Экономика

МОСТ ЧЕРЕЗ МОРЕ

Разговоры о строительстве автомобильного моста через Бухтарминское водохранилище ведутся уже много лет. В советское время, накануне развала общесоюзного государства даже существовал проект этой грандиозной стройки, но… Союз приказал долго жить, и про мост забыли. А между тем необходимость регулярного сообщения между населенными пунктами Курчумского района и остальными регионами Восточного Казахстана остается по-прежнему актуальной, особенно весной, осенью и зимой. В этой связи несколько лет назад возник новый проект строительства моста, реализация которого, правда, в последнее время несколько застопорилась.

МОСТ ЧЕРЕЗ МОРЕ

Идея хороша, да цены кусаются

Тому есть несколько причин. Первая – солидная стоимость проекта, примерно 20 млрд тенге. И это только на сам мост, не считая сумм на подготовку подъездных путей на обоих берегах. На курчумском берегу это примерно 3,5 км, на противоположном – 29. 12 км – от Казнаковки до нынешней паромной переправы, еще 17 по песчаному берегу до места строительства моста.

Кроме того, необходимо решить вопрос с отведением земельного участка под строительство. Дело в том, что левый берег, прилегающий к Бухтарминскому водохранилищу в этом районе, территория Кулунджунского государственного природного (зоологического) заказника и всякое промышленное строительство, в целях сохранения и восстановления ценных, редких и исчезающих видов животных в песках полупустыни Кызыл-Кум и долине нижнего течения реки Кулунджун на северо-западе Зайсанской котловины, строго запрещено.

В принципе, этот вопрос решаемый, Правительство Рес-публики Казахстан в виде исключения может дать такое разрешение ввиду ограниченного воздействия будущего моста на природную среду заказника, но… где взять деньги на стройку?

Корейцы нам помогут

В начале текущего года аким Восточного Казахстана Бердыбек САПАРБАЕВ сообщил, что строительство моста может начаться уже в следующем году. Буквально на днях эту же мысль подтвердил заместитель начальника областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Нуржан Жумадилов.

– По этому поводу есть договоренность с корейской компанией «Posco E&C», – отметил он. – Более того, по просьбе акима области специалистами южнокорейской фирмы в рамках государственно-частного партнерства разработано технико-экономического обоснование строительства моста, но прежде чем продолжить реализацию проекта необходимо соблюсти некоторые юридические формальности.

Заключаются они в проведении нескольких организационных этапов.

По словам Нуржана Жумадилова сначала должна состояться ведомственная экспертиза проекта, чем будут заниматься сотрудники Министерства транспорта и коммуникаций. Затем экономическую экспертизу проводит Министерство экономического развития и торговли, при необходимости – Министерство экономики и бюджетного планирования, а также дают свое заключение экологи.

Весь пакет документов направляется в Правительство, строительство моста включается в перечень концессионных проектов Республики Казахстан, на основе которого издается Постановление о концессионном договоре с инвесторами. И только после этого начинается подготовка ТЭО и всех прочих проектно-сметных документов.

Данная работа сейчас ведется, закончится она по всей вероятности в конце года, а уже в следующем году свое веское слово должны сказать инвесторы и строители.

Обещанного семь лет ждут

Что же касается самого мос-та, то по предварительным данным, его целесообразнее всего возводить на участке, где ширина Бухтарминского водохранилища минимальна. Это у села Куйган Курчумского района, здесь расстояние между берегами всего 1,3 км. Путепровод будет выходить на трассу Улкен–Нарын–Курчум. Какой он будет конструкции, пока неизвестно: может, понтонного типа, но, скорее всего, на сваях, ведь максимальные глубины водохранилища в этом месте (напротив Куйгана) не превышают 15-25 метров.

Одно только плохо во всей этой прекрасной идее – воспользоваться очередным чудом мостостроительного искусства курчумцы и жители других регионов области смогут нескоро. По крайней мере не раньше чем через 5-7 лет.

