Инфраструктура

Мост: качество превыше всего

Перед самым нашим приездом на площадку строительства моста через Бухтарминское водохранилище на объект прибыли сразу две баржи с щебнем и стальными трубами большого диаметра для забивки свай и возведения надёжных, мощных опор, предусмотренных по проекту.

Вода рукотворного моря вращает лопасти турбин, вырабатывает относительно дешёвую электроэнергию для региона и страны. Водный транспорт позволяет речникам возить грузы в больших объёмах на значительные расстояния. Судоходство – выгодная и экологически чистая отрасль. И по воде, и по земле сегодня везут необходимые стройматериалы, чтобы возвести новый, уникальный мост между двумя берегами Бухтарминского водохранилища в рамках поручения Главы государства по развитию нескольких приграничных районов Восточно-Казахстанской области.

Мостовой переход между Курчумским районом и районом Самар должен верой и правдой служить народу, как и ГЭСы с плотинами и шлюзами, в течение долгих лет. Вопросы качества возведения стратегического объекта на первом месте, кондиционный песок завозится из Зайсана, щебень – из Усть-Каменогорска, другие материалы также отличаются высоким качеством.

Строгий контроль

Технический надзор на объекте осуществляет ТОО «Восток Инжиниринг», его руководитель Сергей Кудашев, а также инженер Аскар Ильдебаев сообщают, что налажен строжайший контроль на всех этапах строительства моста.

На объекте работают два бетонно-смесительных узла (БСУ), которые обеспечивают строителей бетонной смесью. Управляет общим процессом Артём Шумейко, его коллектив трудится без сбоев, с хорошими результатами.

За контроль над качеством бетона отвечают Галина Садыкова как руководитель испытательной лаборатории, лаборант Куандык Айтмухамбетов, находящийся на смене.

– Мы на установке проверяем каждый образец под давлением на сжатие, – говорит Галина Садыкова. – Затем все данные тщательно фиксируем в специальном журнале. Никаких, даже малейших отклонений от нормы не допускается.

По технологическому мосту проходим с инженерами технадзора до очередной опоры, где рабочие снимают опалубку, готовят площадку под другой фронт работы. На соседней опоре строители связывают стальную арматуру, ведут подготовку под заливку бетонной смесью.

Добираемся до площадки, где стоит буровая машина, с её помощью происходит бурение, а потом забивка свай через толщу воды в грунт до прочного основания из скалы.

Опытный мостостроитель Нигматулла Абдулхаков говорит, что все сваи забиваются в каменное дно, только их длина и глубина бурения получаются совсем разными.

– Для одной из опор произвели бурение и забили сваю на общую глубину 38 метров, – сообщил он. – Представьте себе, какой это упорный труд операторов буровых машин.

Один из них – Николай Стрелков – приехал на объект из Тараза, вместе с коллегами постоянно занят на бурении. В перерывах сварщик Мурат Шаймуратов наплавляет режущие элементы на большом буровом механизме. Он родом из Кокшетау, тоже с удовольствием трудится на стройке века. География самая разнообразная. К примеру, Артём Бабаевский из города Конаев, Анатолий Смажнов – из Алтая, Нуриддин Хамракулов – из Шымкента, Александр Чанов – из Усть-Каменогорска. Он здесь трудится прорабом-производителем работ на опоре №13 и сооружении технологического моста. Коллектив, по его словам, сплочённый, собрались профи со всей страны. У них за плечами строительство самых сложных мостов в республике. При порывах ветра, что случается часто, бывает сильнейшая качка, отчего колышется площадка над толщей воды. В день нашего приезда, к счастью, сложились все условия для общения, съёмок.

У причала активно разгружается баржа с трубами при помощи крана, другую баржу освобождают от щебня, и отличная погода на руку всем специалистам.

Прочная сварка

На берегу ведётся сварка арматуры для свай и колонн, работает сварщик-монолитчик Рустам Баймулдинов из села Изгутты Айтыков Уланского района, рядом трудится Михаил Пашкевич и многие другие члены коллектива. С прицелом на предстоящий монтаж заняты чуть подальше мостовики – на месте, где ведётся стыковка и сварка пролётов моста.

