Общество

Моряки местного значения

На Казнаковской переправе с одного берега Бухтарминского водохранилища на другой вот уже 50 лет переправляют людей и транспорт большегрузные паромы. Одним из них, паромом «Курчум» (прежнее название «Енисей»), управляет капитан судна Дуйсен Аубакиров.

Моряки местного значения

Знакомство с ним состоялось в ходе обычного рейса парома, во время моего летнего отдыха на побережье Бухтармы. Паром, полностью загруженный автомобилями, медленно двигался от одного берега к другому.

– Сезон мы стараемся открывать пораньше, – говорит Дуйсен Аубакиров. – В советские времена он начинался, когда водохранилище еще было покрыто льдом. Техники в то время было достаточно, ломали ледоколом лед толщиной до 25 сантиметров.

Для перевозки автомобилей паром оборудован достаточно большой палубой и двумя аппарелями для заезда машин на паром и их спуска. Следует отметить, что техника безопасности обязывает водителей и пассажиров покидать транспортное средство во время паромной переправы. Поэтому уютно расположившись на палубе, пассажиры любуются в это время красивыми видами, пьют прохладительные напитки, запивая ими нехитрые закуски, купленные в буфете.

В разговоре Дуйсен Аубакиров вспомнил то время, когда для безопасности судоходства от лоцманов и капитанов требовалось большое профессиональное мастерство. Тогда всех иртышских капитанов знали в лицо, как сейчас космонавтов. Имели они луженую глотку, могли перекричать даже судовую сирену.

Появлению на Бухтарминском водохранилище двух уникальных паромов «Енисей» (переименованного после ремонта в «Курчум») и «Иртыш», по словам Дуйсена Аубакирова, флот обязан одному из руководителей Верхне-Иртышского пароходства – Владимиру Гордиенко. Водоизмещение каждого судна до 600 тонн. В середине 60-х годов прошлого века из Тюмени с судостроительного завода своим ходом через все реки бывшего постсоветского пространства в течение двух лет были перегнаны они на Бухтарминское водохранилище. Оба судна, кстати, развивают скорость до 17 километров в час (без загрузки транспортом).

После того как отремонтировали «Курчум», оказалось, что одного парома на Казнаковской переправе недостаточно – слишком большой поток автотранспорта пересекает водную акваторию с одного берега на другой. Поэтому вслед за «Курчумом» на судоремонтном заводе в Пребрежном сейчас идет ремонт «Иртыша»…

Рабочий день капитана и его команды начинается с шести часов утра. Расписание подстроено специально для пассажиров. С курчумского берега он отправляется по четным часам, с самарского – по нечетным. За сутки паром делает до 15 подходов к берегу.

Дуйсен Аубакиров – моряк с детства. Родился и вырос в поселке Приозерный. Отец, профессиональный рыбак, брал помощником на рыбный промысел сына, приучал к нелегким рыбацким будням. После школы Дуйсену не удалось поступить сразу в институт, чем отец был недоволен. Но парень проявил самостоятельность, выбрал армию и только потом поступил в Новосибирский институт водного транспорта.

Кем только не пришлось работать начинающему жизнь молодому человеку – был матросом, рулевым, мотористом, начальником пристани. После закрытия пароходства трудился в шахте. Это были времена застоя, когда найти работу было не так-то легко. Но судьба улыбнулась Дуйсену, и он перебрался на Каспийское море, подтвердил умение морского судовождения и шесть лет бороздил морские просторы.

– По состоянию здоровья пришлось уволиться, – говорит капитан. – Теперь на своей родине работаю…

Вахтовым методом по 10 дней команда «Курчума» в любую погоду перевозит людей и автомобильный транспорт. У капитана есть помощник – рулевой-моторист Семен Глушков.

По словам рулевого, управлять судном несложно, для этого просто нужен навык. У Семена он есть – ведь на воде уже одиннадцать лет.

У паромщиков сейчас горячая пора. Не пугает их и перспектива строительства нового путепровода через водохранилище. Когда это будет – пока неизвестно, а в данный момент их труд и услуги восточноказахстанцам очень необходимы

Антонина Гаврилова
Курчумский, Кокпектинский районы

Еще новости

Back to top button