«Синицы» в руках — «Иртыш» и «Енисей»

Сразу же возникает вопрос: а нельзя ли проблему переправы через Бухтарму людей и грузов решить каким-нибудь другим способом? К примеру, задействовать на эти цели мощные грузовые паромы, которые успешно использовались здесь с начала 60-х годов прошлого века вплоть до конца первого десятилетия века нынешнего? Все-таки традиционная паромная синица в руке намного лучше, чем мифический мостовой журавль в небе!

– В этом, безусловно, есть смысл, – отвечает Нуржан Жумадилов. – Работа в этом направлении давно ведется. По инициативе акима области Бердыбека САПАРБАЕВА, Каз-наковская переправа вместе с грузовыми паромами возвращена в собственность государства. Буквально через месяц здесь возобновит свою работу большегрузный самоходный паром «Енисей». В данный момент в пос. Прибрежный Зыряновского района судоремонтники заканчивают его реконструкцию, на что из областного бюджета потрачено почти 120 млн тенге. А чуть позже (скорее всего, в начале следующего года) к нему присоединится (также после капремонта), его речной брат-близнец «Иртыш». И хотя оба парома имеют приличный возраст, «Енисею» – 47, «Иртышу» – под 50 лет, по заверению специалистов капитальный ремонт продлит их службу еще на много лет.

В этой связи интересна история возвращения этих речных судов в строй. Как известно, в советское время Казнаковская переправа работала, как часы. Затем уже в период независимости Республики Казахстан, новые хозяева паромной переправы не нашли средств на их ремонт и дальнейшую эксплуатацию, и поставили «Иртыш» и «Енисей» на прикол.
Они ржавели на берегу несколько лет, пока государство снова не вернуло их в коммунальную собственность.

Кстати, здесь возник ряд сложностей. Выяснилось, паромы находятся под залоговым обременением банка. И чтобы решить эту проблему, требовалась солидная сумма – более 80 млн тенге. Естественно, сразу такие деньги в областном бюджете не нашлись, но неожиданно нам помогли наши арабские партнеры. Директор корпоративного фонда «International Fund for Houbara Conservation-Kazakhstan» Мохаммед Салех Хасан Альбайдани выделил грант, чтобы освободить паромы из залогового обременения. Деньги были перечислены, и паромы вновь стали государственными. В данный момент на базе КГП «ОблШыгысЖол» создается отдельное коммунальное предприятие, которое и будет заниматься всеми воп-росами паромной переправы «Кызыл-Ту».

Побережью Бухтармы нужен хозяин

И еще один важный момент, связанный с Казнаковской переправой.

Как писали корреспонденты «Рудного Алтая» в прошлом году Казнаковская переправа, находящаяся в Кокпектинском районе, привлекает к себе внимание не только пассажиров, но и отдыхающих.

С открытием купального сезона, по словам работников акимата Казнаковского сельского округа, на побережье Бухтарминского водохранилища «яблоку негде упасть». В поисках красоты и приятного времяпровождения сюда съезжаются как жители Восточного Казахстана, так и российские туристы, любители «экстремального» отдыха.
Песчаный пляж, пологий и мягкий берег, красивые виды побережья, отличная рыбалка все это привлекает сюда летом и осенью многие тысячи людей.

Возрастающее из года в год внимание отдыхающих к Казнаковскому побережью местные власти считают делом хорошим, способствующим развитию сферы услуг и процветанию предпринимателей. Если бы не одно, но… Дело в том, что взамен благодарности за предоставленное природой райское местечко отдыха люди оставляют после себя кучи битого стекла и мусора. Что угрожает экологическому благополучию побережья.

Да, формально побережье относится к Казнаковкому сельскому округу. Значит, смотреть за порядком надлежит местному акимату. С другой стороны, у местной администрации даже специалиста нет, который бы следил за чистотой и порядком на берегу. Не предусмотрено в местном бюджете и средств на благоустройство побережья – установку мусорных контейнеров, биотуалетов и так далее. Словом, с какой стороны не взгляни на эту проблему, получается, что Казнаковское побережье в этом плане совершенно бесхозное.

Владимир Минченко

Еще новости

Back to top button