Мы заглянули под палатку, где сварщик Абдулкарим Қазақ накладывает шов на зачищенные поверхности, стык соединяется болтами, приваркой дополнительных пластин. Операция очень ответственная, потому рабочее место и свариваемые поверхности защищены от пыли, влаги и т.д.

Здесь встречаем инженера и мастера по сварочным работам Ержана Кошпаева и Лукбека Алибека, приехавших из западного региона Казахстана и имеющих большой опыт сварочных работ на нефтяных и газовых месторождениях.

Технадзор сообщает, что пролёты заказаны, сделаны на заводе «Курганстальмост» в РФ, прошли там сборку, приёмку, разборку для доставки. По прибытии на объект конструкции окончательно собирают и готовят к монтажу, установив на специальные стапели, обеспечивая точность.

Время обеда. Для приёма пищи есть столовая, где нет очередей, а блюда в меню, по мнению строителей и гостей, разнообразные и вкусные. Рядом находятся рабочие общежития, где предусмотрены все условия для отдыха после напряжённого рабочего дня. На территории нет случайных людей, особое внимание к технике безопасности, сохранности материалов, сырья. Всё это доставляется из РК, ближнего и дальнего зарубежья.

В профбагаже Нигматуллы Абдулхакова, Галины Садыковой, Аскара Ильдебаева и других коллег множество знаковых объектов, однако этот мост особый.

– Мы гордимся, что принимаем участие в возведении такого уникального мостового перехода, – говорят они. – Это самый длинный над поверхностью воды мост в стране! Редко кому выпадает в рабочей карьере подобный шанс овладеть соответствующими компетенциями в процессе строительства подобного объекта. Кроме того, это означает развитие собственной школы мостостроения, укрепление суверенитета в строительной, технической сфере.

Без простоев

Между тем мостовики чутко реагируют на пожелания курчумцев и жителей других районов, которые давно ждут, когда же объект введут в строй. От него зависит будущее, судьба приграничных районов, важных рубежей на востоке РК.

– Мостовики стараются максимально использовать каждую возможность, чтобы приблизить день окончания строительства долгожданного объекта, – логично считают руководитель и инженер организации технадзора Сергей Кудашев и Аскар Ильдебаев. – Им невыгодно затягивать сроки реализации проекта, потому что это влечёт за собой удорожание материалов, сырья из-за инфляции, а долгий простой или остановка могут привести к потере кадров. И это также недопустимо в плане соблюдения технологии, обеспечения высокого качества всех проводимых работ.

Финансы вовремя

Для экономики и жителей приграничных районов любой простой обернётся материальными, финансовыми и моральными издержками. Поскольку поручение Главы государства по возведению моста вселило в души надежду, что замедлится миграция, а люди обретут второе дыхание, и многие из них вернутся на родину для её возрождения.

– Всё зависит от своевременного финансирования стратегического объекта из республиканского бюджета, – говорит руководитель профильного отдела Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Восточно-Казахстанской области Нурбек Тураров. – Цены не стоят на месте, а постоянно растут, потому удорожание проекта, к большому сожалению, неизбежно. Материалы, конструкции, оборудование везут из стран ближнего, дальнего зарубежья. Нестабильность мировой экономики, сбои в логистике, нарушения цепочек поставок оказывают своё негативное влияние, которое приходится учитывать. Дополнительные расходы по удорожанию реализуемого проекта невозможно возместить за счёт средств бюджета области, требуется помощь республиканского или финансирование из резерва Правительства Казахстана.

Помимо основного объекта – мостового перехода через Бухтарминское водохранилище – строятся подъезды к нему с обоих берегов расстоянием около 19 км, а также предусмотрена вся сложная инфраструктура, включая защиту от песчаных заносов со стороны района Самар.

В целом, по информации представителей технадзора, а также профильного отдела Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО, темпы работы на стратегическом объекте мостостроители набрали высокие и, если будут вовремя выделяться финансы на каждый этап строительства, то его планируют завершить в 2024 году.

Таир Сапаргалиев

Фото автора

Курчумский район

Еще новости

Back to top button