я педагог, только что вышла на пенсию, сил еще много, всю жизнь работала с трудными подростками, опыт колоссальный, могла бы помочь кому-то из детей. Не станет ли мой возраст помехой, могу ли я по закону стать патронатным воспитателем.
У нас в Казахстане возрастного ценза у патронатных воспитателей, усыновителей и опекунов нет. Была задумка ввести ограничения, но на законодательном уровне этого пока не сделано. В Восточном Казахстане сегодня есть патронатные воспитатели и опекуны пенсионного возраста.
автор проекта